Класс: 6–7.
Предметы: музыка, изобразительное искусство, литература, экология.
Тип урока: интегрированный урок
Цель урока:через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, экология - путешествуя по различным этапам урока, раскрыть приближение чудесного времени года – начало весны; почувствовать свою сопричастность к зеленому миру, ощутить радость или грусть при общении с ним; сделать настоящее открытие, что удивительное действительно находится рядом, только нужно научиться замечать его; вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о ценности природы и правилах поведения в ней, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Интеграция предметов - музыки, изобразительного искусства, литературы, экологии дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами; представляет собой диалог искусств, показывает родственные темы, сюжеты и образы, общие эмоциональные лейтмотивы и эстетические принципы. Интеграция в экологическом воспитании способствует формированию не только знаний по экологической культуре, но и осознанному применению их на практике, стремлению к здоровому образу жизни, к развитию творческой личности.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, самостоятельная работа, работа с тестом, репродукцией).
Технологии: проблемные, развивающие, игровые, здоровьесберегающие, экологического воспитания школьников, информационно-коммуникационные технологии.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация; картины художников (Приложение 1), стихи поэтов на доске (Приложение 2), общая картина-полянка на мольберте, композиция из цветов.
Музыкальный материал: песня “Живет повсюду красота” - муз. Ю. Антонова - сл. М. Пляцковского; песня “Отчего так в России берёзы шумят?” - муз. И. Матвиенко - сл. М. Андреева; фортепианный цикл “Времена года. Подснежник” П.И. Чайковского; песня “Давайте сохраним” муз. А. Черного сл. Н.Старшинова.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
- Предметные результаты: выявление многосторонних связей музыки, литературы, изобразительного искусства, экологии; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведение; анализировать и сравнивать произведения.
- Личностные результаты: проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания; передавать свои впечатления в устной форме, пении; владеть навыками оценки и самооценки творческой деятельности; готовность и способность к саморазвитию; уметь интерпретировать учебный материал из одной формы выражения в другую; иметь наличие достаточного словарного запаса для выражения того, что знает и слышит; иметь интерес к данной теме, эмоциональный настрой.
- Метапредметные результаты: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач, участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей, формирование и развитие эстетических и экологических качеств личности, бережного отношения и любви к природе.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективу в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы, выражать в словесной форме свое мнение.
- Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить новые задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес, сравнивать музыкальные и художественные образы; характеризовать произведение.
- Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, работать в паре, группе, слушать собеседника, отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Доброе утро, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
II. Целеполагание и мотивация.
- Сегодня у нашего урока тема необычная, но прежде, чем мы ее узнаем, я поставлю вам клип, а вы предположите, о чем мы будем говорить на уроке (слайд 1,2).
Клип – “Живет повсюду красота”
Ответы ребят: о природе, красоте природы, людях, музыке, экологии, природе и музыке.
III. Актуализация знаний.
- Совершенно верно, но посмотрите на оформление нашей доски, мой учительский стол, какие предметы вы видите на нем?
Ответы ребят: На доске – стихи, прикрепленные на магнитах; репродукции картин известных художников, а на столе – композиция из цветов.
- А какие виды искусства воплощены в них? (литература, живопись).
Учитель: Правильно, мы будем говорить с вами о красоте природы в музыке, живописи и литературе. А тема сегодняшнего урока называется “Живет повсюду красота” (слайд 3). Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство и экология рассмотреть чудесные образы природы в различных художественных произведениях.
IV. Изучение нового материала.
- Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся - “Музыкально-литературная” (слайд 4).
Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Еще в глубокую старину народ почитал силы природы, поклонялся им. Это нашло выражение в календарных праздниках, обрядах и русских песнях. В русских народных песнях очень часто воспевалась красота природы. Скажите, какое дерево является символом России? (береза) - слайд 5.
- Верно, это береза. Ее называли деревом четырех дел: мир освещать – тепло и свет березовых дров, крик утешать – поделки из бересты, чистоту соблюдать – березовые веники в бане, больных исцелять – лечебные свойства березы. Есть и очень известная народная песня о березе. Какая? (“Во поле береза стояла”).
- Молодцы, а назовите мне современную песню про берёзу, например группы “Любэ”? (“Отчего так в России берёзы шумят”) - слайд 6,7.
- Давайте исполним песню (слайд 8).
- Также природа и красота (слайд 9) этого дерева ярко отразились в творчестве русских поэтов, так как все они любили свой край, родную природу.
Иван Бунин Над озером, над заводью лесной – |
Александр Прокофьев Люблю березу русскую, |
Всеволод
Рождественский БЕРЁЗА Чуть солнце пригрело откосы Вся в белое платье одета, Гроза ли над ней пронесётся, Наряд её лёгкий чудесен, Он делит с ней радость и слёзы, |
- У вас в группах находятся листочки со стихами, прочитайте их (слайд 10,11,12). Какое время года отражено в этих стихотворениях? - (весна, начало лета).
- А какой известный русский композитор XIX века обращался в своем творчестве к временам года? (П. И. Чайковский).
- Правильно. Цикл “Времена года” - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей - показать различные времена года с его характерными особенностями. Давайте послушаем небольшой фрагмент из цикла П.И. Чайковского “Времена года. Подснежник”. Прослушайте произведение и постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта музыка. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания (слайд 13).
- Что вы почувствовали? Какое настроение (слайд 14) передает музыка? (весенняя, легкая, воздушная, нежная, прозрачная, звонкая, волнующая, радостная, пробуждение природы).
- Молодцы, ребята. А теперь перейдем к следующей нашей станции - “Изобразительной” (слайд 15).
- Давайте вспомним с вами, как в изобразительном искусстве называется изображение природы? (пейзаж).
Правильно. Сейчас я предлагаю вашему вниманию описать картины русских художников в которых отражена весна. На описание картины вам отводится по 5 минут.
- 1 группа - картина А. К. Саврасова “Грачи прилетели”.
- 2 группа - картина И. И. Левитан “Весна. Большая вода”.
- 3 группа - картина В. Н. Бакшеева “Голубая весна”.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
- Ну, а теперь проверяем.
Ответ учащихся 1 группы (слайд 16):
Алексей Саврасов на картине “Грачи прилетели” изобразил окраину обычной русской деревни. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег ещё лежит в некоторых местах, но уже понятно, что скоро весна полностью войдёт в свои права. В правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. На переднем плане художник изобразил молоденькие березки, кажущиеся беззащитными и хрупкими. На их ветвях сидят только что вернувшиеся из дальних краев грачи. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.
За простым забором из досок видно широкое поле, покрытое снегом. Виднеются крыши деревенских домов, церковь с колокольней. Небо, тянущееся до самого горизонта, тоже говорит о скором приближении весны. За облаками оно наполнено яркой сочной синевой, на фоне которой силуэты птиц на ветвях деревьев выглядят особенно контрастно. Картина “Грачи прилетели” исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Все на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок – наполнено бесконечным лиризмом и поэзией.
Картина “Грачи прилетели” очень свежа, легка и радостна, художник с большим удовольствием показывает зрителям весеннее обновление природы.
Ответ учащихся 2 группы (слайд 17):
На картине изображён момент половодья, когда “большая вода” покрыла прибрежные области (плывущие вдали избы, лодка), затопив всё вокруг. Тонкие деревья, погруженные в прозрачную воду, вздымаются навстречу светло-голубому небу, словно умытому дождями, отражающемуся вместе со стволами в разливе реки. Вода тиха и неподвижна.
Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.
Ответ учащихся 3 группы (слайд 18):
Художник Василий Бакшеев является продолжателем традиций Саврасова и Левитана. На картине изображен лес в середине весны, когда еще не появились листья на деревьях, но воздух уже полон тепла и сочных запахов просыпающейся природы.
Мы видим, что день солнечный и теплый: от деревьев ложатся тени, а тропинка залита водой от стаявшего снега. Бежевые и розоватые стволы берез, коричневато-сероватая трава, голубое небо удивительно четко передают ощущение свежести и чистоты проснувшейся после зимней дремы природы.
- Великие русские художники XIX века А.К.Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!
А теперь давайте подберем стихи (находятся на доске с магнитами) к картинам. Капитаны команд прошу с картинами ваших групп (прикрепляют картины под листы со стихотворениями).
- Итак, наше путешествие наше продолжается и следующая станция - “Экологическая” (слайд 19).
V. Закрепление учебной информации.
- А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу в виде теста. У вас на партах лежат тесты, ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос (слайд 20,21):
1. Что такое заповедник?
а) природоохранная зона, она устраивается для сохранения уникальных природных сообществ (ландшафт, почвы, воды, растительный и животный мир);
б) естественная или искусственная озелененная территория, созданная для отдыха;
в) лаборатория по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.
2. Системой государственных и
общественных мер, направленных на гармоничное
взаимодействие природы и человека, улучшение
качеств ОС, рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов, называется
а) глобальная экология;
б) охрана окружающей среды;
в) мониторинг.
3. Что такое Красная книга?
а) “книга, куда заносятся некоторые представители животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения. Ее цвет - сигнал опасности, говорящий людям: растения и животные в беде, помогите им!)”;
б) любая книга красного цвета;
в) печатное произведение в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-либо текстом, рисунками красного цвета.
4. На каком материке на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?
а) Евразии;
б) Антарктида (на огромной территории, покрытой толщей льда растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных);
в) США.
5. Откуда в природе возникают кислотные осадки?
а) из-за опасных химических производств;
б) из-за лесных пожаров;
в) из-за вулканической деятельности, лесных пожаров, вредных и опасных химических производств, сжигания топлива в автомобилях.
6. Что такое экология?
а) комплекс взаимоотношений человека и окружающей среды;
б) взаимодействие одного организма с окружающей средой;
в) совокупность организмов вместе с окружающей средой.
7. Любые явления, связанные с заметными
воздействиями человека на природу, обратными
влияниями природы на человека, оказывающими
существенное влияние на условия жизни и развития
нашей цивилизации, называются
а) экологическая опасность;
б) экологическая проблема;
в) экологическая безопасность.
VI. Осознание и осмысление учебной информации.
- А теперь ребята, назовите глобальные экологические (слайд 22,23) проблемы в мире? (климатические изменения, нарушение озонового слоя, загрязнение гидросферы, атмосферы, литосферы (уничтожение лесов, опустынивание, потеря биоразнообразия).
- Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной (слайд 24), выход из неё требует социальных и экономических преобразований, капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.
Экологических проблем много – с ними, выйдя на улицу, встретится каждый из вас (слайд 25). Эти проблемы мы вызываем сами – войнами, катастрофами, выбросом химических веществ в атмосферу и космос и другие. Чтобы в мире не возникало таких проблем, сам человек внутри должен быть экологически чистым (слайд 26), сохранять в себе человека, доброе отношение к окружающему миру, а помогает ему в этом произведения искусства (музыка, живопись, литература), в чем сегодня мы с вами и убедились. И пришли сами к теме нашего урока – взаимосвязь экологии и музыки и живописи и литературы (слайд 27,28).
VII. Подведение итогов и рефлексия.
- И последняя наша станция - “Итоговая”. Давайте вспомним, на каких станциях мы сегодня с вами были:
1) “Музыкально-литературной” мы вспомнили символ русской природы, прослушали и охарактеризовали цикл “Времена года” П.И. Чайковского, где каждая часть произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы;
2) “Изобразительной” - вспомнили выдающихся русских художников-пейзажистов, описали их картины подобрали к их картинам стихотворения;
3) “Экологической” - ответили на экологические вопросы и современную ситуацию в мире.
- Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями, всегда разнообразной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте природы.
- Вы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И вы сегодня “МОЛОДЦЫ”. Но не забываем и о домашнем задании (слайд 29).
VIII. Домашнее задание (на выбор).
I. Выпишите в тетрадь известные песни о природе (экологии).
II. Выпишите в тетрадь известные произведения изобразительного искусства о природе.
III. Придумайте агитационный листок о защите природы.
IV. Выпишите в тетрадь ООПТ – объекты Всемирного природного наследия.
- Чтобы выразить свое настроение к уроку (слайд 30), я вас прошу прикрепить цветочек на нашей общей картине (картина находится на мольберте). Если понравился – красный цветочек, а если нет, то грустный цветочек синего цвета. Итак, капитаны команд прошу подойти к мольберту.
- И в заключении хотелось бы послушать песню-клип “Давайте сохраним” (слайд 31) и разучим её первый куплет.
До свидания!
Библиографический список
- Абрамова Г.Е.Экологическое воспитание средствами искусства/Г.Е.Абрамова. – Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников,1998.
- Захарова А.А.Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического и экологического воспитания школьников/А.А.Захарова//Музыка в школе. – 2007. - №6.
- Казанцева Н.Г. “Природа в музыке” журнал “Музыка в школе” №5:- М: 2001г.
- Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. - Урал: ГАРК. – 1998.
- Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся школ.// Е.В.Яковлева. – М.:РАО – 1996.
Интернет-ресурсы.
- https://youtu.be/MmOF1Rtxs4g
- https://youtu.be/3yKYirl7Eh8
- https://youtu.be/SOq7cE-tf08
- ttps://youtu.be/WnF-lcR0G48