Урок обучения грамоте на тему "Звук [ч], буквы Ч,ч". Б.Заходер "Глупая история"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока:

  • закрепить знания о звуке [ч],;
  • учить детей правильному, сознательному, выразительному, беглому чтению.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  • эмоционально переживать текст;
  • учить оценивать поступки людей; высказывать своё отношение к героям.

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов.

Регулятивные УУД:

  • учить определять цель деятельности;
  • высказывать своё предположение о содержании текста;

Познавательные УУД:

  • учить ориентироваться в тексте, иллюстрациях;
  • критически анализировать текст через “диалог с автором”;
  • преобразовывать информацию;

Коммуникативные УУД:

  • учить слушать и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • работать в парах.

3. Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  • учить воспринимать на слух художественный текст (в исполнении учителя, учащихся);
  • осмысленно и правильно читать (плавно по слогам), отвечать на вопросы учителя по содержанию.

УМК “Перспективная начальная школа”

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность детей
Организационный момент
Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

- Спасибо, садитесь!

Дети поворачиваются к гостям и говорят хором:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

Актуализация знаний.
Наш урок мы начнём с разминки для ума.

Слайд

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. В.Гюго

- Что хотел сказать нам писатель этими словами? Как вы понимаете?

- Спасибо! Действительно, каждое литературное произведение нас чему-то учит.

Игровой тренинг

 
Блиц-опрос.

Все ответы на вопросы должны начинаться с буквы “Ч”

  1. Победитель соревнований.
  2. Боец на посту.
  3. Автор “Мойдодыра” и “Айболита”.
  4. Посуда для приготовления кипятка.
  5. Из нее пьют чай.
  6. Кто чинит часы.
  7. Птица, которая живет на воде.
  8. В земле есть дождевые...

- Что объединяет эти слова?

Слайд

чтение слов хором, работа по раскрытию значения слов

Часы, матч, пачка, почта, очки, четверг, мальчик, сыч, дичь, штанина.

 

 

  1. Чемпион
  2. Часовой
  3. Чуковский
  4. Чайник
  5. Чашка
  6. Часовщик
  7. Чайка
  8. Черви

Все они начинаются со звука [ч]

Найдите слова, в которых:

- звук [ ч'] в начале слова;

- звук [ ч'] в середине слова;

- звук [ч'] в конце слова;

- односложные;

- двусложные;

- трехсложные;

- слова, начинающиеся с гласного звука;

- слова, начинающиеся с согласного, обозначающего мягкий звук;

- слова, начинающиеся со звонкого согласного звука;

- слова, в которых последний звук глухой.

- Молодцы!

 

Часы, четверг

Пачка, почта, очки, мальчик

Матч, сыч, дичь.

Матч, сыч, дичь

Часы, пачка, почта, очки, четверг, мальчик

Очки

Часы, четверг, дичь

Матч, дичь

Матч, четверг, сыч, дичь, мальчик

- Какой звук есть во всех этих словах?

- Кто готов рассказать историю буквы Ч и звука [ ч?] ?

- Какое слово здесь лишнее: Почему?

Слайд.

 

Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий, непарный.

Штанина

А теперь задание для сообразительных.

На слайде буквы. Ваша задача составить из этих букв 1 слово.

паяглу

Молодцы! Это слово – глупая.

- Как вы думаете, что значит слово “глупый”?

- С какой из данных картинок сочетается слово “глупая”?

- Когда историю называют глупой?

- Наши мнения разошлись.

Значит что мы сегодня будем выяснять?

 

 

Глупая

Глупый - тот, кто недогадлив, несообразителен.

история

.........

 

Какую историю считают глупой

В каждом произведении автор чему-то учит нас через своих героев.

Как вы думаете, а глупая история может нас чему-то научить? Почему?

- Кто считаем, что глупая история нас может чему-то научить? Поднимите руку.

- Кто считает, что не может?

Если мнения разошлись, значит у нас возникла ПРОБЛЕМА. И именно её нам предстоит сегодня решить.

Цель урока?

 

 

 

 

 

Выяснить, может ли глупая история чему-то научить?

I этап. Работа с текстом до чтения
- Откройте Азбуку на странице 101.

- Попробуем предположить содержание текста, не читая его. Помогут нам заглавие и иллюстрация.

- Прочитайте заголовок.

- Предположите, какое это произведение будет по настроению: весёлое или грустное? Почему?

-Посмотрите иллюстрацию к рассказу

- Кого вы видите на ней?

- Как вы думаете кто герои этого рассказа: дети или взрослые?

- Что же произошло в этом рассказе? Хотите ли вы узнать, что на самом деле случилось в этом рассказе?

 
II этап. Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом во время чтения.

Тогда начинаем читать. Вернулись на страницу 101. Будем использовать наш приём “Буксир”: я читаю и прохожу по рядам. А вы?

- Итак, совпали ли наши предположения о том, что этот рассказ будет грустным? Каким он оказался?

- Вы переживали за Петю?

- В какой момент ваша тревога за него была самой сильной?

Физминутка.

- Как живешь? (Вот так)

- Как идешь?

- Как бежишь?

- А летишь?

- Ночью спишь?

- Как даешь?

- Как берешь?

- Ждёшь обед?

- Машешь вслед?

- Утром спишь?

- А шалишь? (Надуть щеки)

- Как живёшь?

- Ребята, кто написал эту историю для вас?

Слайд

- Представьте, что Михаил Зощенко пришёл к нам в гости. Вы хотели бы задать вопросы писателю по этому рассказу?

- Давайте начнём по порядку.

Первый абзац начинает читать Лиза, а мы следим пальчиком и читаем вместе с Лизой, но только про себя.

Что значит про себя?

(до слов “Но Петя вдруг упал...)

 

Следим пальчиками и читаем вполголоса.

- Ничего не хотите спросить у автора?

- Спасибо за ваши вопросы, а теперь вопросы вам – как вы поняли прочитанное.

- Почему Петя упал?

- Почему мама кормила Петю из ложечки?

- Почему мама сама одевала Петю?

- Сколько лет было Пете?

- Каким его считала мама?

- Как она с ним обращалась?

- Что однажды случилось с мальчиком?

- Как отнеслась к этому мама?

4 года

Совсем крошечным ребёнком

Мама одела Петю и поставила на ножки.
Но Петя упал.

Очень испугалась

Второй абзац продолжает читать Валерия.

- Кто помнит, сколько раз мама пыталась поставить Петю на ножки?

Третью часть в Азбуке читает Стас.

- Кто пришёл в гости к Пете?

- Как вы думаете, а сколько лет Коле?

 

4 раза

 

Коля

Он такой же как Петя, значит ему 4 года.

- Почему Коля засмеялся?

- А это действительно смешно?

Ему стало смешно от вида Пети.
С. 102 – читает София.

- Как стали себя вести взрослые? (заохали....) Почему заохали?

Удивились своей невнимательности.
Последнюю часть читает Полина.

- Почему с Колей не бывает таких глупых историй?

- Чему научила Петю эта история?

- Будет ли мальчик теперь одеваться сам, как вы думаете? Почему?

- Давайте вспомним, какая проблема возникла у нас в начале урока. Какая?

 

- Он всегда одевается сам.

Может ли нас чему-нибудь научить глупая история?

Даже глупая история может нас чему-то научить.

- Ответьте на этот вопрос теперь сами.

- Какая история называется глупой?

- Чему вас научила эта глупая история?

- Кто в этом рассказе оказался мудрее: дети или взрослые?

А взрослые оказались какими?

 

 

 

Дети

Невнимательными

III этап. Работа с текстом после чтения.
Закрепление.

- Подведём итог.

- На что хотел обратить внимание детей писатель? Чему хотел вас научить?

В глупую историю самостоятельный человек попадает реже, чем несамостоятельный и беспомощный.

Информация о писателе.

Михаил Зощенко родился в городе Санкт-Петербурге и прожил всего 64 года. Жизнь его была трудной, но интересной. Он пережил две войны: в Первой мировой войне он был командиром батальона, а в годы Великой Отечественной войны на фронт его не взяли по состоянию здоровья и он стал вместе со своим сыном служить в добровольной пожарной охране, защищая крыши домов в своём городе от зажигательных бомб. Писать рассказы он начал в 19 лет. И много своих юмористических произведений он посвятил детям.

Когда М. Зощенко писал детские рассказы, то он не думал смеяться над непослушными детьми. Писатель хотел помочь детям стать умными, самостоятельными людьми, научить их жить.

А теперь я предлагаю вам поработать в наших творческих тетрадях.

Работа в парах.

Слайд

 
Рассмотрите иллюстрации к произведению и восстановите последовательность событий.

Проверка по слайду. Самооценка своей деятельности.

Приложение 1.
Рефлексия
Давайте подведём итог нашей работы на уроке

- Какова была цель урока? (слайд 21)

- Достигли мы цели?

- Что мы сделали для этого?

- Что нового и интересного для себя узнали?

- Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

по вопросам на слайде.

- На уроке мне было...

- Самым лёгким для меня было ...

- Самым трудным для меня было...

- Мне очень хочется...

Спасибо за ваши мысли.

А закончить наш урок я хочу словами русского писателя К.Г.Паустовского:

Слайд:

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!”

Спасибо за урок, дети!

 

Может ли нас чему-нибудь научить глупая история?

Что несамостоятельным людям тяжело жить на свете. Они могут попасть в глупую историю.