Цель урока: Познакомить учащихся с представлением числовой информации в памяти компьютера.
Задачи урока:
- образовательные: научить представлять целые числа в памяти компьютера, используя знания пройденного материала по информатике и математике, научить решать примеры по представлению целых чисел и выполнению операций над ними, используя ячейку памяти 1 байт, заполнить схему с алгоритмами действий над целыми числами;
- развивающие: развить познавательный интерес к предмету через сравнение выполнения операций над целыми числами человеком и компьютером;
- воспитательные: воспитать у учащихся информационную культуру для знания принципов работы электронных устройств, положительное отношение к учению, организованность при решении поставленной задачи.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Объяснение нового материала.
- Решение задач.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1 этап – организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут …, и сегодня мы с вами будем работать вместе. (Положительный настрой)
2 этап – актуализация знаний
Продолжите, пожалуйста, фразы: (Слайд 1)
1. Основное устройство в кабинете информатики – это…
(Компьютер)
2. Для кодирования числовой информации в компьютере используется …
(Двоичный код, двоичная система счисления)
Опираясь на понятия: двоичный код, числовая информация, компьютер, попробуйте сформулировать тему. (Слайд 2)
(Формулируют тему)
Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации в памяти компьютера
Запишем тему в тетрадь.
Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем заниматься? (Слайд 3)
(Кодировать числовую информацию)
Цель урока: Познакомиться с двоичным кодирование числовой информации в памяти компьютера.
Задачи урока: (Слайд 4)
- Познакомиться с форматами представления чисел в компьютере.
- Научиться представлять целые числа в памяти компьютера.
- Научиться выполнять сложение двоичных кодов целых чисел.
- Закрепить алгоритмы представления целых чисел в памяти компьютера.
3 этап – объяснение нового материала
По какому принципу можно разделить следующие числа на две группы: -15; 127,5; 89; -27,4; -120; 34,7? (Слайд 5)
(Целые, дробные)
В информатике это целые числа и вещественные числа. С представлением целых чисел в памяти компьютера мы сегодня и познакомимся. Для этого мы возьмём ячейку 1 байт.
У вас на партах есть схема. (Слайд 6) (Приложение 1) В течение урока мы будем её заполнять, для того, чтобы было удобно и понятно выполнять задания.
По какому принципу можно разделить целые числа на две группы: 18, -32, 47, -65, -72, 89? (Слайд 7)
(Положительные и отрицательные)
Впишите это в схему. (Слайд 8)
А как происходит представление целых чисел со знаком в ячейке памяти 1 байт? А 1 байт это сколько бит? (8)
Обратите внимание на слайд (Слайд 9): левый крайний разряд ячейки отводится под знак, остальные 7 разрядов – под число.
А какое количество чисел можно представить с помощью 7 разрядов? (N = 27 = 128)
Тогда положительные числа 0..127 – 7 разрядов + 0 в знаковом разряде, обозначающий знак +.
А отрицательные числа -1..-128 – 7 разрядов + 1 в знаковом разряде, обозначающий -.
Запишем в схему числовые промежутки. (Слайд 10)
Посмотрите, пожалуйста, на пример. (Слайд 11)
Как представлено число 35 в ячейке памяти 1 байт? Что для этого надо сделать? (Перевести в 2 с/с и добавить незначащие нули до 8 разрядов.)
Запишем алгоритм представления целого положительного числа в памяти компьютера в схему. (Слайд 12)
А теперь выполните задание 1 самостоятельно. (Слайд 13)
(Вызвать учащегося к доске)
Разберём представление отрицательных целых чисел в памяти компьютера. (Слайд 14)
Посмотрите, пожалуйста, на пример. Как представлено число -35 в ячейке памяти 1 байт?
Для этого нужно последовательно получить прямой, обратный и дополнительный код.
Запишем алгоритм (Слайд 15) представления целого отрицательного числа в памяти компьютера в схему. (Слайд 16)
А теперь выполните задание 2 самостоятельно. (Слайд 17)
(Вызвать учащегося к доске)
Давайте сверим содержание схемы, которую вы получили и перейдём к выполнению действий. (Слайд 18)
4 этап – решение задач (закрепление)
Задание 3 (Слайд 19)
Найти сумму двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления.
2210+1710
(Вызвать к доске)
Задание 4 (Слайд 20)
Найти разность двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210-1710
(Вызвать к доске)
5 этап – подведение итогов, рефлексия (Слайд 21)
Вывод:
Человек может складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень, а компьютер – только складывать, используя дополнительный код, что увеличивает скорость работы компьютера. Причём так работает вся бытовая техника.
Рефлексия
Что узнали нового на уроке?
- Каким образом представляются положительные и отрицательные числа в памяти компьютера.
- Рассмотрели операцию сложения.)
На партах есть стикер. Нарисуйте на нём:
- 11, если всё понятно
- 01, если есть вопросы
- 00, если затрудняетесь ответить.
6 этап – домашнее задание (Слайд 22)
П. 4.1.4, № 4.11. По желанию попробуйте вычислить -22-17, решить примеры с карточек заданий.
Если остаётся время, раздать карточки с заданиями. (Приложение 2)