Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут
Автор учебника: учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
Тип: Изучение нового материала
Цели по содержанию:
- обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
- развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
- воспитывающие: формирование у обучающихся мотивации к обучению и познавательной деятельности
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения грибов,
- способы питания грибов,
- роль грибов в природе и жизни человека,
- способы размножения.
Учащиеся должны уметь:
- выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
- различать грибы: сапротрофы, паразиты.
- объяснять явления симбиоза.
- сравнивать с представителями разных царств живой природы
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий,
- овладевать методами биологической науки и умениями описывать биологические объекты и процессы
Личностные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие при
работе в группе .
- строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и не вербальными средствами общения;умение обосновывать и доказывать свою т.зр.;
- умение задавать вопросы и слушать собеседника;
- умение высказывать свое собственное мнение, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
- умение дружить, уступать, убеждать.
Регулятивные УУД
- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
- создавать условия к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- формировать познавательные мотивы в обучении, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия
Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, интерактивная доска презентация к уроку, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов.
Ход урока
I. Организационный момент:
Правила на доске: Настрой на урок (Слайд 2)
Учитель:
Я умею думать.
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять
А правила на уроке будут сегодня следующие (слайд 3)
1. Сначала выслушай, затем задай вопрос.
2. Максимальная активность каждого.
3. И никакой критики.
II. Актуализация знаний
На доске: вывешены фотографии животных и растений “Классификация фотографий, вывешенных на доске”.
Учитель: Посмотрите пожалуйста на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображенные на фотографиях?
Ответ: На две. Первая группа это организмы, принадлежащие к царству растений, вторая группа - к царству животных.2 колонки - растения и животные
Учитель: Давайте ребята вспомним с вами признаки живых организмов. Я называю признак ,а вы говорите к какому царству данный признак относится.
- Неограниченный рост (Растения)
- Питание путем всасывания воды и минеральных солей (Растения)
- Наличие хлоропластов (Растения)
- Фотосинтез. Образуют органические вещества – автотрофы (Растения)
- Активное движение (Животные)
- Ограниченный рост (Животные)
- Отсутствие хлоропластов (Животные)
- Питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы (Животные)
Учитель: Ученые выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Послушайте стихотворение.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под березой,
На пеньке, среди травы.
Можно портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы детки?
Ответ: грибы
Учитель: Совершенно верно – это грибы.
III. Изучение нового материала (Слайд 4)
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока?
Ответ ( Царство - грибы) (Слайд 5)
Учитель: Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин “Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы”
Учитель: Давайте подумаем и скажем, какова же цель нашего сегодняшнего урока Закончим предложения, вставив пропущенные слова “Доказать, что .... сочетают в себе признаки....., .....и свои собственные”.( Работа с интерактивной доской –запись пропущенных слов) .(Слайд 6)
Ответ (1. Грибы, 2. Растений, 3. Животных)
Учитель: На уроке мы с вами докажем, что грибы сочетают в себе свои признаки, а также признаки животных, растений.
Вот какие признаки мы в течении урока и узнаем с вами.
Сейчас выполним с вами интересные задачи ТРИЗ (Слайд 7)
Мозговой штурм. В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование?
Ответ: Гриб – плесень образуется при высокой влаге и температуре выше 20градусов
Учитель: Сейчас поработаем с микроскопами и готовыми микропрепаратами. Посмотрите в микроскопы и скажите, что Вы там увидели?
Ответ: плесень
Учитель: Значит мы можем сказать из чего же состоит гриб плесень?
Ответ: Гриб состоит из грибных ниток.
Учитель: Исторический факт. В годы войны благодаря ученым появилось лекарство пенициллин. С его помощью спасли много раненых и больных с воспалением легких. Внимание вопрос .Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (Слайд 8)
Ответ: Это лекарство сделано из гриба – пеницилла
Учитель: Совершенно верно В 1897 году врач Эрнгест Дюшен сделал “открытие”, (Слайд 9) наблюдая за тем, как арабские мальчишки-конюхи применяют плесень с ещё сырых седел для обработки ран на спинах лошадей, натертых этими же самыми седлами. Дюшен тщательно исследовал взятую плесень, определил её как Penicillium glaucum, опробовал на морских свинках для лечения тифа и обнаружил её разрушающее действие на бактерии. Это было первое в истории клиническое испытание того, что вскоре станет известным всему миру пенициллином.
Молодой человек представил результаты своих исследований в виде докторской диссертации, настойчиво предлагая продолжить работу в данной области. Заслуженная слава пришла к Дюшену уже после смерти, в 1949 году,— через 4 года после того, как сэр Александр Флемминг был удостоен Нобелевской премии за открытие (уже в третий раз) антибиотического эффекта пеницилла. В годы Великой Отечественной Иосиф Сталин добивался увеличения поставок в СССР американского пенициллина. При этом он настаивал на том, что производство этого лекарства должно быть освоено и в СССР. Даже велись переговоры с американцами о покупке лицензии на производство пенициллина.
Учитель: Сейчас дадим характеристику грибам. Ученые долгое время не могли придумать название, что же такое грибы? В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ.
И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В настоящее время ученые насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (Слайд 10)
В нашей стране насчитывается около 200 видов грибов.
Изучением гриба занимается наука “Микология” (греч. “Микос”- гриб “логос”- наука) (Слайд 11)
Некоторые из них могут источать запахи - сыр с плесенью
Некоторые светятся – опята
Некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50см, при этом живут лишь сутки
Некоторые хищные грибы - нематофаги, обитающие в почве, ловят нематод и амеб.
Грибники собирают 15 видов, а заядлые до 25 видов грибов
Продолжается грибная охота. Очень важно, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы. Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.
(Индивидуальное задание)
А более подробно о съедобных и ядовитых грибах нам расскажет ученица...(Авторская презентация ученицы)
Учитель. Какие грибы вам известны?
Упражнение “Светофор”: я называю гриб, а вы должны поднять соответствующий кружок. Красный - несъедобный гриб, зеленый - съедобный гриб, желтый - “не знаю”.
Учитель: Ребята, а вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете?
Ответ: грибы питаются готовыми органическими веществами.
Учитель:
- Как называются организмы, питающиеся таким образом? (Сапрофиты)
- Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом? (бактерии)
- Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельнике, маслята - в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства?
Оказывается многие грибы научилась дружить с деревьями и кустарниками. Это явление называется микориза (симбиоз)
Встречаются грибы – паразиты (трутовик), а также грибы-хищники.
IV. Аутотренинг. (Слайд 12)
Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем”.
Работа по группам (Слайд 13)
Учитель:
- 1 группа читает текст на стр. 35 и готовит выступление об особенностях питания грибов (Слайд 14,15)
- 2 группа читает текст на стр. 38 и готовит выступление о путях размножения грибов и их способах. (Слайд 16,17)
- 3 группа готовит выступление о особенностях организации грибов, строения грибной клетки, прочитав текст на стр.37. (Слайд 18,19)
V. Закрепление материала.
Учитель: Давайте вспомним какие царства живой природы мы знаем? (Слайд 20)
Игра “Лишний гриб” (Слайд 21)
Учитель: На экране изображены грибы: ложный опенок, белый гриб, волнушка, лисичка, бледная поганка
Учитель: Какой гриб лишний?
Лишний – белый гриб - трубчатый, остальные грибы - пластинчатые
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.(Слайд 22)
Учитель: Для закрепления выполним онлайн - тестирование за компьютерами (http://testedu.ru/test/biologiya/6-klass/gribyi.html)
VI. Рефлексия (Слайд 23)
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что вы узнали новое о грибах?
- Давайте вспомним тему и задачи урока.
- Как можно использовать полученные знания на практике.
Ребята, у каждого на парте лежит лист самооценки. Заполните его. А также не забудьте выбрать смайлик с вашим настроением на уроке.
VII. Задание на дом: параграф №7 (Слайд 24)