Урок обобщения и систематизации изученного о фразеологизмах

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели урока: обеспечить

  • пополнение фразеологического запаса учащихся;
  • перевод пассивного фразеологического запаса в активное употребление фразеологизмов в речи;
  • воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию, ответственности за употребление слова.

Планируемые результаты:

  • личностные УУД – учащиеся получат возможность выразить свою позицию, аргументировать свое мнение;
  • регулятивные УУД – учащиеся смогут дать самооценку, соотнося результат со способом выполнения задания;
  • коммуникативные УУД – учащиеся, работая в группе, научатся принимать согласованные решения, обсуждать способы выполнения задания;
  • познавательные УУД – учащиеся смогут учиться принимать решения для самостоятельного поиска “устранения неполадок”, воплощения принятого плана действий на практике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 9 класс

Форма урока: урок-конкурс.

Оборудование: мультимедийная система, карточки с заданиями.

Эпиграф к уроку:

Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений.
(В.В.Виноградов)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Предъявление проблемного задания.

Как бы вы объяснили иностранцу смысл фразы: “Я вам покажу кузькину мать”? Попробуйте смоделировать ситуацию, составьте диалог. Работа в паре: составление диалога.

- Что означает выражение показать кузькину мать? Показать портрет матери Кузьмы? Познакомить с матерью Кузьмы?

- Фразеологический оборот показать кузькину мать - синтаксически цельное сочетание, существующее в языке в готовом виде, имеет значение сурово, жестоко наказать кого-либо, это выражение угрозы наказания.

3. Сообщение темы и цели урока.

В диалоге был употреблен фразеологический оборот. Вы уже, без сомнения, определили тему урока. Сформулируйте и запишите её в тетради.

Как вы определите цели нашего урока?

Предполагаемые ответы:

Нужно больше узнать фразеологизмов, запомнить их значение. Учиться употреблять фразеологизмы в речи.

Учитель обобщает поставленные учащимися цели урока, сообщает, что урок будет проходить как игра. Учащиеся будут соревноваться в командных конкурсах.

4. Обобщение и систематизация изученного о фразеологизмах.

1 тур. Одним словом. Укажите значение фразеологического оборота, заменив его одним синонимом.

1. На попятный двор.
2. Заткнуть за пояс.
3. Яблоку негде упасть.
4. Как снег на голову.
5. Ни к селу ни к городу.
6. Зарубить на носу.
7. Играть с огнем.
8. Как по маслу.
9. На своих двоих.
10. Обвести вокруг пальца.

1. На попятный двор. (Отказаться)
2. Заткнуть за пояс. (Победить)
3. Яблоку негде упасть. (Тесно)
4. Как снег на голову. (Внезапно)
5. Ни к селу ни к городу. (Невпопад)
6. Зарубить на носу. (Запомнить)
7. Играть с огнем. (Рисковать)
8. Как по маслу. (Легко)
9.На своих двоих. ( Пешком)
10. Обвести вокруг пальца. (Обмануть)

2 тур. Найдите соответствие. Составьте фразеологизм из предложенных компонентов.

1. Закидывать ижицу
2. Прописать как зеницу ока
3. Отставной козы канитель
4. Играть за нос
5. Бить в бирюльки
6. Сесть удочку
7. Водить ключом
8. Положить в калошу
9. Беречь барабанщик
10. Тянуть в долгий ящик

 

1. Закидывать удочку
2. Прописать ижицу
3. Отставной козы барабанщик
4. Играть в бирюльки
5. Бить ключом
6. Сесть в калошу
7. Водить за нос
8. Положить в долгий ящик
9. Беречь как зеницу ока
10. Тянуть канитель

3 тур. Исправьте ошибку.

1. Обещать золотые палаты.
2.Олимпийское возмущение.
3. Остаться с глазом.
4. На седьмом облаке
5. Мокрая утка.
6. Лезть в кувшин.
7. Кусать пальцы.
8. Закадычный враг
9. Вот где кошка зарыта.
10.А был ли дедушка?

1. Обещать золотые палаты (горы)
2. Олимпийское возмущение (спокойствие)
3. Остаться с глазом (с носом )
4. На седьмом облаке (небе)
5. Мокрая утка (курица)
6. Лезть в кувшин ( в бутылку)
7. Кусать пальцы (локти)
8.Закадычный враг (друг)
9. Вот где кошка зарыта (собака)
10. А был ли дедушка? (мальчик)

4 тур. Откуда родом? Командам надо определить, из какого источника появился фразеологизм.

1. Битый небитого везет. ( Сказка “Лиса и волк”)

2. А Васька слушает да ест. (И.А.Крылов “Кот и повар”)

3. Ахиллесова пята. ( Греческие мифы )

4. Вавилонское столпотворение. (Библия)

5. А судьи кто? ( А.С.Грибоедов “Горе от ума”)

6. Шаг вперед, два шага назад. (В.И.Ленин “Шаг вперед, два шага назад”)

7. Братья наши меньшие. (С.А.Есенин. “Мы теперь уходим понемногу…”

8. Бабушка надвое сказала. (Усеченная пословица “Бабушка надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет”)

9. Без меня женили. ( Народная песня “Я на горке стою…”)

10. Персона нон грата. (Дипломатическое выражение – перевод с латинского)

5 тур. “Перевёртыши”. Узнайте фразеологические обороты в искаженных выражениях.

1.Нашелся у трех берез. – Заблудился в трех соснах.

2. Уйдем от наших коз. - Вернемся к нашим баранам.

3. Ягненок в волчьей шерсти. – Волк в овечьей шкуре.

4. И медведи голодны, и охотники убиты. – И волки сыты, и овцы целы.

5. Вытаскивать спицы из колес. – Вставлять палки в колеса.

6. Увести от грязной воды. - Вывести на чистую воду.

7. Уши с затылка упали. - Глаза на лоб полезли.

8. Маленькое счастье. – Горе луковое.

9. Посадить на длинную цепь. – Держать на коротком поводке.

10. Умирать от чужой глупости. – Жить своим умом.

6 тур. Разложите по полкам. Распределите фразеологизмы по тематическим группам:

  1. отношение к труду
  2. взаимоотношения людей
  3. отношение к учению, знаниям, характеристика компетентности;
  4. качества характера человека;
  5. манера поведения, проявление чувств;
  6. манера говорить, содержание речи

Бить баклуши, водой не разольешь, два сапога пара, мухи не обидит, бровью не повести, от зубов отскакивать, цедить слова, собаку съесть, чепуху молоть, держать себя в руках, без царя в голове, душа в душу, гонять лодыря, в поте лица, пуд соли съесть, бесструнная балалайка, маменькин сынок, дрожать как осиновый лист, драть (разевать) глотку, рубить с плеча, ни аза в глаза не видеть, нести околесицу, ударяться в амбицию, пустить слезу, себе на уме, одного поля ягоды, через пень-колоду, гнуть горб, просиживать штаны, не лыком шит, делать большие (круглые) глаза, чесать зубы, ни в зуб ногой, с полной отдачей, не покладая рук, шерочка с машерочкой, пропащая душа, пороть горячку, ни бе ни ме (ни кукареку), воротить нос, тяп-ляп и готово, профессор кислых щей.

  1. отношение к труду: бить баклуши, гонять лодыря, в поте лица, через пень-колоду, гнуть горб, просиживать штаны, с полной отдачей, не покладая рук, тяп-ляп и готово;
  2. взаимоотношения людей: водой не разольешь, два сапога пара, душа в душу, пуд соли съесть, одного поля ягоды, шерочка с машерочкой;
  3. отношение к учению, знаниям, характеристика компетентности: от зубов отскакивать, собаку съесть, ни аза в глаза не видеть, ни в зуб ногой, ни бе ни ме (ни кукареку), профессор кислых щей;
  4. качества характера человека: мухи не обидит, без царя в голове, бесструнная балалайка, маменькин сынок, себе на уме, не лыком шит, пропащая душа;
  5. манера поведения, проявление чувств: бровью не повести, держать себя в руках, дрожать как осиновый лист, ударяться в амбицию, пустить слезу, делать большие (круглые) глаза, пороть горячку, воротить нос;
  6. манера говорить, содержание речи: цедить слова, чепуху молоть, драть (разевать) глотку, рубить с плеча, нести околесицу, чесать зубы, пороть горячку, воротить нос.

7 тур. Эстафета. Подберите антонимы к фразеологизмам

  • Рукой подать (за тридевять земель, у черта на куличках)
  • На вес золота (грош цена)
  • Семи пядей во лбу (глуп как сивый мерин)
  • Песок сыплется (молоко на губах не обсохло)
  • Гладить по головке (держать в ежовых рукавицах)
  • Чуть свет (на ночь глядя)
  • Камень на сердце (на седьмом небе)
  • В чем душа держится ( кровь с молоком)
  • Кот наплакал (хоть пруд пруди)
  • Как две капли воды (небо и земля)

8 тур. Кто больше? Гонка за лидером. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам

1. Тертый калач - стреляный воробей.

2.Смотреть в рот – ходить на задних лапках, рассыпаться мелким бесом, лизать пятки.

3. Без сучка и без задоринки - комар носа не подточит.

4. Благим матом – во всю глотку, не своим голосом, во всю ивановскую, что есть мочи, во весь голос.

5.Бок о бок – рука об руку, плечом к плечу.

6. Видать виды – пройти огонь и воду, тертый калач.

7. Во весь дух – во все лопатки, сломя голову, как на пожар, что есть духу, со всех ног.

8. Кровь с молоком – как маков цвет, румяный как наливное яблочко.

9. Глаз не оторвать – красивый как картинка, писаная красавица, красив как бог, красивый как ангел, красивый как игрушка, красотой бог не обидел.

10. Золотые руки – горит в руках; знает свое дело; и швей, и жнец, и на дуде игрец.

5. Подведение итогов урока.

  • Объявление победителей конкурса в командном и личном зачете. Объявление благодарности всем участникам игры.
  • Над какой темой работали на уроке?
  • Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? Что нового узнали о фразеологических оборотах?

6. Рефлексия.

  • Оцените свою работу на уроке:
  • Как ты работал в команде?
  • Каковы личные достижения?
  • Сколько правильных и удачных ответов ты дал?
  • Насколько увеличились твои знания?
  • Какие задания вызвали у тебя затруднения?

7. Домашнее задание

1) Рассказать о себе или своем друге, знакомом, употребив 5-7 фразеологизмов.

2) Выполнить задание на карточке (формат ОГЭ)

1. В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?

3) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.

4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался  не заплакал.

2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?

2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам– в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

4. В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  рассмеялась Оля Авласович.  Антуан сказал, Антуан посмотрел…  Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся! 

2) Мама предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.  

3) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.    

 4) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с
Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: “Таня Осокина. 7
А””.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. 

2) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

3) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

4) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. 

7. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?
1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её “хрупкой”.

3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

8. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

3) Ты не бойся: поболит  перестанет!

4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.