Класс: 9
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеофрагменты.
Цель учащихся: отличать типы взаимоотношений живых организмов в природе и давать оценку значения взаимоотношений.
Цель учителя: формирование умений учащихся выявлять отличительные признаки взаимоотношений организмов и определять их значение в природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- Формировать научное мировоззрение на основе знаний об основных типах взаимоотношений живых организмов
- Развивать способность к самооценке.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать тему и цель урока;
- Определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу
- Определять уровень усвоения изучаемого материала.
Познавательные УУД:
- Извлекать необходимую информацию из разных источников: из выступления учителя, учащихся, учебника, сравнивать, анализировать и преобразовывать ее;
- .Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Коммуникативные УУД:
- Организовывать учебное взаимодействие в паре,
- Выражать свое мнение, грамотно формулировать вопросы, вести диалог.
Предметные: Уметь характеризовать биотические связи между организмами, определять значение: симбиоза, мутуализма, комменсализма, конкуренции, хищничества, паразитизма, комменсализма, квартиранства, сотрапезничества, нахлебничества.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Организационный момент |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Садятся на свои места, настраиваются на учебную деятельность. |
|
2. Актуализация знаний |
С помощью вопросов в презентации подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. Приложение 1 |
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы. |
Познавательные: структурировать ранее полученные знания о разных живых организмах; |
3.Введение новых знаний |
Организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний. |
Слушают учителя и сообщения учащихся, записывают термины, дают им определения |
Предметные: уметь характеризовать биотические связи между организмами, определять значение: симбиоза, мутуализма, комменсализма, конкуренции, хищничества, паразитизма, комменсализма, квартиранства, сотрапезничества, нахлебничества. |
4.Первичное закрепление знаний |
Организует деятельность учащихся по первичному закреплению новых знаний, заполнение схемы. |
Обобщают полученные знания в тетради в виде схемы. Обсуждение результатов работы в паре |
Познавательные: выделять главное в тексте учебника. структурировать учебный материал в виде схемы |
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ. |
Организует закрепление знаний, используя тест на соответствие. Приложение 3. |
Индивидуальная работа учащихся с тестом на соответствие. Проверка по эталону. Самоанализ: 1 ошибка - «отлично» 2-3 ошибки - «хорошо» 4-5 ошибок - «удовлетворительно» Более 5 ошибок - «плохо» |
Регулятивные: планировать выполнение своей работы, оценивать качество выполнения работы
|
6. Итоги урока. Рефлексия |
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока по шкеле Цукерман. |
Проводят рефлексию успешности достижения цели по шкале Цукерман |
Регулятивные: определить уровень усвоения изучаемого материала |
7. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. |
Запись домашнего задания |
|
Приложение 1
2.слайд Изображены искусственные и естественные объекты (кровеносная система, система координат, речная система, системы вентиляции здания и т.д.)
Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?
Система
Вопрос. А что такое система?
Какие два ведущих понятия отражают сущность системы?
Сумма компонентов и взаимосвязь.
Вопрос. А как связаны понятия экология и система?
Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.
Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему.
И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?
3 слайд Взаимосвязи живых организмов.
Вопрос: Какие виды взаимоотношений между организмами существуют в природе?
Заполните кластер «Взаимосвязи живых организмов».
Сформулируйте цель нашего урока.
Приложение 2
4 слайд Типы взаимоотношений
++ - взаимополезные
+0 - полезно-нейтральные
+- - полезно-вредные
-- - взаимовредные
Полезновредные отношения
5 слайд Хищничество – способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных – жертв. Хищники первого порядка нападают на «мирных» травоядных животных, второго – на более слабых хищников. Способность «переключаться» с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fbc0196-bbaf-48a0-aa7d-7a4f7cd9235c/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=teacher&
6 слайд Паразитизм – форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/83c903a4-92c9-43ad-bd28-a06e434bd341/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=teacher&class=51&subject=29
Взаимовредные отношения
7 слайд Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.
Взаимовыгодные отношения.
8 слайд Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.
9 слайд Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.
10 слайд Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.
Полезнонейтральные отношения.
11 слайд Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей.
12 слайд Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.
13 слайд Сотрапезничество – отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.
14 слайд Нахлебничество – форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Приложение 3
1. Рыбы – прилипалы и акулы, дающие рыбам – прилипалам защиту и пищу.
2. Стрекозы и пауки поедают мух, бабочек и комаров.
3. Растения конкурируют между собой в борьбе за свет, влагу и т.п.
4. Гриб – трутовик паразитирует на деревьях.
5. Носорог и воловьи птицы, склёвывающие с кожи паразитов.
6.Термиты и живущие в их кишечнике жгутиконосцы, переваривающие клетчатку.
7. В гнёздах птиц и норах грызунов обитает большое количество видов насекомых, находящих в норах убежище и пищу.
8. Хищные птицы лесов и хищные звери конкурируют за пищу – мышевидных грызунов и т.д.
9. Грибы головня, спорынья паразитируют на злаках.
10. Волки и лисы поедают зайцев и мышевидных грызунов.
- Конкуренция
- Хищничество
- Паразитизм
- Симбиоз
- Нахлебничество