Разработка урока "Биотические связи в природе". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Класс: 9

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеофрагменты.

Цель учащихся:  отличать типы взаимоотношений живых организмов в природе и давать оценку значения взаимоотношений.

Цель учителя:  формирование  умений  учащихся выявлять отличительные признаки взаимоотношений организмов и определять их значение  в природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  2. Формировать научное мировоззрение на основе знаний об основных типах взаимоотношений живых организмов
  3. Развивать способность к самооценке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать тему и цель урока;
  2. Определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу
  3. Определять уровень усвоения изучаемого материала.

Познавательные УУД:

  1. Извлекать необходимую информацию из разных источников: из выступления учителя, учащихся, учебника, сравнивать, анализировать и преобразовывать ее;
  2. .Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

  1. Организовывать учебное  взаимодействие  в паре,
  2. Выражать свое мнение, грамотно формулировать вопросы, вести диалог.

Предметные: Уметь характеризовать биотические связи  между организмами, определять значение:  симбиоза, мутуализма, комменсализма, конкуренции, хищничества, паразитизма, комменсализма,  квартиранства,  сотрапезничества, нахлебничества.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Садятся на свои места, настраиваются на учебную деятельность.

 

2. Актуализация знаний

С помощью вопросов в презентации подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Приложение 1

Участвуют  в обсуждении, отвечают на вопросы.
Формулируют и записывают тему в тетрадь.
Заполнение кластера «Взаимосвязи живых организмов».
Формирование цели урока

Познавательные: структурировать ранее полученные знания о разных живых организмах;
Коммуникативные:  выражать свое мнение, вести диалог, формулировать ответы в устной форме на вопросы учителя
Личностные: проявить интерес к новому содержанию, формировать мотивацию к учебной деятельности
Регулятивные: определять и формулировать тему и  цель урока

3.Введение  новых знаний

Организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.
Объясняет новый материал
(типы взаимоотношений), задает вопросы, для выявления опорных знаний 
Демонстрирует презентацию, видео.
Организует выступление учащихся с сообщениями
« Взаимовыгодные отношения»,
«Полезнонейтральные отношения»
Приложение 2

Слушают учителя  и сообщения учащихся, записывают термины, дают им определения

Предметные: уметь характеризовать биотические связи  между организмами, определять значение:  симбиоза, мутуализма, комменсализма, конкуренции, хищничества, паразитизма, комменсализма, квартиранства,  сотрапезничества, нахлебничества.
Познавательные:  извлекать необходимую информацию из выступления учителя, учащихся; формулировать ответы на вопросы учителя
Личностные:  формировать научное мировоззрение на основе знаний об основных типах взаимоотношений

4.Первичное закрепление знаний

Организует деятельность учащихся по первичному закреплению новых знаний, заполнение схемы.

Обобщают полученные знания   в тетради в виде схемы. Обсуждение результатов работы в паре

Познавательные:  выделять главное в тексте учебника. структурировать учебный материал в виде схемы
Личностные:  дополнить и расширить имеющиеся знания о типах и значении взаимоотношении живых организмов в природе
Коммуникативные: организовывать учебное  взаимодействие в паре.
Регулятивные: определять уровень усвоения изучаемого материала

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ.

 Организует закрепление знаний, используя тест на соответствие.
Соотнесите примеры взаимосвязанных организмов с типом взаимоотношений.

Приложение 3.

Индивидуальная работа учащихся  с тестом на соответствие. Проверка по эталону.

Самоанализ:

1 ошибка -  «отлично»

2-3 ошибки - «хорошо»

4-5 ошибок  - «удовлетворительно»

Более 5 ошибок - «плохо»
(не огорчайтесь, у тебя будет возможность все исправить)

Регулятивные: планировать выполнение своей работы, оценивать  качество выполнения работы

 

 

6. Итоги урока. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока по шкеле Цукерман.

Проводят рефлексию  успешности достижения  цели  по шкале Цукерман

Регулятивные: определить уровень усвоения изучаемого материала
Личностные:   развивать способность к самооценке

7. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.
А) § 31, вопросы, термины,
б) § 31,  термины, заполнить кластер «Взаимосвязи живых организмов»

Запись домашнего задания

 

Приложение 1

2.слайд  Изображены искусственные и естественные объекты (кровеносная система, система координат, речная система, системы вентиляции здания и т.д.)

Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?
Система

Вопрос. А что такое система?
Какие два  ведущих понятия отражают сущность системы?
Сумма компонентов и взаимосвязь.

Вопрос. А как связаны понятия экология и система?
Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.
Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему.
И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?

3 слайд  Взаимосвязи живых организмов.
Вопрос: Какие виды взаимоотношений  между организмами существуют в природе?
Заполните кластер «Взаимосвязи живых организмов».
Сформулируйте цель нашего урока.

Приложение 2

4 слайд  Типы взаимоотношений
++ - взаимополезные
+0  - полезно-нейтральные
+-  - полезно-вредные
--  - взаимовредные

Полезновредные отношения

5 слайд  Хищничество – способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных – жертв. Хищники первого порядка нападают на «мирных» травоядных животных, второго – на более слабых хищников. Способность «переключаться» с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fbc0196-bbaf-48a0-aa7d-7a4f7cd9235c/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=teacher&

6 слайд  Паразитизм – форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/83c903a4-92c9-43ad-bd28-a06e434bd341/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=teacher&class=51&subject=29

Взаимовредные отношения

7 слайд  Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Взаимовыгодные отношения.

8 слайд  Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

9 слайд  Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

10 слайд   Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

Полезнонейтральные отношения.

11 слайд  Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей.

12 слайд  Квартиранство отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

13 слайд   Сотрапезничество  отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

14 слайд  Нахлебничество – форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Приложение 3

1. Рыбы – прилипалы и акулы, дающие рыбам – прилипалам защиту и пищу.

2. Стрекозы и пауки поедают мух, бабочек и комаров.

3. Растения конкурируют между собой в борьбе за свет, влагу и т.п.

4. Гриб – трутовик паразитирует на деревьях.

5. Носорог и воловьи птицы, склёвывающие с кожи паразитов.

6.Термиты и живущие в их кишечнике жгутиконосцы, переваривающие клетчатку.

7. В гнёздах птиц и норах грызунов обитает большое количество видов насекомых, находящих в норах убежище и пищу.

8. Хищные птицы лесов и хищные звери конкурируют за пищу – мышевидных грызунов и т.д.

9. Грибы головня, спорынья паразитируют на злаках.

10. Волки и лисы поедают зайцев и мышевидных грызунов.

  1. Конкуренция
  2. Хищничество
  3. Паразитизм
  4. Симбиоз
  5. Нахлебничество