Сегодня осуществляется непрерывных поиск новых подходов, ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы, решающих целый спектр задач по развитию детей, являются предметные олимпиады, конкурсы, предметные недели.
В отличии от тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады, конкурсы, предметные недели способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач.
Конкурсы, предметные недели и олимпиады – это импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях преследует свои определенные цели. Все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования. Цель соревновательных мероприятий – создание условий ранней профориентации и основ предпрофильной и профильной подготовки школьников.
И, конечно, главными испытаниями для школьников являются всероссийская и московская олимпиады школьников, которые дают возможность проверить себя во многих направлениях.
Всероссийская олимпиада проходит по всем областям знаний – это математика, информатика, физика, химия, биология, география, астрономия, русский язык, литература, английский, немецкий, французский языки, экономика, история, обществознание, право, экология, МХК, ОБЖ, технология, физическая культура, испанский, итальянский и китайский языки.
В Московской олимпиаде есть еще и метапредметная олимпиада и профильные олимпиады:
- По основам предпринимательства и финансовой грамотности
- Инженерно-конструкторское направление
- Научно-техническое направление
- Технологическое направление
Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Это бесценный опыт.
Современная система дополнительного образования детей представляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и исследовательской работой, в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями.
Для создания условий ранней профориентации и основ предпрофильной и профильной подготовки школьников вузы столицы проводят различные конкурсы и конференции:
Конкурс «Инженеры будущего», «Учись строить будущее», фестиваль «Инженерный старт» проводится в рамках мероприятий городского проекта «Инженерный класс в московской школе» с целью развития основного и среднего общего образования инженерной направленности, определения актуальных эффективных моделей реализации профильного обучения с учетом потребностей экономики Москвы, использования научного и культурно-образовательного пространства Москвы, а также представления новых образовательных достижений учащихся инженерных классов.
Конкурс научно-технических работ школьников старших классов стран СНГ «Ученые будущего».
Всероссийский конкурс исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами. Школа Реальных Дел – конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивать коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активировать творческий и интеллектуальный потенциал личности.
Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету.
Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение быстро найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности, а дух соперничества живёт в каждом человеке и конкурсы – это доступный и мирный способ для соревнования с другими в определённой области интересов.
Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных предметных неделях, олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае. Разнообразие мероприятий предметных недель позволяет раскрыться каждому обучающемуся. В программе предметных недель есть мастер-классы, которые проводят старшеклассники для учащихся начальной школы и подготовительных групп детского сада. Конкурсы и викторины для всех параллелей.
Разработан подробный план мероприятий для проведения предметной недели по Физике, Информатике и Технологии. (Приложение 1)
В Приложении 2 вы можете увидеть фотоотчёт, который вывешивается на сайте школы по окончанию предметной недели.
Предлагаем для использования во внеклассных мероприятиях сценарий конкурса-сказки для пропедевтического турнира «Умники и умницы» (3-5 классы).
Сценарий разработан учащимися 8-х классов. Сами восьмиклассники с удовольствием инсценировали ее, придумывали различные конкурсные испытания для учащихся младших классов.
Действующие лица:
- Автор
- 1 девица, Царь-девица
- 2 девица
- 3 девица
- Разбойники
- Белка
- Колдунья
Ход мероприятия
1-й автор:
Три девицы вечерком
Все в контакт зашли ладком.
Пишет там одна девица:
1-я девица:
Не хочу я быть царицей,
Я хочу банкиршей быть
Миллионами вратить.
1-й автор:
Интернет ей отвечает,
Интернет:
Если хочешь, путь я знаю.
2-й автор:
И подруга ее пишет:
2-я девица:
Не хочу я быть царицей.
Хочу я ресторан иметь,
Целой сетью их владеть
2-й автор:
Интернет ей отвечает:
Интернет:
Не печалься, путь я знаю.
1-й автор:
Пишет третья девица:
3-я девица:
Не хочу я быть царицей,
Хочу быть светскою я львицей.
Чтобы муж мой был богат,
Чтобы яхты и дома,
Были точно у меня.
Появляются разбойники
Разбойники:
Мы раз бо– бо-бобойники
Разбойники, разбойники
Пиф-паф и вы покойники
Покойники, покойники
2-й автор:
Вдруг экраны потемнели…
Разбойники:
Говорят, мы – бяки-буки
И на нас управы нет.
Давайте в руки ноутбуки-
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля.
О-па!
Зря спасенья не ищи ты,
Ибо мы умнее всех!
Ваши хитрые защиты
Мы расколем, как орех.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля
Мы расколем, как орех.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля.
О-па!
Разбойник:
Чтоб компьютер заработал,
Вы должны вставить пропущенные слова в стихи.
(За каждое слово один балл, кто первый плюс один балл. Текст заданий Приложение 3)
1-й автор:
Заработал интернет,
Видят девицы сюжет.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквями,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенку поет,
Да задачки задает.
Белка:
Кто задачки те решает,
Тот путь к победе приближает.
1-й автор:
Просит белочка при всех
Белка:
Ну-ка, взвесьте мой орех
Чья команда быстрее и точнее взвесит орех.
Сначала надо уравновесить весы
2-й автор:
Снова видят на экране,
В ясный полдень поутру,
К златошвеному шатру
Царь-девица подплывает,
Шлюпку на берег бросает,
Входит с гуслями в шатер
И садится за прибор…
Молвит тихо царь-девица:
Царь-девица:
Вот лоскутик, путь на нем
Прошейте тамбурным Вы швом.
1-й автор:
Отрясая грезы ночи
Видят девы перед собой
Лабиринт большой, большой.
Стены с частыми зубцами,
И за этими стенами
2-я девица:
Надо быстро нам пройти
Чтоб мечту свою найти
(на парте или столе изображен лабиринт, скрепка представляет машинку, которая двигается по лабиринту с помощью магнита снизу парты. Этот конкурс на время, кто быстрее пройдет лабиринт, тот и выиграл. Можно сделать этот конкурс не для одного человека от команды, а, например, для троих, тогда общее время суммируется и получится что-то вроде эстафеты)
2-й автор:
Снова видят на экране,
Как царевна молодая
Скучала поздно вечерком.
Вдруг сердито под окном
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Отгоняет пса клюкой.
Колдунья:
Девица, Бог тебя благослови
Ну-ка яблочко, лови!
1-й автор:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто
Будто медом налилось
Видны семечки насквозь.
3-я девица:
Подождать я так хотела
До обеда, не стерпела
2-й автор:
В руки яблоко взяла
К алым губкам поднесла
Потихоньку произнесла
3-я девица:
Яблоко должны почистить
Шкурка длинной быть должна
Чтоб победа к нам пришла
(Дети чистят яблоко так, чтобы получилась самая длинная шкурка. Шкурка яблока чистится до первого отрыва, а потом измеряется)
Все девицы:
Вот все конкурсы прошли мы
Что ответит Интернет
Интернет:
Чтобы многого добиться,
Надо хорошо учиться
Подведение итогов и награждение победителей.
По ходу сценария сказки можно вставлять конкурсы произвольно, это зависит от возраста детей, участвующих в турнире.
Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом.
Л.С. Выготский показал, что между процессами обучения и развития существует сложная взаимосвязь, меняющаяся с возрастом учащегося. Он доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения. Обучение обуславливает развитие. Применительно к проблеме развития творческих способностей учащихся процесс обучения осуществляется в зоне ближайшего развития, при котором поначалу школьники решают соответствующие задачи под руководством взрослых. С течением времени, по мере развития творческих способностей, эти задачи будут выполняться учащимися вполне самостоятельно. Организация творческой деятельности учащихся в зоне ближайшего развития является важным условием развития их творческих способностей. Это учитывалось нами при составлении планов предметных недель: с обязательным включением творческих элементов в учебную и внеурочную деятельность. Главное – это создать внутренние предпосылки для саморазвития, самовоспитания и самообучения как основных форм развития творческих способностей.
- Агеева И.Д. «Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:1981.
- Жукова О. Консультация «Почему мы участвуем в творческих конкурсах?» www.maam.ru/detskijsad/pochemu-my-uchastvuem-v-tvorcheskih-konkursah-355894.html