Цели урока:
- Систематизировать и закрепить знания по теме “Масштаб”.
- Закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
- Развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.
- Воспитывать трудолюбие.
Ход урока
I. Организационная часть урока.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были решить пропорции. Давайте проверим правильность ответов и заодно узнаем тему сегодняшнего урока. У вас на столе лежат листочки с кодом, заполните их.
И так какая тема нашего урока? (Тараканов)
III. Повторение теоретического материала.
Учитель географии: В обычной жизни и, особенно на уроках географии, истории мы пользуемся различными изображениями земной поверхности. Вспомним, какие существуют способы изображения поверхности Земли. Это: фотографии, аэрофотоснимки, рисунки, планы местности, схемы, карты.
Что такое план местности?
Ответ: План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.
Что такое карта?
Ответ: Географическая карта - это уменьшенное изображение земной поверхности или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.
Какие общие признаки этих двух способов изображения Земли?
Ответ: изображение на плоскости, использование условных знаков, изображение в уменьшенном виде. Для того чтобы изобразить большой или не очень большой участок земной поверхности на карте или плане, необходимо знать - во сколько раз это изображение меньше действительного. Каждая карта содержит указание на использованный при ее составлении масштаб, что позволяет её владельцу судить о соотношении между длиной линии на карте и длиной соответствующей ей линии на местности.
Что показывает масштаб?
Ответ: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.
Какие виды масштабов мы знаем?
Ответ: Именованный, численный и линейный
(Вместе с учителем в результате фронтальной беседы заполняется таблица на слайде)
Перевести:
Численный масштаб в именованный:
- 1 : 2 000
- 1 : 15 000 000
Именованный масштаб в численный:
- в 1 см – 30 км
- в 1 см – 500 м
Какой из масштабов крупнее?
- 1 : 25
- 1 : 300
- 1 : 50 000
Учитель математики: Масштаб и его виды рассматриваются, изучаются на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема?
Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение – одно из понятий математики.
Вопросы:
1. Что называют отношением двух чисел?
Ответ: Отношением двух чисел называют их частное
2. Что показывает отношение двух чисел?
Ответ: Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
3. Как найти отношение 400 м к 8 см?
Ответ: Надо выразить величины в одной и той же единице измерения и выполнить деление.
4. Выразите в см:
- 3 км = 300 000 см
- 20 м = 2000 см
В м:
- 600 см = 6 м
- 2 км = 2000 м
В км:
- 7000 м = 7 км
- 500000 см = 5 км
5. Вычислите:
- 3,7 *100 = 370
- 208*10000 = 2080000
- 0,13*100000 = 13000
- 250*40 = 10000
- 600:300 = 2
- 595000:100 = 5950
- 3720:1000 = 37,2
- 25,4:100 = 0,254
IV. Решение задач.
Учитель математики: Решение задач записывается на доске и в тетрадях с обсуждением.
Задача.
Мы поехали на экскурсию в Константиново (родина С.А. Есенина). По дороге мы заехали в Рязань. Экскурсия в Константиново начинается в 13 часов. Не позднее какого времени надо выехать из Рязани, если дорогабудет проходить через Рыбное? Скорость 40 км/ч.
План действий. (обговорить и записать на доске.)
- Найти расстояние от Рязани до с. Константиново через Рыбное по карте.
- Найти расстояние на местности, учитывая масштаб М 1:3,25.
- Определить время пути.
- Узнать когда надо выехать из Рязани.
1. 2,5+5,5 = 8(см) - путь на карте
2.
на карте | на местности |
1 см | 325000 см = 3,25 км |
8 см | x см |
x = 8·3.25 = 26 (км) – путь на местности
3. 26:40 = 13/20 ч. = 39 мин. – время пути
4. 13ч – 39 мин = 12 ч. 21 мин. – надо выехать из Рязани.
Ответ: 12 ч. 21 мин.
V. Практическая работа по карточкам.
VI. Кроссворд.
Итог урока.