Бинарный урок (математика + география) на тему "Масштаб". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  1. Систематизировать и закрепить знания по теме “Масштаб”.
  2. Закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты.
  3. Развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
  4. Развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.
  5. Воспитывать трудолюбие.

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были решить пропорции. Давайте проверим правильность ответов и заодно узнаем тему сегодняшнего урока. У вас на столе лежат листочки с кодом, заполните их.

И так какая тема нашего урока? (Тараканов)

III. Повторение теоретического материала.

Учитель географии: В обычной жизни и, особенно на уроках географии, истории мы пользуемся различными изображениями земной поверхности. Вспомним, какие существуют способы изображения поверхности Земли. Это: фотографии, аэрофотоснимки, рисунки, планы местности, схемы, карты.

Что такое план местности?

Ответ: План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.

Что такое карта?

Ответ: Географическая карта - это уменьшенное изображение земной поверхности или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

Какие общие признаки этих двух способов изображения Земли?

Ответ: изображение на плоскости, использование условных знаков, изображение в уменьшенном виде. Для того чтобы изобразить большой или не очень большой участок земной поверхности на карте или плане, необходимо знать - во сколько раз это изображение меньше действительного. Каждая карта содержит указание на использованный при ее составлении масштаб, что позволяет её владельцу судить о соотношении между длиной линии на карте и длиной соответствующей ей линии на местности.

Что показывает масштаб?

Ответ: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

Какие виды масштабов мы знаем?

Ответ: Именованный, численный и линейный

(Вместе с учителем в результате фронтальной беседы заполняется таблица на слайде)

Перевести:

Численный масштаб в именованный:

  1. 1 : 2 000
  2. 1 : 15 000 000

Именованный масштаб в численный:

  1. в 1 см – 30 км
  2. в 1 см – 500 м

Какой из масштабов крупнее?

  1. 1 : 25
  2. 1 : 300
  3. 1 : 50 000

Учитель математики: Масштаб и его виды рассматриваются, изучаются на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема?

Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение – одно из понятий математики.

Вопросы:

1. Что называют отношением двух чисел?

Ответ: Отношением двух чисел называют их частное

2. Что показывает отношение двух чисел?

Ответ: Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

3. Как найти отношение 400 м к 8 см?

Ответ: Надо выразить величины в одной и той же единице измерения и выполнить деление.

4. Выразите в см:

  • 3 км = 300 000 см
  • 20 м = 2000 см

В м:

  • 600 см = 6 м
  • 2 км = 2000 м

В км:

  • 7000 м = 7 км
  • 500000 см = 5 км

5. Вычислите:

  • 3,7 *100 = 370
  • 208*10000 = 2080000
  • 0,13*100000 = 13000
  • 250*40 = 10000
  • 600:300 = 2
  • 595000:100 = 5950
  • 3720:1000 = 37,2
  • 25,4:100 = 0,254

IV. Решение задач.

Учитель математики: Решение задач записывается на доске и в тетрадях с обсуждением.

Задача.

Мы поехали на экскурсию в Константиново (родина С.А. Есенина). По дороге мы заехали в Рязань. Экскурсия в Константиново начинается в 13 часов. Не позднее какого времени надо выехать из Рязани, если дорогабудет проходить через Рыбное? Скорость 40 км/ч.

План действий. (обговорить и записать на доске.)

  1. Найти расстояние от Рязани до с. Константиново через Рыбное по карте.
  2. Найти расстояние на местности, учитывая масштаб М 1:3,25.
  3. Определить время пути.
  4. Узнать когда надо выехать из Рязани.

1. 2,5+5,5 = 8(см) - путь на карте

2.

на карте на местности
1 см 325000 см = 3,25 км
8 см x см

x = 8·3.25 = 26 (км) – путь на местности

3. 26:40 = 13/20 ч. = 39 мин. – время пути

4. 13ч – 39 мин = 12 ч. 21 мин. – надо выехать из Рязани.

Ответ: 12 ч. 21 мин.

V. Практическая работа по карточкам.

VI. Кроссворд.

Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Приложения