Цели: создать условия для повторения и обобщения знаний по теме “Лексика и фразеология”, продолжить формировать умения работать с разными видами словарей; воспитывать любовь к природе к природе, родному краю.
- Предметные. Повторение известного учащимся материала по лексике и фразеологии (синонимы, антонимы, фразеологизмы, стилистически нейтральные, разговорные и книжные слова), употребление в речи лексических единиц.
- Метапредметные. Строят речевое высказывание, структурируют знания, читают и слушают. Вносят коррективы, учатся адекватно оценивать выполненное. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие. Учатся формулировать собственное мнение.
- Личностные. Дают адекватную самооценку учебной деятельности. Осознают границы собственного знания и “незнания”.
Ход занятия
I. Разминка (индивидуальная работа).
1. Что такое словарь?
2. Какие словари вы знаете?
3. Почему словарей так много? (Слово – многоаспектная единица языка (значение, связь с другими словами, происхождение, степень употребительности, сфера использования, правописание, особенности произношения, строение...), и каждому из его аспектов может быть посвящён специальный словарь, описывающий слова языка с какой-то одной стороны, под каким-то определённым углом зрения (значениям – толковый словарь; синонимам – словарь синонимов; частоте употребления в речи – частотный словарь; происхождение –этимологический словарь; иноязычным соответствиям – словарь переводной, антонимам – словарь антонимов, паронимам – словарь паронимов, фразеологизмам – фразеологический словарь и т.д.).
4. Почему понятие “лексическое значение” - это центральное понятие в лексикологии? (Слово - это тот объект, который изучает лексикология, а важнейший аспект слова – что за явление оно обозначает, то есть его лексическое значение, без которого знаменательного слова просто не бывает, вот поэтому это центральное понятие лексикологии).
5. Какой из компонентов лексического значения слова обязателен, а какой нет? Почему?
(Лексическое значение обязательно, потому что любое слово возникает для того, чтобы обозначить тот или иной предмет (в широком смысле слова), а эмоционально-оценочный компонент значения может отсутствовать, так как выражение отношения к названному словом явлению отнюдь не обязательно).
6. Какой словарь поможет нам выяснить значение незнакомого слова? (Толковый словарь).
7. Любое ли слово многозначно? Приведите примеры. (Нет, например, слово “айсберг” однозначно”).
8. Какая польза в явлении многозначности слова? (Многозначность оберегает словарный состав языка от чрезмерного разрастания, позволяя одним словом называть разные предметы, если они связаны внешним или внутренним сходством, по функции или находятся в неразрывной связи).
9. Мешает ли нашей речи существование омонимов? Почему? (Нет, потому что контекст и ситуация речи всегда подсказывают, что за явление имеется в виду).
10.Почему никто не сомневается, что синонимы – это разные слова? (Синонимы всегда звучат по – разному).
11.Чем объяснить, что большинство синонимов имеют близкие значения? (Совершенно одинаковые по смыслу и стилистической окраске слова не нужны языку, поэтому много их не бывает, к тому же обычно только одно употребляется активно, а другое (другие) играют роль запасного, относясь к пассивной части лексического запаса языка (ср.: самолёт – аэроплан) и нередко превращаясь в устаревшие).
12.Зачем нужны нам слова – синонимы, значения которых очень близки? (Чтобы иметь возможность обозначить разные аспекты одного явления (радость, отрада, ликование, веселье, оживление, праздник, торжество), разные оттенки одного качества (приятный, отрадный, сладкий, сладостный, милый, славный, располагающий к себе).
13.Каким образом синонимы могут помочь нам добиться точности, выразительности и стройности нашей речи? (Они предоставляют нам возможность выбора, а это позволяет достигнуть и большей точности, и большей выразительности, и стилистической стройности, избежав тавтологии).
14.Почему слова с противоположным значением оказываются связанными по смыслу? (Антонимы называют “крайние точки” одного явления).
15.Любое ли слово имеет антоним? (Нет: не все явления способны иметь эти “крайние точки” (стол, учебник, карандаш...).
16.Зачем нам очень желательно помнить о существовании слов-паронимов в нашем языке? (Чтобы не спутать их, не употребить нечаянно одно вместо другого - одеть-надеть, высокий - высотный, дождевой - дождливый).
II. Распределите синонимы по данным ниже предложениям так, чтобы значение слова точно соответствовало смыслу предложения (работа в парах- задание разместить на слайде).
Привлекать, прельщать, манить.
1.Тень от развесистых клёнов ... изнывающих от зноя пешеходов. 2.Изобретателя ... перспектива создания необыкновенной машины. 3.Этот человек ... к себе окружающих необыкновенной сердечностью и добротой.
III.Подберите к данным фразеологизмам словарные синонимы и проследите, как при этом изменяется их эмоциональная и стилистическая окраска.
Смотреть сверху вниз, сбить с рук, сбить с толку, выйти из себя, пускать пыль в глаза, стоять на пути, путаться под ногами, вылететь в трубу, куры не клюют, идти ко дну, не из робкого десятка, в чём душа держится, чёрный день, не ко двору, в два счёта, пороха не выдумает, ни два ни полтора.
IV. Составьте по предложению на каждое из указанных ниже значений следующих слов (работа в группах – задание получают на карточках).
Природа:
1. Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
2. Места вне городов (поля, леса, горы).
3. перен. Основное сходство, сущность.
Парк:
1. Сад для отдыха.
2. Место стоянки и ремонта транспортных средств.
3. Совокупность отдельных видов механизмов.
Беречь:
1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.
2. Охранять от кого или чего-нибудь, хранить.
Красота:
1. Совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; всё красивое, прекрасное.
2. Красивые, прекрасные места.
3. О чём-нибудь приятном, доставляющем удовольствие, удовлетворение.
V. Укажите в текстах возвышенно-поэтическую лексику. Объясните её стилистическое значение.
1.
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок...Последние слёзы
О горе былом,
И первые грёзы
О счастье ином...
(А. Майков, “Весна”.)
2
Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмётся под ближнюю сень;
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло...
Солнца ещё не видать,
А на душе благодать.
(А.Фет, “На рассвете”.)
VI. Выразительно прочтите стихотворение, определите его стилистическую принадлежность. С помощью каких лексических средств она достигается.
Ты не слышишь, как плачут цветы,
Как кричат, когда боль им приносишь?
Как дрожат и трепещут листы,
Когда руку на них ты заносишь?
Повсеместно улыбки таят
Разноцветные лики природы,
Будто ласково в душу глядят...
Как нужны им любовь и свобода!...Всё живое нам надо беречь,
Мы ведь тоже природы все дети
И должны понимать её речь,
Чтобы в дружбе прожить с ней на свете.
(Т.Трясорукова, “Плачут цветы”.)
VII. Выразительно прочитайте текст. Найдите многозначные слова и объясните их значения. Выделите слова, допускающие синонимическую замену, и подберите к ним синонимы, а также слова, допускающие антонимические отношения, и подберите к ним антонимы. Укажите слова стилистически нейтральные, разговорные и книжные. (Выполнение данного задания требует много времени, особенно если работать со словарями. Поэтому каждой группе можно дать по две строфы.)
Кричат перепела, трещат коростели,
Ночные бабочки взлетели,
И поздних соловьев над речкою вдали
Звучат порывистые трели.В напевах вечера тревожною душой
Ищу былого наслажденья —
Увы, как прежде, в грудь живительной струе!
Они не вносят откровенья!Но тем мучительней, как близкая беда,
Меня томит вопрос лукавый:
Ужели подошли к устам моим года
С такою горькою отравой?Иль век смолкающий в наследство передал
Свои бесплодные мне муки,
И в одиночестве мне допивать фиал,
Из рук переходивший в руки?Проходят юноши с улыбкой предо мной,
И слышу я их шепот внятный:
Чего он ищет здесь средь жизни молодой
С своей тоскою непонятной?Спешите, юноши, и верить и любить,
Вкушать и труд и наслажденье.
Придет моя пора — и скоро, может быть,
Мое наступит возрожденье.Приснится мне опять весенний, светлый сон
На лоне божески едином,
И мира юного, покоен, примирен,
Я стану вечным гражданином.
(1859, А.А. Фет.)
Приблизительная запись в тетрадях (сделано по словарю С.И. Ожегова):
Многозначные: кричать (4), трещат (3), ночные (2), бабочки (2), поздних (3), речкою (2), вечера (3), тревожною ((3), душой (6), ищу (4), былого (2), прежде (3), грудь (3), струя (3), вносят (5), откровенья (2), близкая (6), беда (2), томит (2), вопрос (3), лукавый (2), подошли (4), года (5), горькою (2), век (3), наследство (3), передал (6), бесплодные (3), руки (5), переходивший (6), проходят (16), слышать (5), ищет (4), жизнь (4), молодой (5), тоска (2), непонятной (2), спешить (2), верить (3), любить (4), труд (4), прийти (4), пора (2), светлый (6), сон (2), единый (2), мир (7), покой (2), примирить (2), вечный (3) гражданин (2).
Однозначные: перепела, коростели, взлетели, соловьёв, вдали, в напевах, наслажденья, живительной, мучительней, уста, отравой, смолкающий, муки, одиночество, допивать, фиал, улыбка, шёпот, внятный, вкушать, наступит, возрождение, присниться, весенний, лоно, божески.
Синонимы: кричать - реветь, орать, вопить; трещать – тараторить, бабочка – мотылёк (разг.); взлететь – подняться, взвиться; порывистые – воодушевлённые, увлечённые; трели – переливы; напевы – мелодии; вечер – вечерний час; тревожный – беспокойный; душа – сердце (душевный мир), ищу – разыскиваю; былой – прошлый, наслаждение – упоение, блаженство; грудь – бюст, перси; живительный – бодрящий, укрепляющий; струя – дух, сознание, суть; вносить, придавать; откровенье – искренность; мучительный – жестокий, жгучий; близкая – недалёкая; беда – горе; томит – мучит; вопрос – тема, проблема; лукавый – хитрый; подошли – оказались; уста – рот, губы; года – возраст; горькая – печальная; отрава – яд; век – столетие; смолкающий – стихающий; наследство – наследие; передал – дал; бесплодные – тщетные, неплодородные; муки – страдание; одиночество- единица; фиал – бокал; рука – лапа; длань, десница; переходить – пересекать, передавать и т.д.
Антонимы: кричать-шептать, поздних – ранних, вдали – вблизи, звучат – молчат, душа – тело, ищу – теряю, тревожно – спокойно, наслажденье – мученье, прежде – сейчас, вносить – выносить, откровенье – скрытность, близкая – далёкая, беда – счастье, вопрос – ответ, лукавый – простодушный, горький – сладкий, свои – чужие, бесплодные – плодородные, мука – блаженство и т.д.
Стилистически нейтральные: кричать, перепела, коростели, ночные, бабочки, взлетели, вдали, соловьёв, вечера, тревожною, ищу, прежде, вносят, мучительней, близкая, томит, подошли, года, горькою, отравой, век, наследство, передал, бесплодный, муки, одиночество, вопрос, допивать, руки, переходить, проходить, улыбка, слышать, шёпот, искать, жизнь, молодой, тоска, непонятной, спешить, верить, любить, труд, придёт, наступит, присниться, весенний, светлый, сон, единый, мир, примирить, вечный, гражданин.
Разговорные: трещать, бабочки, поздних, речкою, душой, беда, пора, божески.
Книжные: былого, наслажденья, грудь (устар.), живительной, струя (устар.), откровенья, лукавый, уста, смолкающий, фиал, внятный, вкушать, возрождение, лоно, покоен.
Устаревшие: грудь, струя, ужели, уста,
VIII. На дом. Используя эмоционально – выразительную и возвышенно – поэтическую лексику и фразеологию, составьте небольшие, но яркие описания на следующие темы: “Осень в лесу”, “На городской площади”, “Главная улица нашего города”, “Весеннее пробуждение природы”, “Дом, в котором я живу”.
IX. Рефлексия. У учащихся на парте стоит коробочка с двумя отделами. В одном из них кружочки (можно сделать другие фигуры) трёх цветов: красный, зелёный, жёлтый. За каждый вид работы учащийся, получая оценку (самооценка, взаимооценка, оценка группы, оценка учителя), кладёт кружочек в другой отдел: зелёный - 5, жёлтый - 4, красный – три. В конце урока кружочки подсчитываются и выставляется средняя оценка. Получив оценку, учащийся записывает последнее слово в тетрадь. Это слово хвалебное: молодец, умница, постарался, победил, преодолел, перешагнул и другие. Учащийся сам определяет, как у него получилось на уроке.