В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. , в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей .
Однако, несмотря на эти аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. Более того, игра противопоставляется полезным занятиям. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается. Каковы причины ухода детской игры???
Причины ухода игры достаточно очевидны.
- Прежде всего, – игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма).
- отсутствие разновозрастных детских сообществ (преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
- изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.
- доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, игры в компьютере содержание которых весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.
Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового.
Нам хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.
-
Игровые приемы обучения предполагает не только инициативу взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы.
А игра?... (игра – это свободная активность (позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты воплощение своего замысла), лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать, прерывать)
развивает инициативность и самостоятельность -
В игровых формах, действия ребенка направлены на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения. А ИГРА?
игра приносит эмоциональный подъем, главным будет сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка.
(играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила) -
Игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные действия или ответы на вопросы. А ИГРА?
Игра – это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз; это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение.
Игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту: дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство.
Дефицит игры – это зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности, бессодержательное общение, неразвитость мотивационно-смысловой сферы. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому ее отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований. Все это вызывает тревогу и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.
Существует ряд условий, способствующих возвращению игры.
КАКИЕ???
-
Прежде всего, это – открытость образовательной программы. (дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписаны программой, Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1–2 ч)
-
Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно- пространственная среда. предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, наличие предметов-заместителей мягких модулей, природного или бросового материала, многофункциональных игрушек и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Между тем в детских садах преобладают стационарные игровые уголки и реалистические игрушки (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). они провоцируют детей на однообразные действия.
Очевидно, там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей и подручных материалов, уровень игры существенно выше .
А мы остановимся на главном условии формирования игры позиция взрослого- воспитателя, его игровая компетентность.
- Попытаемся рассмотреть, что включает в себя способность взрослого приобщать детей к игре. Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. Поэтому старшие дети – лучшие учителя игры, так как им не нужно претворяться, они искренне верят в то, во что играют.
- Еще одно важное качество воспитателя – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять , давая указания и контролировать действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Важный и тонкий момент при руководстве игрой – понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением.
Для дошкольного педагога важно знание – фольклорных, народных и современных игр. Такие игры представляют особый пласт культуры, а посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.
Перечисленные нами качества и способности лежат в основе игровой компетентности педагога дошкольника. Без них невозможна развитая игра детей
Игра – единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.