Игра в современном дошкольном образовании

Разделы: Работа с дошкольниками


В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. , в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей .

Однако, несмотря на эти аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. Более того, игра противопоставляется полезным занятиям. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается. Каковы причины ухода детской игры???

Причины ухода игры достаточно очевидны.

  • Прежде всего, – игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма).
  • отсутствие разновозрастных детских сообществ (преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
  • изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.
  • доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, игры в компьютере содержание которых весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.

Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового.

Нам хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.

  1. Игровые приемы обучения предполагает не только инициативу взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы.
    А игра?... (игра – это свободная активность (позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты воплощение своего замысла), лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать, прерывать)
    развивает инициативность и самостоятельность

  2. В игровых формах, действия ребенка направлены на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения. А ИГРА?
    игра приносит эмоциональный подъем, главным будет сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка.
    (играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила)

  3. Игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные действия или ответы на вопросы. А ИГРА?
    Игра – это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз; это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение.

Игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту: дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство.

Дефицит игры – это зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности, бессодержательное общение, неразвитость мотивационно-смысловой сферы. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому ее отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований. Все это вызывает тревогу и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.

Существует ряд условий, способствующих возвращению игры.

КАКИЕ???

  • Прежде всего, это – открытость образовательной программы. (дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписаны программой, Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1–2 ч)

  • Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно- пространственная среда. предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, наличие предметов-заместителей мягких модулей, природного или бросового материала, многофункциональных игрушек и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Между тем в детских садах преобладают стационарные игровые уголки и реалистические игрушки (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). они провоцируют детей на однообразные действия.

Очевидно, там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей и подручных материалов, уровень игры существенно выше .

А мы остановимся на главном условии формирования игры позиция взрослого- воспитателя, его игровая компетентность.

  • Попытаемся рассмотреть, что включает в себя способность взрослого приобщать детей к игре. Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. Поэтому старшие дети – лучшие учителя игры, так как им не нужно претворяться, они искренне верят в то, во что играют.
  • Еще одно важное качество воспитателя тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять , давая указания и контролировать действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Важный и тонкий момент при руководстве игрой – понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением.

Для дошкольного педагога важно знание – фольклорных, народных и современных игр. Такие игры представляют особый пласт культуры, а посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Перечисленные нами качества и способности лежат в основе игровой компетентности педагога дошкольника. Без них невозможна развитая игра детей

Игра – единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Презентация