Введение
Зарождение цивилизации связано с изготовлением тканей, и ее история
может быть написана под этим углом зрения.
Отава Харлал Неру.
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных мыслить творчески, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству.
Практические занятия изобразительным, декоративно-прикладным искусством на художественном отделении школы искусств – средство общего эстетического воспитания школьников. Основная их цель – развитие художественно-творческих способностей детей, обеспечивающее возможность дальнейшей творческой работы в качестве самодеятельных художников или поступления в средние профессионально-художественные учебные заведения.
Обучение гобелену (ручному ткачеству) помогает решить многие задачи, поставленные этой целью.
Основные задачи курса:
- Формирование художественного вкуса и эстетического воспитания; художественное просвещение и привлечение к искусству ткачества, народным промыслам.
- Формирование художественного мышления, как основы развития творческой личности; художественных знаний, умений и навыков по изготовлению мини-гобеленов, развитие ремесленных навыков.
- Усвоить зависимость содержательно–эмоционального и декоративно-пластического характера изображаемого от точки зрения на него: формата технического рисунка и способа ткачества по нему, вписывание мотива и трактовки его исполнения/ плетения /.
- Пытаться предвидеть конкретную декоративную форму будущего гобелена, оценить выразительность и целесообразность выбранного мотива, выявлять богатство выразительных возможностей даже самого скромного материала / пряжи /.
- Усвоить приемы выполнения и пользования техническим рисунком, ткать по нему, усложняя мини – гобелен декоративными деталями.
- Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность исполнения работы, научиться самостоятельно ее контролировать, определять и устранять недостатки.
- Постоянно посещать музеи и выставки произведений декоративно-прикладного искусства.
Предлагаемая в данной методической разработке система занятий основывается на единстве задач обучения и воспитания. Художественно–творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками ручного ткачества, изобразительной деятельности – заинтересованного восприятия и художественного наблюдения и оценки действительности и посильного отражения жизненных впечатлений в композициях, технических рисунках.
В детской школе искусств учащихся знакомят с различными видами изобразительного искусства. Особую роль в эстетическом воспитании учащихся играет декоративно – прикладное искусство. Произведения различных видов ДПИ (керамика, скульптура, ковроткачество) окружают человека ежедневно, повсюду, а, значит, постоянно воздействуют на него.
Как двери в неведомый мир распахиваются перед ребенком, подростком, когда он начинает узнавать о том, что рисовать можно не только карандашом, но и пастелью, соусом. С наибольшим количеством художественных материалов юные художники знакомятся на занятиях ДПИ: ведь самые привычные вещи – бумага, ткань, пряжа, нить – в руках художников открывают свои выразительные возможности.
Удивительные картины можно создавать не только с помощью красок, но и используя текстильный материал – различную пряжу/ шерсть, полушерсть, синтетику, лен/.
Они находятся рядом с нами в повседневной жизни, стоит только обратить на них внимание – и они подарят радость творчества по созданию мини-гобеленов для украшения фойе школы, домашнего интерьера.
Актуальность и новизна предмета по выбору (гобелен) состоит в его направленности на создание условий для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, художественного вкуса, ремесленных навыков (ручное ткачество), определяющих выбор будущего профессионального образования, профессии.
Занятия ручного ткачества развивают у начинающих художников творческое мышление, пространственное воображение, совершенствуют двигательную моторику, формируют аккуратность и терпение в работе с пряжей, развивают трудолюбие.
В основу практикума включается работа с пряжей, нитью – материалом, обладающим пластическими свойствами и знакомым каждому подростку.
Конечно, занятия гобеленом предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусства: владеть основными способами изображения на листе по законам композиции, понять значение цвета как средства выражения определенного образа, настроения.
Именно многообразие готовых оттенков цвета пряжи, фактуры и толщины нитей позволяет ему добиться нужного результата – создать определенный образ, настроение, колорит.
Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций/ техники плетения/ и отдельные изделия. В любом случае, занятия гобеленом предполагают аналитический характер деятельности, формируют способность нестандартного мышления.
У каждого художника есть своя индивидуальная колористическая палитра восприятия, свои образы, поэтому одну и туже тему каждый трактует по своему.
Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению формы, создаваемой художником.
Помимо перечисленного, занятия гобеленом вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.
Особенности организации творческой деятельности (гобелен) в 3-4 классе ДШИ.
По мере превращения ребенка во взрослого существенно возрастают его возможности познания окружающей действительности, совершенствуются внимание, память и мышление. Поэтому целесообразно вести курс предмета по выбору “Гобелен” с детьми 13-14 лет. В этом возрасте внимание становится более устойчивым и произвольным, подросток может сознательно удерживать свое внимание на том, на что сам направит. По мере взросления подростков увеличивается их кругозор, накапливаются и систематизируются знания из разных жизненных сфер.
Основное дидактическое требование при опоре на воображение – не давать готовых знаний. Это важно еще и потому, что воображение лежит в основе рефлексии – способности рассмотреть основание своих мыслей, идей, повторно проследить их ход для новых идей.
“Всплеск” подросткового воображения тесно связан с тягой ко всему новому, необычному: ведь вообразить – это куда проще и доступнее, чем отыскать в окружающей действительности.
Развитие воссоздающего воображения – на основе воспринятой знаковой системы / словесной, графической – схемы плетения и соединения нитей/, развитие творческого воображения – создание нового, оригинального образа.
Особое значение имеют коллективно – творческие дела общественно – значимого уровня / например, оформление школьного интерьера, организация выставки .../. Детям очень важно осознать нужность своего труда, оказаться в ситуации успеха и почувствовать гордость за свою работу.
Также это позволяет наглядно продемонстрировать учащимся применение полученных ими в процессе обучения знаний и навыков на практике.
История и технология изготовления мини – гобеленов.
Искусство гобелена – древнее и в то же время молодое. Еще в XII–XIII веках в Западной Европе начали ткать вручную ковры-картины (в те времена их называли шпалерами). Они служили украшением в убранстве дворцов, богатых домов. Картоны для них создавали многие известные художники. В XV веке такие ковры стали называть гобеленами – по фамилии семейства красильщиков и ткачей Гобеленов, работавших в Париже. Их замечательные образцы прославили это искусство. Очень популярно было оно и в России, где мастера ткали прекрасные ковры на самые различные сюжеты: батальные сцены, портреты, декоративные композиции. В XIX веке художественный уровень этих изделий снизился.
Гобелен в процессе работы
С конца 50–х годов нашего века, когда началось массовое градостроительство, искусство гобелена возрождается на новой художественно-стилевой основе. Гобелены используются в оформлении интерьеров общественных зданий и жилищ, внося мягкость, уют, тепло человеческих рук. Они экспонируются на всесоюзных и международных художественных выставках. Работы современных мастеров Грузии, Прибалтики, Молдавии, Российской Федерации носят ярко выраженный национальный характер, в них воплощаются многие темы сегодняшнего дня: мира, дружбы народов, освоения космоса.
В наше время гобелен обогатился новым содержанием, решениями формы, разнообразием материалов. Он может принимать причудливые очертания: круг, овал, становиться объемным, пространственным. Это позволяет размещать его на стенах, на полу, даже на потолке. К привычным материалам – шерсть, шелк, хлопок – добавились новые, такие, как сизаль, синтетические волокна, овечье руно, кожа, шнур и другие. Мастера сочетают различную высоту рельефа, фактуру и самые разнообразные приемы ткачества, плетения, вязания, вышивки.
Ворсовый гобелен
Особую популярность приобрел мини-гобелен, изготовлением его можно заниматься в домашних условиях.
Для выполнения изделия не нужен ткацкий станок. Его можно заменить небольшой деревянной рамой размером 30x30 см, 40х60 см с гвоздями, набитыми на двух противоположных сторонах. На эти гвозди и натягиваются прочные хлопчатобумажные или льняные нити основы.
Когда рама заправлена, в нижнюю часть ее вставляют картонную или деревянную рейку, чтобы край ковра получился ровным. Затем нити основы делят на четные и нечетные, группируя их в пучки, и перевязывают пряжей разного цвета. Получаются так называемые ремизки, образующие зев для прокладывания утка – поперечной нити, которая и выполняет ткацкое переплетение. Однако такое деление для выполнения мини-гобелена школьниками не целесообразно, дети легко определяют зев из 2-3 нитей основы указательным пальцем руки для прокладывания утка – поперечной нити, которая и выполняет ткацкое переплетение.
Для равномерного распределения нитей основы и фиксации расстояния между ними необходимо сделать уравнительную плетенку. Она напоминает связанную крючком цепочку из петель по две нити основы. Концы плетенки привязываются к боковым планкам рамы.
Без ворсовый гобелен
Теперь можно начинать ткать. Первые 5–7 рядов утка выполняют из хлопчатобумажной нити для образования края. В без ворсовом изделии это делается с помощью челнока. При движении его справа налево поднимают четные ремизки, а в обратную сторону – нечетные. Ряды надо прокладывать небольшой горкой, а потом прибивать колотушкой (ее можно заменить расческой или вилкой), чтобы не стягивать нити основы.
Ковер ткут снизу вверх. Участки разных цветов выполняются одновременно, а не по очереди, то есть гобелен “растет” по всей ширине. При этом возникает необходимость соединения нитей одного цвета с другим. Существует несколько способов, вот два из них: соединение утков на одну нить основы и непосредственное соединение их между собой.
Для создания гобеленов с разнообразной фактурой используют различные техники ткачества. Впечатление вязаной поверхности создает сумаховое плетение. При египетском возникают выпуклые рельефные горошины. Для создания ворсового ковра вяжут специальные узлы, после каждого ряда прокладывая несколько рядов утка (количество их пропорционально длине ворса). Четыре крайние боковые нити основы узлами не провязывают, а заделывают утком.
Заканчивая работу, верхнюю часть гобелена нужно заделать хлопчатобумажным утком, а затем, сняв с рамы, концы основы связать узлами. Мини-гобелен можно украсить бахромой или вставить в деревянную раму.
Материал для гобелена
Если вы освоили принципы работы над гобеленом, приступайте к созданию эскиза композиции. Но прежде необходимо иметь материалы. Ими могут служить не только новая шерсть, но и пряжа от старых изделий, синтетические или хлопчатобумажные нити, тесьма, лоскуты несыпучих трикотажных тканей, разрезанные на тонкие ленты, крашеная бельевая веревка и т. д. Все это “сырье” подберите по цвету и решайте композицию. Для начала возьмите простейшее силуэтное изображение, максимально стилизованное. Главное – найти интересное сочетание материалов, правильно выбрать технику, колорит.
В настоящее время текстильной промышленностью выпускается большое разнообразие пряжи по толщине, фактуре, цвету, в зависимости от ее назначения.
Традиционные материалы для изготовления гобеленов: шерсть, шелк, полушерсть. А в настоящее время к ним прибавились: синтетическое волокно, лен, сизаль, кожа, проволока, бумага и т.д.
В работе с пряжей различной тональности и цветовой гаммой каждый может реализовать свои наклонности.
Любитель мелкой пластики получит возможность создавать рельефы (определенные виды плетения позволяют добиться объемного эффекта).
Любителю живописи доставит удовольствие богатая цветовая гамма, поиск колористических нюансов, возможность создания новой палитры.
Инструменты для ткачества
- Крючок (вязальный) для выполнения уравнительной плетенки, вязки ворсовых узлов.
- Челнок.
- Ковровая колотушка (вилка металлическая) для прибивания уточной нити.
- Гребень для оправки ворса, выравнивания навязанных ворсовых узлов.
- Ножницы.
Перед началом работы следует проверить наличие пряжи по цветовой гамме, соответствующей техническому рисунку, замыслу будущей работы (одинаковая толщина нитей, качество). По опыту работы наблюдалось, что дети, подростки с удовольствием меняются пряжей, выручают друг друга.
Технический рисунок
Технический рисунок / эскиз / для будущего гобелена выполняется на белом картоне цветными карандашами, четко подчеркивая контур изображения; закрепляется на раму, плотно прилегая к нитям основы.
Объекты изображения в декоративных работах по гобелену самые разные – цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, сказочные образы, архитектура и реальные персонажи.
После того, как первые шаги в ткачестве пройдены, учащиеся пробуют себя в новом жанре – декоративного пейзажа.
Переработка мотивов природы в декоративной композиции не требует точной копии натуры. В процессе этого преобразования необходимо отказаться от второстепенных деталей, искать обобщения контуров и силуэтов. В пейзаже можно позволить себе поиграть на цветовых пятнах. Работа в текстиле совсем не подразумевает только работу на плоскости. Придуманные композиции могут стать основой для создания декоративных объемных тел.
Примерный тематический план занятий по гобелену с детьми 13-14 лет в ДШИ
Практические занятия изобразительным искусством, в частности гобеленом, на художественном отделении школы искусств – средство общего эстетического воспитания школьников. Основная их цель – развитие художественно – творческих способностей детей, освоение ручного ткачества, знакомство с народным искусством удмуртов, с творчеством мастеров ткачества, с историей его развития.
В данной программе работа построена на использовании пластических возможностей пряжи, нитей основы. В начальный период обучения важное значение придается основам плетения, соединения нитей, техник плетения. Ребята знакомятся с образцами ДПИ (гобелены различных школ и мастеров, произведения Удмуртских мастеров по гобелену, творческие работы преподавателя, детские работы прошлых лет), создают несложные, но достаточно выразительные работы.
На втором году обучения закрепляются технические навыки плетения гобелена, разработки технического рисунка, завершения и оформления работы. Делаются первые попытки в создании самостоятельных работ. Уже первые практические навыки могут быть использованы во внеклассной работе: выполнение подарков, элементов украшения, сумочек.
Задачи:
- Обучение приемам ткачества, технологии изготовления мини-гобелена; освоение терминологии;
- Делать по наблюдению и воображению технические рисунки, ткать по ним, усложняя работу декоративными деталями;
- Формирование и закрепление моторных навыков, умений работать с пряжей, нитью различной фактуры, инструментами;
- Формирование художественного мышления, как основы развития творческой личности;
- Воспитание и развитие творческих способностей и навыков, фантазии и воображения; пытаться предвидеть конкретную изобразительную форму будущей работы, оценивать выразительность и интересность выбранного мотива, образа.
- Научиться самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять ее недостатки;
- Создание выставок, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- Выполнять собственную работу с учетом общего замысла.
- Постоянно посещать музеи и выставки произведений классического и декоративно-прикладного искусства.
Предлагаемые в тематическом плане перечни заданий – не готовый поурочный план. Это лишь перечень примерных заданий с указанием методических особенностей их выполнения. Они могут варьироваться в зависимости от особенностей учебной работы в группе. Допустимо также и некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, и количества заданий, в зависимости от успеваемости группы. Учитывая специфику предмета (трудоемкость, техника изготовления), рекомендуется проводить в комплексе с предметом – композиция, так как многие темы созвучны: стилизация растительных и природных форм, орнамент, сказочный образ, декоративный натюрморт, городской или сельский пейзаж.
Уделить особое внимание домашнему заданию: подготовка рамы; подбор пряжи по цветовой гамме; подготовка познавательного материала по теме, выполнение рефератов; самостоятельное ткачество.
Задания адаптированы и доступны для школьников 7-8 классов общеобразовательных школ (3-4 классов ДШИ).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I полугодие – 16 занятий по 1 часу = 16 часов;
II полугодие – 18 занятий по 1 часу = 18 часов.
ВСЕГО за год = 34 часа.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ I ПОЛУГОДИЕ
1. Введение. 1 ч.
2. Знакомство с технологией изготовления мини – гобеленов. 2 ч.
3. Плетения, узлы. Практическая работа. 12 ч.
4. Завершение, оформление работы. 1 ч.
ИТОГО: 16 часов
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ II ПОЛУГОДИЕ
1. Стилизация животных, растительных форм 1 ч.
2. Технический рисунок по теме 1 ч.
3. Практическая работа 15 ч.
4. Завершение, оформление работы 1 ч.
ИТОГО: 18 часов
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Композиция “Мой город” или “Сельский пейзаж”. Разработка технического рисунка. 2 ч.
2. Продолжение (практическая работа) 31 ч.
3. Завершение, оформление работы 1 ч.
ИТОГО: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
1. Введение.
Задачи: История возникновения гобелена, характерные особенности. Знакомство с народным искусством удмуртов, с творчеством мастеров ткачества, с историей его развития в Удмуртии. Зарисовка вариантов натяжения нитей основы, техник плетения, запись основных терминов.
Материалы: тетрадь для записей, ручка, карандаш; наглядное пособие “Схемы плетений”.
2. Знакомство с технологией изготовления мини-гобеленов.
Задачи: Формирование навыков и умений по натяжению нитей основы на заранее подготовленную раму, выполнение уравнительной плетенки, заработки, выполнение и закрепление технического рисунка на раму.
Материалы: деревянная рама размером 40x60см с набивными гвоздями 10x10мм, нить х/б №10 типа “Ирис”, крючок вязальный, белый картон, цветные карандаши, кнопки.
3. Плетения, узлы.
Задачи: Формирование навыков плетения, наиболее приемлемых для изготовления мини-гобеленов (Репсовое – полотняное, саржевое, двойное, сумаховое). Знакомство с выполнением ворсовых узлов, соединения нитей. Освоение навыков использования инструментов. Работа по эскизу с учетом общего замысла: индивидуально-коллективная работа на тему “Дома”.
Материалы: деревянная рама с натяжными нитями основы по формату эскиза, закрепленный технический рисунок, нити для плетения (шерсть, полушерсть, синтетика), вилка, ножницы.
4. Завершение, оформление работы.
Задачи: Формирование навыков завершения работы: выполнение заработки и срезание работы с рамы, закрепление концов основы длиной не менее 12-15 см, связывание их вместе по 2-4 нити. Оформление гобелена с учетом замысла (цвет, фактура, образ).
Материалы: рама с сотканным гобеленом, ножницы, рамка для оформления, декоративные рейки (бамбук), кнопки.
5. Стилизация животных, растительных форм.
Задачи: Преобразование формы с опорой на окраску и фактуру с учетом будущего гобелена, разработка 2-3 вариантов эскиза.
Материалы: бумага формата А4, простой карандаш, черная и белая гуашь, кисть.
6. Технический рисунок.
Задачи: Выполнение технического рисунка по наиболее удачному варианту эскиза, определение направления нитей утка по отношению к рисунку. Цветовое решение рисунка с учетом тональности, образа, замысла.
Материалы: белый картон, простой и цветные карандаши, черный фломастер.
7. Практическая работа (ткачество).
Задачи: Выполнение мини-гобелена по разработанному рисунку с учетом техник плетения и соединения нитей. Формирование навыков плоскостного ткачества с учетом возрастных особенностей.
Материалы: деревянная рама с нитями основы, закрепленный технический рисунок, цветные нити (шерсть, полушерсть, синтетика).
Завершение работы.
Задачи: Закрепление навыков: выполнение заработки 1см., срезание нитей основы, закрепление нитей основы.
Материалы: сотканный гобелен, ножницы, фоторамка для оформления.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Композиция “Мой город” или “Сельский пейзаж”.
Задачи: Разработка эскизов с учетом специфики ручного ткачества (направление нитей утка, основы), использование пленэрных зарисовок, выполнение технического рисунка в цвете (теплая или холодная гамма).
Материалы: пленэрные зарисовки, бумага А3, цветные карандаши.
2. Практическая работа.
Задачи: Закрепление навыков создания мини-гобеленов: умение ткать по эскизу, подбирать технику плетения, соединять нити, корректировать форму с учетом рисунка, выделять плановость, фактуру.
Материалы: рама с нитями основы, закрепленный эскиз, пряжа по цветовой гамме эскиза, инструменты.
Оформление работы.
Задачи: Формирование художественного вкуса, наблюдательности. Знакомство с различными вариантами оформления (рама, кисти).
Материалы: деревянная рама по формату работы (без учета заработки), цветные нити, репродукции с вариантами оформления, кнопки.
Урок предмета по выбору: “Гобелен”.
1 год обучения. Тема: “Стилизация животных, растительных форм”. 3 класс, 3 четверть.
Вид занятий: работа по впечатлению, памяти, на основе репродукций, аналогов, пленэрных зарисовок; на основе ранее полученных знаний по плетению и просмотру презентации “Предмет по выбору. Гобелен”.
Количество часов по теме: 3 часа (дополнительно 9 часов по композиции).
Продолжительность одного занятия: 1 урок – 45 мин.
Цели:
- Понимать значение древних корней народного искусства, особенности народного искусства родного края.
- Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства.
- Формирование и закрепление навыков создания технических рисунков с учетом темы и выбранного образа, формирование изображения с помощью линии, пятна.
- Воспитание и развитие творчески активной личности.
Задачи:
- Выполнение графических эскизов по теме “ Стилизация животных, растительных форм”, удмуртские народные узоры.
- Разработка технического рисунка с учетом замысла, техники исполнения, цветовое решение.
- Выполнение (ткачество) по разработанному рисунку, использование различных техник плетения.
Оформление мини-гобелена.
Зрительный ряд: удмуртские народные узоры, репродукции с изображением разнообразных животных и растений в реалистичном и стилизованном стилях, фотографии и репродукции гобеленов художников Удмуртии (С.Ф.Туровой; В.Н.Чадина гобелен “Песнь Победы”, З.Лебедевой), репродукции прибалтийской школы мастеров (Л.Жоголь “Цветы планете Земля”); наглядное пособие “Техники плетения”.
Материалы: бумага А3, А4, простой и цветные карандаши, черный фломастер. Деревянная рама 40x60см, цветная пряжа, нити основы – х/б, инструменты для ткачества.
Музыкальный ряд: русские и удмуртские мелодии.
План урока №1:
- Беседа, закрепляющая тему урока – 5-10 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 30 мин.
- Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока №1
Учитель | Учащиеся | Действия |
- Сегодня вы просмотрели видеофильм “ Образы животных в народном искусстве. Цветы и травы” на занятии по композиции. | Беседа |
|
- Что понравилось и запомнилось? - Что означает стилизация?
- Молодцы. Все народные орнаменты созданы на основе реальных форм, их пластики. Природа открыла человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков. |
- Красота свойственна человеку и должна
пополнять собой тот мир, который окружает его в
жизни. - Стилизация-переработка природной формы и цвета в декоративные формы. |
|
- Вы хорошо справились на композиции с
заданием по копированию стилизованных животных,
растений, птиц, используемых в орнаментах
различных народных промыслах, каких? - Молодцы. |
- Хохлома, роспись по дереву; - Гжель, роспись кобальтом по фарфору; - Городец. |
|
- Между понятием “орнамент” и “узор”
есть различия? - Узор – это рисунок, в котором сочетаются различные линии, формы, без строгого порядка. |
- Не знаем точно. | Обзор пособий по орнаменту и узору. |
- Да. А орнамент – это рисунок, построенный из ряда узоров с ритмическим чередованием. | - Узоры создает окружающая природа. | |
- Заданием сегодняшнего урока будет выбрать и срисовать с таблицы “Удмуртские народные узоры” образы птиц, растений, человека. | Звучит удмуртская мелодия, ребята выбирают узоры по заданной теме, выполняют графическую зарисовку. | |
- Давайте попробуем угадать, что
означают ваши узоры и отметим наиболее
выразительные рисунки. - На следующем занятии мы продолжим тему, будем выполнять технический рисунок для будущего гобелена. Уточним домашнее задание. |
- Очень интересные узоры, мне понравился
шиповник, похож на снежинку.
- Принести пленэрные зарисовки с животными, птицами; цветные карандаши. |
Выставка-обсуждение, подведение итогов.
Запись домашнего задания. |
Урок №2 - Сегодня на композиции вы просмотрели презентацию. Выполнили ахроматическую композицию, выбрали образ будущей работы. |
- Да, выполнив черно-белую картину, легче подбирать цвет в техническом рисунке, добиваться высоко результата, как работа Кощеевой А. “Сельский пейзаж” с пушистым деревом. | Беседа о просмотре презентации “Предмет по выбору. Гобелен”. |
- Вы пользуетесь терминологией
ткачества, давайте отгадаем кроссворд по этой
теме, так как вам предстоит качественно
выполнить тех.рисунок с учетом направления
плетения и техники исполнения. - Молодцы, хорошо справились с заданием. |
- Хорошо. | Индивидуально-коллективное разгадывание кроссворда, вопросы задает учитель. |
- Приступаем к выполнению тех. рисунка в масштабе 1x1 утвержденного эскиза, в цвете. | - Цветными карандашами, а гуашью можно? - Нет, она может окрасить нити основы. |
Учитель оказывает консультативную помощь по мере надобности. |
- Конечно, контур можно обвести черным
фломастером. Приступаем к работе. - На следующем занятии по гобелену вы приступите к ткачеству, соответственно надо принести? |
- Деревянную раму, нити основы, цветную пряжу, законченный тех. рисунок, инструменты. | Подведение итогов урока, определение задач на следующий урок. |
Цвет в гобелене.
Цвет в гобелене работает по общим законам композиции. Должен быть главный цвет, второстепенный и 1-2 акцента. Цветом можно форму объединить и раздробить, в зависимости от задачи.
Чтобы понять значение цвета как средства выражения определенного образа, нужно разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета непрост: в нем содержатся как объективное начало – это свет, так и субъективное – зрение. Свет рождает цветовое разнообразие окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии и воздействия цвета на человека, всегда привлекала людей.
У каждого художника есть своя индивидуальная колористическая палитра восприятия, свои образы, поэтому одну и ту же тему каждый трактует по-своему. Любой предмет, состояние природы, звук, слово, запах вызывают неповторимые цветовые ассоциации. Через цвет, который должен иметь необходимую ему форму, художник доносит до нас определенные образы, особенно в гобелене (фактура и цвет нити, техника плетения, узлы).
Сочетание таких двух изобразительных средств, как форма и цвет, дает широкие возможности для создания художественного образа, настроения в текстильной работе.
Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и размер элементов сопоставляемых цветовых тонов.
Между различными цветами в любой композиции существует очевидная взаимосвязь: каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, и два цвета вместе влияют на третий. Непродуманное изменение одного цвета приводит к разрушению колористической гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.
Поэтому особое значение в выполнении гобелена придается тоновой и цветовой разработке технического рисунка, соблюдении качества исполнения гобелена по нему, сохранение замысла художника.
Отличаясь разнообразием фактур, тональным богатством цвета, гобелен наряду с активной декоративной функцией решает и сложные идейно-образные задачи (работы советских мастеров Н.З. Еремеевой, Э.В. Вигнере, Г.Л. Кандарели).
Список литературы и иллюстраций
- Л. И. Божович Проблемы формирования личности. М., 1995г.
- А. Г. Грецов Практическая психология для подростков и родителей СПб.; Питер, 2006г.
- Н. Н. Ростовцев Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., 1987г.
- В. О. Гартиг Искусство Советской Удмуртии. Киев “Реклама” 1987г.
- К. М. Климов Удмуртское народное искусство. Ижевск “Удмуртия” 1988г.
- В. Н. Козлов Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981г.
- Л. Н. Миронова Цветоведение. Минск. Высшая школа. 1984г.
- Н. В. Байсарова Искусство ткачества – детям. “Покчиослы”.
- Т. Б. Сапожникова, О. А. Коблова Методика проведения уроков ИЗО по теме “ДПИ в жизни человека”. М. “Первое сентября” 2009г.
- Л. Е. Жоголь “Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий” Киев 1978.
- Иллюстрации: Фотографии из личного архива. Фотографии детей публикуются с письменного соглашения родителей.
Заключение
Разрабатывая тему “ Предмет по выбору. Гобелен”, я еще больше убедилась в необходимости организации ткачества в детской художественной школе. Работа с пряжей, пожалуй, наименее хлопотное дело, в отличие от других видов изодеятельности. Небольшой перечень простых инструментов, наличие пряжи – все это не составит больших трудностей в организации занятий по гобелену.
Многообразие форм исполнения текстильных работ (мини-гобелены, сумочки, ремни, украшения) позволяют учителю постоянно поддерживать в учащихся интерес к учению. Коллективная творческая деятельность на первых этапах обучения гобелену (задание по техникам плетения “Дома”) помогает сформировать коллектив, и одновременно, раскрывает индивидуальные качества ребенка. У учащихся формируются также и деловые навыки при планировании и организации творческих дел. Понимание и владение техникой ручного ткачества дадут возможность безграничной творческой деятельности молодых людей в любой профессиональной области, какой бы они не занимались в будущем, что несомненно принесет огромную пользу.
Я работаю в ДШИ №10 десятый год, в системе образования 20 лет. Уроки изобразительного искусства, ручного ткачества (гобелен), пленэрная практика, экскурсии в музеи (центр ДПИ Удмуртии) должны служить целям приобщения учащихся к наследию народной культуры, обучения приемам и навыкам традиционного художественного мастерства, профессиональной ориентации, воспитания у школьников интереса к работе мастеров гобелена, творческого отношения к труду.
Видя заинтересованность подростков к рукоделию (изготовление фенечек, поздравительных открыток, вышивка ), решила предложить им новый вид рукоделия – гобелен, тем более он самой мне интересен (дипломная работа, творческие работы, изготовление наглядных пособий).
Хотелось заинтересовать современных школьников новым увлечением, отвлечь от компьютерных занятий, развить интерес к исконно народному творчеству, его традициям и наследию.
Целесообразно вести курс предмета по выбору “Гобелен” с детьми 13-14 лет. В этом возрасте внимание становится более устойчивым и произвольным, подросток может сознательно удерживать свое внимание на том, на что сам его направит; развивается воссоздающее воображение – на основе воспринятой знаковой системы (словесной, графической), развитие творческого воображения – создание нового, оригинального образа с учетом техники исполнения и материала (доступность, дешевизна и многообразие готовых оттенков цвета пряж).
Учитывая отсутствие трудового обучения во многих общеобразовательных школах, занятия ручным ткачеством приобретают особую актуальность, особенно для девочек. Происходит знакомство с инструментами (крючок для вязания используется для выполнения уравнительной плетенки, столовая вилка – для прибивания нитей утка, гребень металлический или деревянный – для оправки ворса, выравнивания ворсовых узлов).
Занятия гобеленом развивают у начинающих художников творческое мышление, пространственное воображение, совершенствуют двигательную моторику, формируют аккуратность и терпение в работе с пряжей, развивают внимание, трудолюбие, усидчивость, уважительное отношение к преподавателю (творческие работы, участие в выставках), вызывают заинтересованность.
Предлагаемая методическая разработка направлена на развитие у учащихся художественного вкуса, творческого потенциала, ремесленных навыков, определяющих выбор будущего проф.образования (средние и высшие образовательные учреждения), будущей профессии (самодеятельные художники).
В художественной культуре Удмуртии, наряду с народным творчеством, важное место занимает ДПИ художников-профессионалов, которое развивается в единстве, взаимосвязи с народным искусством.
К ведущим отраслям ДПИ Удмуртии последних лет следует в первую очередь отнести гобелены, которые требуют от авторов совершенства владения искусством живописи и ремеслом ткача. И это не случайно: традиции народного ткачества в Удмуртии продолжают и сегодня оставаться очень жизнеспособными. Удмуртский гобелен активно входит в синтез искусств, становится частью ансамблевого проектирования современного общественного интерьера.
Вывод: проявив заинтересованность к данному предмету, овладев первичными навыками ткачества, основами художественного образования, выпускники школы искусств получают определенную профессиональную ориентацию.