«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов –
авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать
о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний».
(Д.С. Лихачев)
В нашей работе важна тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, способствует формированию у них исторического сознания.
Цель работы: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
- Создание условий для погружения детей в культуру русского народа.
- Воспитание интереса к народной культуре.
- Обеспечение положительного эмоционально-психологического настроя детей.
- Расширение словарного запаса детей на основе фольклорных поэтических произведений.
- Создание условий для двигательной активности детей на основе народных подвижных игр.
- Знакомство детей с традиционными народными календарными праздниками.
- Просвещение родителей.
Приобщение детей народной культуре детей включает в себя несколько направлений:
- знакомство и широкое использование всех видов фольклора посредством чтения, разучивания потешек, рассказывания и обыгрывания русских народных сказок и т.д. Ведь в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
- знакомство с народными играми и игрушками через организацию серии тематических занятий;
- первоначальное знакомство с росписями на деревянной посуде и игрушках
- проведение народных календарных праздников для детей.
Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу национального быта дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться в культуру своего народа, поэтому в нашем саду создан мини-музей «Русская горница», с целью воссоздания обстановки, которая способствует погружению ребенка в среду народной культуры и обеспечивает особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей.
В «Горнице» можно проводить познавательные занятия для детей всей группы или подгрупповые занятия (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т.д.). В нем собраны подлинные предметы народного быта и изготовлены адаптированные предметы мебели и обстановки, имитирующие русскую избу: деревянные столы, лавки, русская печь, люлька - колыбель, прялки, народные деревянные игрушки, глиняная и деревянная посуда, народные костюмы для мальчиков и девочек: рубахи, сарафаны.
Все предметы в «Горнице» - интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение, примерять костюмы, рисовать, лепить, играть. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал.
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
- «Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
- «Кухонная утварь»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
- «Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
- «Как бельё стирали и гладили»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
- «Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти ,кушаки, кокошники.
- «Мастера и мастерицы» : прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия, рушники, подзоры, скатерти, коврики.
- «Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины.
- «Как детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
Цель мини музея: воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ОУ.
Содержанием работы является:
- проведение НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций воспитанниками, их родителями и гостями ОУ;
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
- оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы», «Женское ремесло», и другие;
- организация экскурсий для детей и их родителей: «Быт в русской избе», «В гостях у домовенка», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «Посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Молодец в кафтане, девка в сарафане».
Цель: Продолжать знакомить детей с историей русского народа в доступной для детей форме.
Программное содержание:
- продолжать рассказывать об одежде русского народа; формировать представления о старинной одежде;
- учить детей различать старинную русскую одежду от современной;
- учить создавать оригинальную композицию из символов;
- закрепить умение работать с вырезанными цветными символами;
- обогащать и активизировать словарь по теме: одежда: епанечка, розетка, орнамент, понёва;
- совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика);
- развивать зрительное восприятие;
- прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус;
- воспитывать интерес к народному промыслу.
Методические приёмы:
- наглядный (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесный (художественное слово, беседа, вопрос–ответ, побуждение к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
- игровой (пальчиковая игра, сюрпризный момент).
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, журналов (куклы в народных костюмах), репродукций по теме: "Русская одежда".
Организация и оборудование:
- первая часть занятия проводиться в мини - музее "Русская горница",
- вторая в групповом помещении; сундук с одеждой мужской и женской, женский русский народный костюм, корзина с куклами в народных костюмах, корзина с баранками, вешалка с одеждой старинной и современной; магнитофонная кассета с записью старинных русских мелодий, иллюстрации с изображением элементов символов орнамента, наборы цветных символов орнамента из цветного картона, карточки с символами-знаками /из орнамента.
Ход занятия
В групповое помещение входит педагог-психолог.
- Здравствуйте, ребята. Подумайте, с каким настроением вы пришли сегодня к нам на занятие. Я покажу вам: солнышко - встанут те, у кого хорошее настроение, тучка - грустное, печальное, а солнышко за тучкой - среднее. (проводится упражнение-игра)
Ребята, а вы любите ходить в гости? Давайте вспомним, где мы были и к кому в последний раз ходили в гости.
Д: К хозяйке.
- Сегодня мы пойдём опять к хозяйке, в горницу. Давайте вспомним, что мы видели у нее в избе.
Дети перечисляют предметы ранее увиденные (если затрудняются, педагог-психолог помогает)
- Нас хозяйка знакомила с предметами быта и кухонной утварью. А про какой предмет она говорила, что он ей достался в наследство от бабушки? Бабушка ей дарила и такие слова говорила: «Я берегла и ты береги!»
Д: Хозяйка говорила про сундук с одеждой.
- Давайте вместе заглянем в гости к хозяйке, но перед дорогой сделаем нашу зарядку, чтобы быть внимательными и активными. Проводится комплекс упражнений «ритмирование» (из упражнений образовательной кинезиологии «Гимнастика мозга»)
Педагог-психолог вместе с детьми отправляется в мини-музей "Русская горница".
- Вот мы и пришли в гости.
Педагог-психолог предлагает поздороваться.
Хозяйка - Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте желанные. Давно вы ко мне не захаживали. Я вам показывала много предметов, а сегодня я предлагаю заглянуть еще раз в сундук и посмотреть, что там хранится. Может быть, вы вспомните?
Д: Одежда мужская, женская.
Хозяйка открывает сундук, достает по одной вещи, предлагает вспомнить название одежды и каждому взять в руки.
- Давайте с предметами одежды пройдем в более просторную горницу и рассмотрим их поближе.
Дети проходят в группу и рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом рядом со стойкой с одеждой.
- Может кто-то из вас расскажет, что он держит в руках и кому это принадлежит?
Хозяйка помогает, если дети затрудняются с ответом. Благодарит за хорошие ответы.
Предлагает поиграть в игру «Собери костюм»
- Вам необходимо соединить верхнюю часть одежды с нижней и назвать её.
Хозяйка хвалит детей. (вешает костюмы на стойку после каждого ответа)
- Вы знаете, что вещи любят порядок, их необходимо убрать в сундук.
Снимает со стойки по одной вещи, повторяя название. Затем дети замечают, что среди старинной одежды есть современная, говорят об этом хозяйке.
- Какие вы внимательные, а чем она отличается? (помогает детям с ответами)
- Вы знаете, что у меня есть дочка Машенька, она такая трудолюбивая и работящая. Давайте вместе покажем, как Машенька мне помогает.
Физминутка, проводит педагог-психолог.
Машенька у мамы, | Поглаживание головы, сверху вниз |
Любит помогать. |
Хлопки ладонями (одна ладонь сверху, другая снизу) |
Попросила мама, |
Две ладони прижаты к груди |
Одежду постирать. |
Кисти рук сжаты, разжаты (ритмичные движения) |
Белую сорочку, |
Поглаживание левой руки от кончиков пальцев до плеча, |
|
поглаживание левой руки от кончиков пальцев до плеча |
Красный сарафан, |
Наклон туловища вперёд, с движением рук вдоль |
|
туловища от груди до пола |
Синюю рубаху, |
И.П. стоя руки на поясе, отведение правой руки в сторону |
Коричневый кафтан. |
И.П. стоя руки на поясе, отведение левой руки в сторону |
Мы одежду постирали, |
Кисти рук сжаты, разжаты (ритмичные движения) |
Мы одежду полоскали, |
Потряхивание кистей рук |
Выжимали, |
Скручивающие движения кистями рук |
И сушили |
Поднимаемся на носки, руки вверх, кисти вниз |
Чтоб опрятными мы были. |
Движение рук сверху вниз, |
|
акцент на соблюдение правильной осанки |
Хозяйка хвалит детей.
- А больше всего она любит играть. Посмотрите во что.
Показывает корзину с куклами в народных костюмах и раздает каждому по кукле.
- Положите перед собой. Куклы похожи, но все-таки чем-то отличаются. Кто из вас опишет, во что одета ваша кукла?
Дети рассказывают об элементах одежды кукол.
– Обратите внимание на орнамент, который нанесён на элементы одежды у кукол. Орнамент был на одежде, кушаках, которые ценились и носились повсеместно. Им украшались все предметы быта и сам дом. В этот орнамент вкладывался глубокий смысл. Это были настоящие послания. Самый древний орнамент — геометрический, а в настоящее время украшают растительными и сюжетными орнаментами. Из геометрические символов складывались простейшие узоры. Люди использовали символы для охраны себя и семьи и подчёркивали связь с природой. Символы все имели свое значение.
Хозяйка показывает указкой на каждый символ, выкладывая его на доске.
Например:
- если в орнаменте вы видите диск - розетку, он обозначал солнце;
- если вы видите волнистую или изогнутую линию – это знак воды, всего живого на земле;
- колесо с зубчиками и крестом означает небо, дождевые облака и солнце;
- деревья - это символ жизни рода , корни - это предки, ствол - живущие, крона - будущее поколение;
- ромб (квадрат) - символ земли и плодородия. Если разделен внутри еще на четыре ромба, то это – поле. Маленькие ромбики, это лунки для семян, если пусты, значит поле не засеяно;
- ромб с точками — знак засеянной земли;
- девушку с поднятыми руками - это богиня земли, плодородия, судьбы - "Берегиня".
Земные образы размещались ниже, небесные — выше.
Законы отразились и в цвете (в вышивке, живописи). Были цвета природы (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче).
- А теперь я предлагаю вам составить свой узор. (показывает на картинки костюмы)
У детей на столах стоят подносы с символами орнамента. Дети подходят. Кладут куклы в корзину. Смотрят на доску с изображением символов орнамента. Дети составляют свои узоры. Звучит народная музыка. Хозяйка хвалит детей.
- А давайте я попробую "прочитать», ваш орнамент. Сейчас вы выложили орнамент, а вечером вы с воспитателем его нарисуете.
Хозяйка показывает иллюстрации с клетками, где дети должны нарисовать символы орнамента.
- Какие вы молодцы. Вы, наверное, знаете, что русский народ славился своим гостеприимством и хлебосольством. Я вам тоже приготовила корзину с угощеньем, а мне пора возвращаться к своим домашним делам и к дочке - помощнице. Спасибо, что пришли ко мне в гости. До новых встреч.
Хозяйка уходит, дети прощаются.
Педагог-психолог предлагает принять угощение.
- Понравилось ли вам в гостях? Что интересного и нового узнали? Какое настроение у вас сейчас, изменилось ли оно? (выслушивает ответы детей). А теперь выберете смайлик, похожий на ваше настроение сейчас, отметьте его и покажите всем.
Спасибо за занятие и угощайтесь.
Угощенье не простое
Посмотрите - вот какое
Все садимся мы за стол
Угощенье есть начнём.