Урок технологии по теме "Геометрическая мозаика. Мозаика из треугольников". 1-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: овладение навыком разметки деталей складыванием, формирование умения моделирования на плоскости по образцу и по собственному замыслу.

Планируемые результаты:

  • формирование умения анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу и определять технику создания, сравнивать между собой объекты, выделяя существенные признаки;
  • совершенствовать умение самостоятельно ставить для себя новые учебные задачи, планировать пути достижения целей,

Упражнение в моделировании на плоскости. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

1. Определение темы урока (слайды 1-8) Презентация (Приложение 1)

- Ребята, сегодня я предлагаю открыть у вас в классе фабрику детских игр. Мне на работу нужны только настоящие мастера, которые хорошо разбираются в различных техниках.

Посмотрите на слайды. Узнаете, в какой технике выполнены эти работы? (аппликация, мозаика, моделирование на плоскости)

- Молодцы. На нашей фабрике мы будем сегодня делать детский конструктор. Посмотрите, как можно назвать эти работы? (слайд 9, с. 78 учебника) (аппликация из бумаги, мозаика)

- Как получили мозаику? (двигали треугольники, выкладывая фигуры)

Значит, можем сказать, что использовали моделирование на плоскости.

- А какие фигуры использовали для этой мозаики? (треугольники)

Значит, тема сегодняшнего урока?... (Геометрическая мозаика) Презентация (Приложение 1) (слайд 10)

Постановка задач урока.

- Какие образы вы видите на аппликациях в учебнике с.78 и на доске (образцы работ)

(колесо, вертушка, самолёт ракета).

- Если хотите научиться делать такие же, давайте поставим задачи на этот урок.

(1. научиться размечать треугольники одинакового размера складыванием)

- Можем ли мы сразу собрать из треугольников мозаику-аппликацию?

(2. нужно сначала потренироваться выкладывать (моделировать) фигуры по рисунку и собственному замыслу)

(3. когда потренируемся – склеить аппликацию) Презентация (Приложение 1) (слайд 11)

Практическая работа по моделированию

Итак, фабрика детских конструкторов начинает свою работу. Мне нужны две бригады (“Ромашка” и “Колокольчик”) Вам необходимо потренироваться собирать (моделировать) изображения по схеме. Пройдите за “стол переговоров”. Вы получаете наборы треугольников разного цвета и схемы изделий. Ваша задача, пока звучит музыка, собрать данные изображения из наборов деталей. (коллективно выполняют задание)

Рефлексия и оценка данного этапа работы

Всё ли получилось? Из-за чего возникли сложности?...

Составление плана работы

А теперь пришло время создать собственную мозаику. Как вы думаете, понадобится ли разметка по линейке, чтобы вырезать одинаковые треугольники? (их можно разметить складыванием квадрата по двум диагоналям и сторона к стороне)

Значит, первый пункт плана нашей работы? (разметить и вырезать детали) Презентация (Приложение 1) (слайд12)

Затем? (смоделировать фигуру, двигая детали на основе)

Затем? (если всё получилось, можно наклеить детали)

Наверняка, у вас появятся и свои идеи, поэтому включим в наш план пункт “Придумать свои работы из таких же деталей”

Самостоятельная работа по моделированию и созданию мозаики по образцу и собственному замыслу.

Презентация и оценка изделий Презентация (Приложение 1) (слайд 13)

Подведём итоги. (слайд 13)

Технологическая карта урока технологии

Предмет: технология

Класс: 1 класс

Тема урока: Геометрическая мозаика. Мозаика из треугольников

Тип урока: Комбинированный (урок получения новых знаний и умений, урок применения изученных техник)

Вид урока: урок-мастерская

Цель урока: овладение навыком разметки деталей складыванием, формирование умения моделировать на плоскости по образцу и по собственному замыслу

Используемая технология: групповая технология – оргдеятельностная игра

Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для уч-ся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Орг. момент Проверяют наличие на рабочем месте необходимых материалов, инструментов и приспособлений Контролирует безопасность и правильность организации рабочего места для работы с бумагой Подготовить рабочее место мастера Развитие навыков самоконтроля, аккуратности, самодисциплины, умения организовывать свое рабочее место, отбирать необходимые материалы и инструменты для работы с бумагой и картоном;
Мотивационный блок

Определение темы урока

Определяют знакомые техники на слайдах.

Определяют, какие техники нужно будет применить для сегодняшней работы. Формулируют под рук-вом учителя тему урока.

Организует погружение в проблему. Предлагает игру в “Фабрику игрушек”. Демонстрирует слайды Определить знакомые техники на слайдах.

Выбрать техники, которые будут использоваться на уроке.

Развитие умения исследовать условия учебной задачи, сохранять учебную цель и задачу.

Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, понимания значения предметно-практической деятельности в жизни

Аналитический блок

Анализ образцов изделий Постановка учебных задач

Рассматривают аппликации в учебнике и на доске, находят общие приёмы их создания Совместно с учителем ставят задачу научиться разметке складыванием, упражняться в моделировании и склеивании Организовывает устный коллективный анализ учебных задач.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение

Задание – найти общее в способах изготовления аппликации на образцах. Определить, чему предстоит научиться, чтобы выполнить работу

Учебник с. 78

формирование умения анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу и определять технику создания, сравнивать между собой объекты, выделяя существенные признаки;

совершенствовать умение самостоятельно ставить для себя новые учебные задачи, планировать пути достижения целей

Творческая работа в группах (сборка моделей из треугольников по образцу) В группах под музыку выкладывают (моделируют) фигуры по образцу. Делит уч-ся на группы, контролирует работу внутри групп Смоделировать на столе все фигуры по образцу Упражнение в моделировании на плоскости. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Информационный блок

Практическая работа по освоению новых приёмов

Осваивают приёмы разметки треугольников складыванием квадрата. Моделируют изображения по образцу и по собственному замыслу. Склеивают мозаику – аппликацию Руководит практической работой учеников, корректирует осваиваемую технику Задание в учебнике с. 78 сделать одну аппликацию – мозаику по выбору из предложенных в учебнике и придумать свою, по собственному замыслу Развитие интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике. Работа над формированием умения соотносить схему, образец с собственным результатом
Оценочный блок

Представление работ

Представляют свои мозаики, рассказывают, что изобразили, оценивают свою работу и работу одноклассников Совместно с учениками обсуждает, сравнивает, анализирует получившиеся работы. Оценивает работы. Рассказать о своей работе: что или кого изобразили, сколько треугольников использовали. Как оценивают себя. Ориентация на оценку результатов коллективной и индивидуальной предметно-практической деятельности;

умения оценивать работы свои и одноклассников на основе заданных критериев; контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Рефлексивный блок Делятся впечатлениями от работы, рассказывают о трудностях, что больше всего понравилось Организует обсуждение проделанной работы, вместе с детьми рассматривает мозаики Поделиться впечатлениями от работы в “мастерской”, рассказать о том, что понравилось, легко ли было работать с товарищами и т. д. Развитие умения анализировать свои действия после завершения работы;

понимания причин успеха в учебе;

понимания чувств одноклассников и учителей. Работа по формированию умения формулировать собственное мнение и позицию.