Цель урока: овладение навыком разметки деталей складыванием, формирование умения моделирования на плоскости по образцу и по собственному замыслу.
Планируемые результаты:
- формирование умения анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу и определять технику создания, сравнивать между собой объекты, выделяя существенные признаки;
- совершенствовать умение самостоятельно ставить для себя новые учебные задачи, планировать пути достижения целей,
Упражнение в моделировании на плоскости. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
1. Определение темы урока (слайды 1-8) Презентация (Приложение 1)
- Ребята, сегодня я предлагаю открыть у вас в классе фабрику детских игр. Мне на работу нужны только настоящие мастера, которые хорошо разбираются в различных техниках.
Посмотрите на слайды. Узнаете, в какой технике выполнены эти работы? (аппликация, мозаика, моделирование на плоскости)
- Молодцы. На нашей фабрике мы будем сегодня делать детский конструктор. Посмотрите, как можно назвать эти работы? (слайд 9, с. 78 учебника) (аппликация из бумаги, мозаика)
- Как получили мозаику? (двигали треугольники, выкладывая фигуры)
Значит, можем сказать, что использовали моделирование на плоскости.
- А какие фигуры использовали для этой мозаики? (треугольники)
Значит, тема сегодняшнего урока?... (Геометрическая мозаика) Презентация (Приложение 1) (слайд 10)
Постановка задач урока.
- Какие образы вы видите на аппликациях в учебнике с.78 и на доске (образцы работ)
(колесо, вертушка, самолёт ракета).
- Если хотите научиться делать такие же, давайте поставим задачи на этот урок.
(1. научиться размечать треугольники одинакового размера складыванием)
- Можем ли мы сразу собрать из треугольников мозаику-аппликацию?
(2. нужно сначала потренироваться выкладывать (моделировать) фигуры по рисунку и собственному замыслу)
(3. когда потренируемся – склеить аппликацию) Презентация (Приложение 1) (слайд 11)
Практическая работа по моделированию
Итак, фабрика детских конструкторов начинает свою работу. Мне нужны две бригады (“Ромашка” и “Колокольчик”) Вам необходимо потренироваться собирать (моделировать) изображения по схеме. Пройдите за “стол переговоров”. Вы получаете наборы треугольников разного цвета и схемы изделий. Ваша задача, пока звучит музыка, собрать данные изображения из наборов деталей. (коллективно выполняют задание)
Рефлексия и оценка данного этапа работы
Всё ли получилось? Из-за чего возникли сложности?...
Составление плана работы
А теперь пришло время создать собственную мозаику. Как вы думаете, понадобится ли разметка по линейке, чтобы вырезать одинаковые треугольники? (их можно разметить складыванием квадрата по двум диагоналям и сторона к стороне)
Значит, первый пункт плана нашей работы? (разметить и вырезать детали) Презентация (Приложение 1) (слайд12)
Затем? (смоделировать фигуру, двигая детали на основе)
Затем? (если всё получилось, можно наклеить детали)
Наверняка, у вас появятся и свои идеи, поэтому включим в наш план пункт “Придумать свои работы из таких же деталей”
Самостоятельная работа по моделированию и созданию мозаики по образцу и собственному замыслу.
Презентация и оценка изделий Презентация (Приложение 1) (слайд 13)
Подведём итоги. (слайд 13)
Технологическая карта урока технологии
Предмет: технология
Класс: 1 класс
Тема урока: Геометрическая мозаика. Мозаика из треугольников
Тип урока: Комбинированный (урок получения новых знаний и умений, урок применения изученных техник)
Вид урока: урок-мастерская
Цель урока: овладение навыком разметки деталей складыванием, формирование умения моделировать на плоскости по образцу и по собственному замыслу
Используемая технология: групповая технология – оргдеятельностная игра
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для уч-ся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Орг. момент | Проверяют наличие на рабочем месте необходимых материалов, инструментов и приспособлений | Контролирует безопасность и правильность организации рабочего места для работы с бумагой | Подготовить рабочее место мастера | Развитие навыков самоконтроля, аккуратности, самодисциплины, умения организовывать свое рабочее место, отбирать необходимые материалы и инструменты для работы с бумагой и картоном; |
Мотивационный блок Определение темы урока |
Определяют знакомые техники на слайдах. Определяют, какие техники нужно будет применить для сегодняшней работы. Формулируют под рук-вом учителя тему урока. |
Организует погружение в проблему. Предлагает игру в “Фабрику игрушек”. Демонстрирует слайды | Определить знакомые техники на слайдах. Выбрать техники, которые будут использоваться на уроке. |
Развитие умения исследовать условия
учебной задачи, сохранять учебную цель и задачу. Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, понимания значения предметно-практической деятельности в жизни |
Аналитический блок Анализ образцов изделий Постановка учебных задач |
Рассматривают аппликации в учебнике и на доске, находят общие приёмы их создания Совместно с учителем ставят задачу научиться разметке складыванием, упражняться в моделировании и склеивании | Организовывает устный коллективный
анализ учебных задач. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение |
Задание – найти общее в способах
изготовления аппликации на образцах. Определить,
чему предстоит научиться, чтобы выполнить работу Учебник с. 78 |
формирование умения анализировать
конструкцию изделия по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу и определять технику
создания, сравнивать между собой объекты,
выделяя существенные признаки; совершенствовать умение самостоятельно ставить для себя новые учебные задачи, планировать пути достижения целей |
Творческая работа в группах (сборка моделей из треугольников по образцу) | В группах под музыку выкладывают (моделируют) фигуры по образцу. | Делит уч-ся на группы, контролирует работу внутри групп | Смоделировать на столе все фигуры по образцу | Упражнение в моделировании на плоскости. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
Информационный блок Практическая работа по освоению новых приёмов |
Осваивают приёмы разметки треугольников складыванием квадрата. Моделируют изображения по образцу и по собственному замыслу. Склеивают мозаику – аппликацию | Руководит практической работой учеников, корректирует осваиваемую технику | Задание в учебнике с. 78 сделать одну аппликацию – мозаику по выбору из предложенных в учебнике и придумать свою, по собственному замыслу | Развитие интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике. Работа над формированием умения соотносить схему, образец с собственным результатом |
Оценочный блок Представление работ |
Представляют свои мозаики, рассказывают, что изобразили, оценивают свою работу и работу одноклассников | Совместно с учениками обсуждает, сравнивает, анализирует получившиеся работы. Оценивает работы. | Рассказать о своей работе: что или кого изобразили, сколько треугольников использовали. Как оценивают себя. | Ориентация на оценку результатов
коллективной и индивидуальной
предметно-практической деятельности; умения оценивать работы свои и одноклассников на основе заданных критериев; контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Рефлексивный блок | Делятся впечатлениями от работы, рассказывают о трудностях, что больше всего понравилось | Организует обсуждение проделанной работы, вместе с детьми рассматривает мозаики | Поделиться впечатлениями от работы в “мастерской”, рассказать о том, что понравилось, легко ли было работать с товарищами и т. д. | Развитие умения анализировать свои
действия после завершения работы; понимания причин успеха в учебе; понимания чувств одноклассников и учителей. Работа по формированию умения формулировать собственное мнение и позицию. |