Пришкольный лагерь - одна из форм организации летнего отдыха учащихся. Для нас такая организация летнего каникулярного периода особенно актуальна, так как отправить ребенка в загородные лагеря и профилактории у большинства родителей нет материальной возможности, культурно-досуговое пространство за пределами школы сведено к минимуму, и дети все лето предоставлены сами себе.
Наблюдения, социологические опросы, анкетирование, беседы, проведенные во время учебного процесса, свидетельствуют о том, что нашим детям интересна и близка тема природы. Это вполне объяснимо: мы с детства общаемся с природой, живя в лесной зоне с красивейшими лесными ландшафтами и пересеченной местностью. Опросы показывают, что детям дорога их малая Родина.
С другой стороны, экологическая культура поведения некоторых наших школьников и жителей оставляет желать лучшего. А изучение и анализ состояния окружающей среды нашей местности позволяет судить о наличии ряда экологических проблем.
В нашей школе проводятся трудовые десанты, субботники, проводится большая работа по озеленению пришкольной территории. Но этого не- достаточно.
Таким образом, налицо проблема, даже несколько:
1. Противоречие между желаемым состоянием и тем, которое есть, с его экологическими проблемами.
2. Несоответствие в наших взаимоотношениях с природой: хозяин ведет себя не по-хозяйски.
Из этого вытекает следующая проблема:
Существует необходимость в глубоком, длительном по времени экологическом воспитании и просвещении школьников.
Восполнить недостаток экологических знаний и навыков правильного общения с природой, сделать процесс экологического воспитания непрерывным и творческим можно в летнем экологическом лагере.
Цели:
- создание оптимальных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей и воспитательного процесса в области экологического образования;
- развитие творческой познавательной активности и практических навыков изучения природы;
- организация практической работы по улучшению экологического состояния природы нашего края.
Задачи:
- полноценный активный отдых школьников;
- развитие научно-исследовательского интереса школьников;
- экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности
- воспитание патриотических чувств, любви к своей малой Родине
Формы работы
- Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика)
- Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
- Консультации
- Экскурсии
- Обсуждение итогов дня
Название, местонахождение и ведомственная принадлежность лагеря:
Летний детский экологический лагерь “Зеленая планета”; Тверская область, Калининский район, д. Некрасово, МОУ “Некрасовская СОШ”Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является экологический лагерь. Экологический лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.
Программа эколагеря “Зеленая планета” носит научно-исследовательский, познавательный, образовательный характер. Оптимальное количество детей 15 человек. Продолжительность программы 14 дней.
Процесс экологического образования результативен, вносит существенные изменения в сознание и поступки детей!
Что такое экологический лагерь? Экологический лагерь – это не просто труд ребят, уборка родного села и его окрестностей от бытового мусора, изучение экологии родного края и отдых на природе. Вместе – это нечто гораздо большее. Само по себе пребывание в лагере учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. У ребят есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение.
Все мероприятия и коллективные дела проекта нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и отчий край, любить и беречь окружающий нас мир природы.
Деятельность. Этапы работы лагеря.
- Участники экологической лагерной смены - учащиеся МОУ “Некрасовская СОШ”
- Проект рассчитан на детей и подростков в возрасте от 12 до 14 лет.
- Сроки реализации: 5 июня – 16 июня 2017 года
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (май) - изучение интересов детей; сбор информации, оценка состояния окружающей среды; выбор возможных тем для исследовательской работы; выбор природных объектов, нуждающихся в защите; разработка программ и сценариев мероприятий, проектов добрых дел; заключение договоров о сотрудничестве; подготовка документации и материальной базы для открытия лагерной смены; подготовка кадрового потенциала.
И этап - основной (июнь) - организация работы лагерной смены, реализация мероприятий эколого-краеведческой программы
III этап - заключительный (сентябрь) - подведение итогов работы, оценка результатов реализации проекта, оформление отчетных материалов, фото-отчетов, выставок, участие в конкурсах и фестивалях детских подростковых трудовых бригад и пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, проведение школьной научно-практической конференции, подготовка материалов для участия в научно-практических конференциях следующего уровня (межшкольных, районных, областных)
Работа лагерной смены построена на принципах:
- личностно-ориентированного подхода и уважения личности каждого ребенка; социальной активности;
- значимости духовно-нравственных и эколого-этических позиций в процессе формирования и становления личности;
- сотрудничества;
- содружества;
- многообразия форм, видов и содержания деятельности;
- учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работ.
В период лагерной смены была организована работа по следующим направлениям:
- образовательная деятельность под девизом “Хочу все знать!”;
- экологическая деятельность под девизом “Будь Человеком, человек!”;
- исследовательская деятельность под девизом “Познай тайны природы”;
- практическая деятельность под девизом “Войди в мир природы другом”;
- культурно - досуговая деятельность под девизом “Как прекрасен этот мир”;
- информационная деятельность под девизом “Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут...”
- социальное партнерство под девизом “Встретиться вместе - удача, сотрудничать вместе - успех!”
Мероприятия лагерной смены проводились в классном кабинете, на школьной территории , в лесу, на пересеченной местности в окрестностях д. Некрасово
Кадровый потенциал.
В организации работы лагеря участвовали учителя школы : учитель биологии и химии Маркевич О. В, преподаватель УКФ Александров С.В.); приглашенные специалисты: Бахвалова А. А., сотрудник института археологии РАН Исаев А. А. Руководитель лагерной смены: учитель географии Исаева Н.А.
Используемые методики и технологии.
- Интерактивные беседы, семинары, “круглые столы” по обсуждению достигнутых результатов, мастер-классы
- Методики коллективных занятий с созданием ситуации взаимообучения.
- Технологии сотрудничества.
- Игровые технологии (конкурсы, викторины).
- Метод проектов и проектные технологии.
- Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
- Занятия в творческой мастерской.
- Методики организации коллективных творческих дел
- Информационные технологии.
- Самостоятельная подготовка.
- Методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, мониторинг промежуточных и конечных результатов)
Ожидаемые результаты. Для школьников:
1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.
2. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
3. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
4. Развитие лидерских качеств.
5. Развитие информационной культуры участников проекта.
6. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
7. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
8. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей “малой родины”.
9. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своей деревни
ПАСПОРТ
программы детского летнего экологического
лагеря
Нормативно-правовая база | - Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
“Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации” - Федеративный закон от 19.04.1991№1032-1 “О занятости населения в РФ” - Закон Тверской области от 26.12.2009 №136-03 “Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей” |
Заказчик программы | МОУ “Некрасовская СОШ” |
Форма реализации программы: | Деятельность образовательного учреждения в летний период. |
Цель реализации программы: | Создание условий для формирования социальных компетенций школьников, сохранения и укрепления их нравственного, физического, морально-психологического здоровья в условиях летнего оздоровительного лагеря; организация непрерывного гражданского образования и патриотического воспитания школьников, широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в школе в летний период стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества. |
Задачи | 1. Обеспечить непрерывность процесса
обучения и воспитания школьников в период
летнего отдыха через организацию
эколого-географического образования. 2. Создать условия для приобретения социального опыта и успешной реализации себя в разнообразной деятельности. 3. Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других. 4. Пропагандировать нравственные ценности, культуру здоровья. 5. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования. |
Основные направления деятельности по реализации программы | - эколого-краеведческое - творческо-познавательное - гражданско-патриотическое - трудовое - творческо-познавательное - нравственно-эстетическое |
Принципы построения программы | 1.принцип природосообразности - учет
возрастных особенностей, половых различий,
индивидуальных потребностей при определении
организационных форм и видов деятельности; 2.принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора; 3.принцип максимации ресурсов - использование всех возможных (материально-технических,кадровых,организационно-методических) ресурсов для наиболее успешного, оптимального решения поставленных задач. |
Ведущие ценности | 1. развитие интеллектуальной сферы,
творческого потенциала; 2. физическое оздоровление школьников 3. сохранение и укрепление нравственного и эмоционально-психологического здоровья детей 4. содействие социализации обучающихся и развитию их коммуникативных умений через организацию разнообразных видов деятельности. |
Место реализации | МОУ “Некрасовская СОШ” |
Кадры | Педагоги ОУ |
Общее количество участников лагеря | 15 человек |
Контингент участников | Обучающиеся школы |
Возраст детей | 12-14 лет |
Социальные категории | Семьи: многодетные, полные, неполные, благополучные. Находящиеся в трудной жизненной ситуации. |
Основные организационные виды и формы деятельности | - коллективно-творческие дела - проектная деятельность - научно-исследовательская деятельность - творческие и социальные мастерские - трудовые десанты - экскурсии |
Наш девиз: “Если не мы, то кто же нашей Земле поможет?”
Содержание программы эколого-краеведческой лагерной смены
Направление деятельности | Мероприятия |
Образовательная деятельность Девиз: “Хочу все знать!” |
1. Изучение флоры, фауны, нашего края
(беседы; просмотр презентаций, экскурсии) 2. Изучение лекарственных растений нашего края. “Зеленая аптека”. Занятие с биологом. 3. Экологическая школа безопасности 4. Все о науке археологии .Встреча со специалистом. 5. История далекая и близкая. Занятие по краеведению. Старинная русская народная тряпичная кукла. 6.Топонимика населенных пунктов Красногорского сельского поселения |
Экологическая деятельность Девиз: “Будь Человеком, человек!” |
1. Работа над экологическим проектом “Сохраним леса Верхневолжья” . Конкурс агитационных плакатов. |
2. Озеленение пришкольной территрии. “Самая красивая клумба” | |
3. Игра “Тропа следопытов”. | |
4. Викторины на экологическую тему. | |
5. Игра-конкурс “Край, в котором ты живешь” | |
6. По страницам Красной книги (изучение редких растений и животных Тверского края ) | |
Исследовательская деятельность Девиз: “Познай тайны природы” |
1. Организация исследовательской и
проектной деятельности школьников. Темы исследований: - Редкие и исчезающие виды растений и животных Тверского края в нашем лесу - Ядовитые растения нашего леса - Растения и животные – индикаторы загрязненности среды - Памятники природы нашей местности - Профессии растений: растения “пылесосы”, газопоглотители, почвоулучшатели, “живые изгороди”, “санитары”, медоносы, растения индикаторы. - Экологическое состояние водной среды нашего поселения 2. Выезд в Ботанический сад ТГУ г. Тверь 3. Экскурсия в карстовые пещеры г. Старица |
Практическая деятельность Девиз: “Войди в мир природы другом”
Культурно-досуговая деятельность Девиз: “Как пекрасен этот мир “ |
1. Экологическая акция “ Чистый пруд” д. Некрасово |
2. Реализация проекта “Сбережем леса Верхневолжья” Размещение агитационных плакатов в лесной зоне и д. Некрасово | |
3. Акция “Осторожно, борщевик!” Распостранение плакатов и рисунков в населенных пунктах Красногорского сельского поселения | |
4. Работа на школьном цветнике, развитие проекта “Цвети, родная школа!” | |
5. Геоботаническая полевая практика в
окрестностях д. Некрасово. Сбор гербария. 6. Занятие по ориентированию на местности. Работа с компасом. Определение азимута. 7. Занятие со специалистом по ориентированию с нивелиом. 8. Трудовой десант на плодово-ягодный питомник “Гармония сада” д. Борисково |
|
1. Конкурс рисунков “Природа и мы” | |
2. Мастер-класс “Ангел-хранитель” | |
3. Вернисаж “Как прекрасен этот мир!” | |
4. Мастер-класс по оригами “Бабочки” | |
5. Поездка в центральный городской сад г. Тверь | |
6. Поездка в КДЦ д. Красная гора | |
Информационная деятельность
Девиз: “Пусть о нас узнают,
Социальное партнерство Девиз: “Встретиться вместе - удача, сотрудничать вместе -успех!” |
1. Регулярное обновление стендовой информации |
2. Разработка плакатов, грамот для награждения, поздравительных открыток, | |
3. Сотрудничество со СМИ | |
4. Конкурс мультимедийных презентаций
на темы: “Окружающий мир моими глазами”; “Красота родной природы”; “Красота - страшная сила!” |
|
5. Фотоотчет добрых дел 6. Выпуск буклета “ Осторожно! Борщевик!” |
|
1. Сотрудничество с лесничеством Встреча - беседа с работником лесничества; Выполнение экологического проекта членами лагеря “Сбережем леса Верхневолжья”; 2. Сотрудничество с администрацией и специалистами плодово-ягодного питомника (экскурсия, трудовой десант) 3. Взаимодействие с КДЦ “ Красногорский” |
|
3. Сотрудничество с администрацией
школы Обеспечение транспорта для экскурсий и поездок Выделение поощрительных призов, грамот учащимся |