Проблема выбора профессии в наше время становится ещё более актуальной (в связи с изменениями, происходящими в обществе, обусловленными переходом к новым социально – экономическим отношениям, характерным для рыночной экономики). Рынок труда и внедрение рыночных отношений в сферу образования обуславливается необходимостью более ранней профессионализации детей и их подготовке к жизни в реальных условиях рыночной сферы. Профессиональный выбор, сделанный с учётом запроса рынка труда, требованиями профессии к человеку и его индивидуальным особенностями, становится важнейшим условием успешного усвоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования профессионала, в конечном счёте - благополучия будущей семьи.
Практика показала, что выпускники коррекционной школы вступают в самостоятельную жизнь без чётких планов (жизненных и профессиональных), что приводит к печальным последствиям – пополняется контингент безработных.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения детей в различные виды практической деятельности,
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Таким образом, главным становится формирование у учащихся мотивации трудовой деятельности, исходя из её общественно – социальной значимости; умения действовать самостоятельно, принимать решение в новых условиях; умения перерабатывать информацию и создавать что-то новое. Чем раньше мы научим ребёнка понимать свои возможности, раскрывать свои способности, тем быстрее и легче вольётся он в трудовой коллектив, сможет стать полноправным работником.
С этой целью в “Общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35” г. Череповца Вологодской области разработана и апробируется программа профориентационного курса для старшеклассников.
Цель программы:
- стратегическая цель – социализация учащихся;
- тактическая цель – формирование мотивации осознанного выбора сферы социальной деятельности;
- оперативная цель – изучение потенциала личностных возможностей, определяющих будущий профессиональный выбор.
Данная программа рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 15-16 лет. Учебный процесс предусматривает групповые формы занятий.
В программе профориентационного курса последовательно, шаг за шагом, в виде теоретических знаний, упражнений, игр, творческих и практических занятий развивается самосознание учащихся, формируются системы ценностей, а также моделируется свое будущее, строится “идеальный образ” профессионала.
Занятиям предшествовала диагностика личностных особенностей, способностей, интересов и склонностей учащихся, которые зависят как от вопросов воспитания и обучения, так и от природных задатков.
Оптимальный подбор методического инструментария такой диагностики с учетом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет дать точную оценку психофизического состояния учащегося и его возможностей, благодаря чему с ним строится дальнейшая групповая либо индивидуальная работа.
При организации профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы учитывали:
- состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- развитие навыков и умений на уроках трудового обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
- знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
- информированность о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
- поддержка со стороны педагогов.
На первых занятиях профориентационного курса детей знакомим с миром профессий и помогаем примерить их на себя: ранжируем профессии по степени привлекательности, изображаем людей разных профессий, их действия и орудия труда; находим “плюсы” и “минусы” различных профессий. В игре “Слепые паровозики” дети делают вывод, что в выборе профессии они пока как “слепые котята”.
Знания о профессиях закрепляем в играх “Цепочка профессий”, “Профессии на букву “п”, “м”...”, “Самая – самая (сладкая, зеленая, общительная и т.д.)”, “Алфавит профессий”, “Изобрази профессию”, “Отгадай, кто я?”. Увлекательно, с большим желанием дети делают коллажи на темы “Мир профессий”, “Женские профессии”, “Мужские профессии”.
Помогаем детям осознать свои профессиональные предпочтения, способности, сильные и слабые стороны своей личности. Представления о себе в будущем развиваем в рисовании на темы “Я в будущем”, “Дорога в жизнь”. Анализируя цели и планы, ребенку помогаем понять, что будущее начинается в настоящем (“Хочу в будущем – делаю сейчас”). В упражнении “Волшебный стул” учащиеся предполагают, каким будет их одноклассник через 5 лет, какая профессия ему подходит, где он будет работать.
Знакомим детей с типичными ошибками, которые делают люди, выбирая профессию “за компанию” с друзьями, учитывая только популярность профессии и высокую оплату труда и недооценивая свои способности и физические возможности. Разъясняем важность и необходимость таких профессий, как плотник, столяр, слесарь, повар, парикмахер и других. Упражнение “Плюсы и минусы” помогает выделить положительные и отрицательные стороны различных профессий. Рассказы о людях разных профессий помогают детям понять, что важнее как работать, а не только кем работать. В любом труде можно найти интересное и увлекательное, любой труд может приносить радость.
Несколько занятий посвящаем развитию умения анализировать и осмыслять свои жизненные и профессиональные перспективы. Детей учим планировать и представлять свое будущее, заполняя таблицу “Мои планы”: на сегодня, на неделю, на месяц, на год, на 5 лет. В упражнении “Достижение цели” дети выдвигают цель и определяют шаги к ее достижению. Ситуации выбирают сами дети, например: сделать домашнее задание, написать выступление на классном часе, добиться результатов в спорте. Поставив цель и определив сроки, планируем способ (как делать?) и средства (с помощью чего делать?), вместе с детьми составляем памятку “Цель – способ – средство - план”. Постепенно подросток сможет запланировать хорошую работу в будущем и осознать, что для этого важно получить образование, опыт работы, сформировать личностные качества и др.
Упражнение “Последствия” помогает детям прогнозировать, что будет сразу, через неделю, месяц, год, в конце жизни, если они совершают данное действие (например: прогуляют урок, много читают, учатся вышивать, выпиливать и т.д.).
В игре “Ловушки - капканчики” дети учатся преодолевать возможные препятствия на пути к профессиональным достижениям, противостоять чужому мнению, групповому давлению, учатся отстаивать свой выбор профессии. Осознанию правильности выбора профессии помогает упражнение “Презентация”, где учащиеся отвечают на вопросы: ради чего они идут в эту профессию? Что бы произошло, если бы не было такой специальности?
Для успешной адаптации в профессии, рабочем коллективе необходимо сформировать у учащихся следующие умения:
- умение осознавать требования к полученной профессии;
- умение устанавливать межличностные отношения в коллективе;
- умение принимать и соблюдать правила поведения в коллективе;
- умение общения и достойного поведения с коллегами.
Формированию данных умений посвящены занятия на темы “Слагаемые успеха”, “Конфликт и способы разрешения конфликтных ситуаций”, “Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции”.
Материал закрепляем в игровой форме через игры и упражнения “Веселая викторина”, “Солнце профессии”, “Отдел кадров”, “Лукошко”, “Стихи о профессиях”, проведение КВН “Кем быть?”.
Пройдя обучение по программе профориентационного курса, учащиеся научились ориентироваться в проблеме, отстаивать свои интересы, находить компромисс в конфликтных ситуациях, разрешать трудные ситуации, представлять свое будущее; осмысленно строят свои жизненные и профессиональные планы.