Урок с использованием проблемных ситуаций при изучении нового материала.
Предмет: математика, 1 класс (УМК Образовательной системы “Школа 2100”).
Этапы урока | Обоснование актуальности проблемной ситуации | ||||||||||
1. Организационный момент, мотивация. Дети прослушивают ситуацию со сказочными героями Буратино и Незнайкой, которые не смогли совершить покупку в магазине, так как плохо считали устно. Они так и не выяснили, хватит ли денег, выданные им Мальвиной, для покупки чернила и ручек. |
Затруднения, которые возникли у сказочных героев, должны подвести учащихся к размышлениям о том, что математика – наука, которая любит не только точность, но и быстроту в вычислениях, необходимые каждому человеку в различных жизненных ситуациях. (покупки в магазине, вычисление площади земельного участка при строительстве, подсчёт количества горючего на бензоколонке и т.д.) Сказочная проблемная ситуация мотивирует детей на потребность правильно считать устно. | ||||||||||
2. Этап актуализации знаний. - Найди устно значение выражений, записанных на доске:
- Чем похожи выражения? (Разность чисел. Вычитаются однозначные числа из двузначных до 20.) -Какой прием вычитания здесь примените? (Из единиц будем вычитать единицы. Эти примеры легко сосчитать устно.) - Посмотрите внимательно, какое выражение может вызвать затруднение? (14-6) - Почему возникает трудность? (При вычитании единиц из единиц, из 4 нельзя вычесть 6 единиц, т.к. 4<6. Такой пример сосчитать устно труднее.) - Найдите значения остальных выражений. После этого будем искать способ решения сложного примера. |
Этот этап проходит по третьему уровню проблемности в обучении, когда ребенок сам ставит проблему, учитель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. Выбор третьего уровня проблемности здесь основывается на сравнении выражений и выборе “лишнего”, не похожего на остальные способом решения. Проблемная ситуация на данном этапе необходима для того, чтобы учащиеся сами увидели пример, который решается не стандартным уже знакомым способом в силу того, что отличается от предыдущих тем, что из количества единиц уменьшаемого нельзя вычесть единицы вычитаемого, т.к. их меньше. | ||||||||||
3.Этап введения нового материала. - Чем это выражение отличается от других? (При вычитании не хватает единиц в уменьшаемом, чтобы вычесть все единицы вычитаемого.) - Какое число будет в результате? (Меньше 10, а значит однозначное.) - Если результат будет меньше 10, значит мы перейдем через десяток. Какова же цель нашей работы на уроке, сформулируйте тему. (Найти способ решения примеров на вычитание в пределах 20 с переходом через 10-ток.) - Почему остальные примеры легче вычислить? (Потому что легко было вычитать единицы.) - Нельзя ли этот факт использовать для вычитания сложного примера? Внимательно посмотрите на модель и попробуйте догадаться, как вычесть 6 из 14. (Мы уже складывали числа по частям, можно попробовать выесть по частям). - Сколько предлагаете вычесть сначала? (Вычтем сначала 4 единицы, чтобы получилось ровно 10, а потом оставшиеся 2). - Напишем схему такого вычитания: |
Дети знакомы с приёмом вычитания чисел
в пределах 20 без перехода через десяток, поэтому
введение проблемы вычитания с переходом через
десяток базируется на имеющемся уже опыте.
“Лишнее” выражение в группе других создаёт
проблему в решении и, в то же время, активизирует
мыслительный процесс для поиска приёма решения,
с которым дети еще не знакомы, т.к. единиц
вычитаемого больше единиц уменьшаемого. Возникает
противоречие между используемым известным
способом вычитания и невозможностью в данном
случае его применить. Однако у детей есть опыт сложения с переходом через десяток, когда они одно из слагаемых прибавляют по частям. В ходе проблемного диалога дети приходят к методу “вычитания по частям”. |
||||||||||
4. Этап первичного закрепления
материала. 1 задание: - Верно ли выделены части вычитаемого при вычитании с переходом через десяток: (Первый вариант неверный , т.к. вычитаемое неправильно разбито на части.) - Какие же это должны быть части? (Вычитаемое разбиваем на две части, первая из которых должна быть равна количеству единиц уменьшаемого, чтобы при вычитании получилось ровно 10, а вторая часть – оставшаяся.) - Как же мы сформулируем правило вычитания с переходом через десяток? (Чтобы найти разность двух чисел с переходом через десяток, можно вычитаемое разбить на две части, первая из которых равна количеству единиц уменьшаемого, а затем выполнить вычитание по частям.) 2 задание: - Верно ли при вычитании с переходом через десяток выбрана первая часть вычитаемого. (Да, так как число единиц вычитаемого равно числу единиц уменьшаемого, как сказано в правиле.) |
Закрепление на данном этапе проводится
с использованием уже готовых предлагаемых
вариантов решения: верных или неверных. На
данном этапе это тоже создаёт проблемную
ситуацию, т.к. дети должны утвердиться в решении,
какое же количество единиц вычитаемого должно
вычитаться сначала, а какое – потом. Одним
словом, они формулируют и запоминают правило
вычитания двух чисел с переходом через десяток
по частям. Можно рекомендовать на этом этапе использовать задания с символами. |
||||||||||
5. Самостоятельная работа учащихся по
вторичному закреплению нового материала. 1. Найди значения выражений, объясни, как ты считал:
2. Самостоятельно составь для своих одноклассников по четыре выражения на вычитание двух чисел с переходом через десяток. |
Закрепление на данном этапе проводится
без использования графических схем, когда
основное время работы отводится
самостоятельному решению заданий для отработки
вычислительных навыков с последующей проверкой. Второй вид упражнения имеет творческий характер: составление выражений на изученное правило. Проблемная ситуация заключается в том, что ребёнок сам составляет примеры для устных вычислений для своих одноклассников: здесь прослеживается линия выбора пар чисел: уменьшаемого и вычитаемого, - которые должны соответствовать новому правилу вычитания с переходом через разряд. |
||||||||||
6. Рефлексия. - Повторите правило вычитания двух чисел в пределах 20 с переходом через десяток. - Составьте алгоритм вычитания чисел по частям. - Что для вас было новым на уроке? - Какие важные выводы можно сделать на данном уроке? |
На этом этапе происходит не только подведению итогов проделанной работе, но и выполняется работа по созданию инструкции, как действовать при вычитании двух чисел с переходом через разряд по частям. Эта работа необходима для того, чтобы дети смогли суммировать новые знания, полученные на уроке, и систематизировать их по порядку для создания алгоритма действия при подобных вычислениях. |