Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации образовательной деятельности детей со зрительной патологией

Разделы: Коррекционная педагогика


Одной из основных целей правильной организации образовательной деятельности, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности ребенка.

Исследованиями А.Н.Гнеушевой (1982 г.) было установлено, что дети с пониженным зрением быстрее утомляются, чем их здоровые сверстники.

Работоспособность меняется в течение недели, так, самая высокая работоспособность в середине недели, к концу - работоспособность снижается.

Эти исследования чрезвычайно важны, так как учет их результатов позволяет правильно распределять образовательную нагрузку.

Во время проведения организованной образовательной деятельности педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, которая не должна превышать 10 минут.

Слабовидящие дети трудно включаются в работу в начале занятия. Поэтому впервые 5-10 минут у них отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается в середине занятия. В конце она также снижается. Педагоги должны использовать эту информацию в своей практической деятельности.

Кроме того утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, часто болеющих, имеющих патологию.

Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков. Наиболее характерно наступление быстрого утомления при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии.

Наиболее частые причины зрительного утомления:

  1. Не корригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм;
  2. Недостаточность аккомодации или конвергенции;
  3. Отсутствие бинокулярных функций;
  4. Сниженная острота зрения;
  5. Неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещенность и др.).

Для предупреждения расстройства зрения необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Требования к освещению

Использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях - боковое левостороннее, с применением солнцезащитных устройств. Если глубина помещения больше 6 метров, необходимо устройство правостороннего подсвета. Недопустимо направление основного светлого потока справа, спереди и сзади.

Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Освещенность в учебных помещениях должна быть не менее 500 ЛК.

Большое значение для создания оптимальных условий видимости придается нормированию яркостей в поле зрения ребенка. Необходимые соотношения яркостей (качественные показатели освещения) достигается путем соответствующей окраски столов, парт, потолков, пола, инструмента и т.п.

Правильный выбор цвета при окраске учебных помещений и предметов оборудования улучшает условия зрительной работы. Доказано, что зеленый цвет оказывает наиболее благоприятное действие на зрительные функции, уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение. Поэтому светло-зеленый цвет рекомендуется для рабочих поверхностей столов, парт и панелей стен. Допустимы также цвета: светло-голубой, светло-серый, бежевый, цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения не менее 0,45.

Светлая окраска не только повышает освещенность рабочих мест, но и оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся.

Необходимо помнить о демонстрационной доске. Плохая освещенность доски, блики, создаваемые ее черной лакированной поверхностью, затрудняют зрительную работу детей, способствуют быстрому утомлению зрения. В групповых помещениях лучше устанавливать темно-зеленые доски, чтобы избежать резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены. Доска, столы, стены, пол должны быть матовыми. Настенные доски располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали).

Для создания равномерной освещенности в групповых помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, с большими светопроемами (при ленточном остеклении) следует предусматривать солнцезащитные приспособлениями. Лучшими из них являются поворотные жалюзи, установленные между оконными рамами. В зимнее время нельзя допускать замерзания стекол. Освещенность при этом снижается на 60-80%. Нельзя также заслонять окна цветами. Деревья с густой лиственной кроной могут быть посажены не ближе 15 м от школы.

Использование технических средств обучения

Информационный взрыв, являющийся одной из характерных черт нашего века, способствует росту и глазных заболеваний.

Технические средства обучения (ТСО) значительно повышают наглядность, точность и полноту информации об изучаемом объекте или явлении, увеличивают скорость освоения материала, предлагаемого воспитанникам. ТСО обеспечивает более образную и эмоциональную форму подачи учебного материала, повышают интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу и облегчает его восприятие. Вместе с тем, большой объем информации увеличивает нагрузку как зрительный, так и на слуховой анализаторы.

Грамотная организация учебных занятий с использованием технических средств обучения, предполагает создание условий, которые обеспечивали бы сохранение устойчивого уровня работоспособности:

  1. Обязательное проветривание помещения перед началом демонстрации и после ее окончания;
  2. Хорошее качество изображения на экране, в том числе его яркость и контрастность. Изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов, диапозитивов недопустимы;
  3. Показ видеоматериалов на стене недопустим, т.к. при этом в значительной степени снижается яркость и искажает цвет изображения;
  4. Удаление центра экрана от пола при демонстрации должно составлять 1,1-1,5 м;
  5. Расстояние зрителей от экрана индивидуальное (с учетом зрительного диагноза ребенка и его остроты зрения).

Просмотр видеоматериалов в полной темноте недопустимы, так как при большой разности яркостей в поле зрения между освещенным экраном и темнотой окружающего фона все время происходит переадаптация глаз, что ведет к чрезмерному утомлению глаз.

В солнечные дни при просмотре телепередач следует закрыть окна (жалюзи, легкие светлые шторы).

При интересных телепередачах дети могут смотреть на экран, не отрывая взора от него длительное время. Необходимо объяснять детям, что фиксировать длительное время взгляд на экране телевизора недопустимо. Следует время от времени менять направление взора (взгляда). Можно провести зрительные гимнастики и физкультминутки - это дает глазам отдых.