Тема занятия, называемая детям. Путешествие в страну звуков и букв. Звуки “в, в'”. Буквы “В, в”.”
Составила: учитель – дефектолог МБДОУ “Детский сад № 14 “Василёк” г. Рубцовска Алтайского края, Митина Вера Борисовна.
Образовательная область – речевое развитие
Пояснительная записка.
Во время совместной образовательной деятельности дети в игровой форме знакомятся со звуками “в, в'”. При организации использовались разнообразные формы работы, что способствует поддержанию интереса и повышению работоспособности на протяжении всей деятельности: традиционно деятельность начинается с работы с календарем, упражнения по сопряжённой гимнастике, физкульминутка “Вентилятор” под музыкальное сопровождение из м/ф “Фиксики”, дидактические игры и упражнения “Составь поезд”, “Назови первый звук”, “Разноцветные машины”, “Имена детей”, “Вот и буква”, “Прочитай предложение”, “Угадай слов”, “Найди - где звук?”, психологическое упражнение “Дом настроения”.
Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида № 14 “Василёк” г. Рубцовск, проведённое согласно АООП.
Цель: создание условий для самостоятельного выделения звуков “в, в'”, знакомства с буквами “В, в”
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- совершенствовать умение выделять звук голосом, давать ему характеристику, определять мягкость – твёрдость данного звука в словах, его место в слове;
- познакомить с буквами В, в;
- упражнять в дифференциации звуков “С – Ш”;
- упражнять в правильном употреблении предлога “В” с существительными в предложном падеже.
Коррекционно-развивающие:
- отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука “р”;
- развивать слуховое и зрительное восприятие через игры и упражнения “Угадай слов”, “Составь поезд”, “Назови первый звук”, “Разноцветные машины”, “Имена детей”, “Вот и буква”.
- развивать память через запоминание слов со звуками “В, В'”, которые встретятся в предложении;
- развивать внимание, логическое мышление через дидактические игры;
- развивать моторику через обводку трафарета буквы “В”.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.
Формы организации совместной деятельности: путешествие в страну букв и звуков
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации: ИКТ, игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.
Предварительная работа: выполнение физкультминутки “Вентилятор”, разучивание упражнений на настрой перед работой.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация “В стране букв и звуков (в)” (Приложение 1), пособие “Календарь”, зеркала, трафареты буквы В, д/ игра “Составь поезд”, д/ игра “Разноцветные машины”, индивидуальные листы, цветные карандаши, пособие “Дом настроения”.
Индивидуальная работа:
- Доминика – быть сдержанной, уметь выслушивать ответы других детей;
- Вадим – учить работать в общем темпе;
- Тимофей – работать над дифференциацией согласных звуков по мягкости – твёрдости;
Этапы проведения совместной деятельности
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент | ||
“Мы готовы!” Цель: психологический настрой на совместную деятельность. |
Проговаривание стихотворения.
Всем, всем добрый день! |
Дети стоят перед педагогом в
произвольном порядке и вместе с педагогом
проговаривают стихотворение и выполняют
действия: - хлопки по цепочке - притоп ногой - указательным пальцем правой руки грозят - руки “полочкой” перед грудью. |
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть | ||
Минутка календаря. Цель: формирование временных представлений. |
Педагог демонстрирует детям пособие
“Календарь”. – Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану. ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ. - Что можно сказать про февраль? - Если сегодня среда, то завтра будет ... - Если сегодня среда, то вчера была ... |
Вадим - Сегодня 16 марта 2016 года, время года – весна, день недели – понедельник. - Март – это начало весны или первый месяц весны. - Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник. - Если сегодня понедельник, то вчера было воскресенье. |
Выделение темы. СЛАЙД 1. СЛАЙД 2. |
- Сегодня мы с вами снова отправляемся в страну звуков и букв, поиграем в наши любимые игры, также познакомимся с новым звуком. | |
Д/ игра “Составь поезд” Цель: дифференциация звуков С – Ш СЛАЙД 3. |
- Какие два поезда мы сегодня составляем? | Дети делят картинки на две группы по первому звуку |
Упражнения по сопряжённой
гимнастике для рук и языка. “Дятел” Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука “р”. СЛАЙД 4 |
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. |
Руки На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Губы и язык Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
Это дятел на сосне | Руки Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Губы и язык Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося “д-д-д-д” |
|
Долбит клювом по коре. | Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. | |
Д/ упр “Назови первый звук” Цель: выделение начального согласного твёрдого звука “В”. СЛАЙД 5 |
- Будьте внимательны: я называю
картинки, которые появляются у нас на экране, а вы
назовёте первый звук: ввваза, вввваленки,
вввволк. - Какой это звук твёрдый или мягкий? |
- Это звук “В”.
- Звук “В” твёрдый. |
Д/ упр “Назови первый звук” Цель: выделение начального согласного мягкого звука “В`”. СЛАЙД 6 |
- А теперь другие картинки: ввведро,
ввввилка, ввввесы. - Какой это звук твёрдый или мягкий? |
- Это звук “Вь”.
- Звук “Вь” мягкий |
Характеристика звуков “В –
Вь”
СЛАЙД 7, 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
Прослушивание звука вентилятора. СЛАЙД 11 |
- Произнесите звуки “В – Вь” и
посмотрите на себя в зеркало. - Есть ли преграда? - Какая преграда стоит перед воздушной струёй: зубы, губы или язык? - Если есть преграда, то это какой звук: гласный или согласный? |
Дети произносят звуки, контролируя
своё произношение в зеркало. - Преграда губы и зубы. - Это согласный звук. |
- Мы знаем, что гласные звуки можно петь,
тянуть. Проверим: можно ли пропеть звук “В”? - Песня громкая – тихая не получается. Значит, этот звук согласный. |
Дети пытаются пропеть звуки “В” и “Вь” тихо - громко. | |
- А теперь узнаем: какой это звук –
звонкий или глухой?
- Какой это звук? |
Дети произносят звуки, контролируя
своё произношение “наушниками” (ладони на уши) и
вибрацией горла. - Звуки “В и Вь” - звонкие. |
|
- Послушайте звук “В”, на что он
похож? Что может производить такой звук? - Звук “Вь” мы можем услышать когда работает вентилятор, а звук “В” - когда ветер крутит мельницу. |
||
Физкульминутка “Вентилятор” под музыкальное сопровождение из м/ф “Фиксики” СЛАЙД 12 |
Педагог показывает движения по тексту песни. | Дети выполняют движения по тексту песни. |
Д/ игра “Разноцветные машины” Цель: дифференциация звуков В - Вь СЛАЙД 13 |
- Картинки с каким звуком везёт
синяя машина? - Картинки с каким звуком везёт зелёная машина? |
- Синяя машина везёт картинки с твердым
звуком “В”. - Зелёная машина везёт картинки с мягким звуком “Вь”. |
Д/ игра “Имена детей” Цель: нахождение имен детей на данный звук СЛАЙД 14 |
- Посмотрите друг на друга, вспомните,
как зовут ваших товарищей. - Какие имена начинаются на звук “В”? - А на какой звук начинается моё имя? |
- Василиса, Вадим. - На мягкий звук “Вь”. |
“Вот и буква” Цель: знакомство с буквой В. СЛАЙД 15 СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18 Обведение трафарета буквы В из наждачной бумаги
Составление буквы из деталей бумажного конструктора. СЛАЙД 19. |
- Звуки “В и Вь” обозначаются
буквой В. Её можно сделать из пальчиков. |
Дети конструируют букву В из пальцев по образцу на картинке. |
- На что похожа эта буква? К единице три приставим... Что за букву мы составим? |
Высказывания детей. | |
Словно букву В Алена держит трубку телефона. |
||
Вот ведь горе у лягушки: На очках сломались дужки! (дужка - элемент очков, который вставляется за ухо) |
||
- Буква В состоит из трёх элементов: две
дуги и отрезка. - Обведите пальцем букву “В” на макете: сначала отрезок сверху вниз, затем верхнюю дугу и нижнюю дугу. |
Дети обводят букву В на макете. | |
- А сможете без моей подсказки самостоятельно составить букву В из деталей конструктора? | Дети составляют букву из трёх элементов конструктора. | |
Д/ игра “Прочитай предложение” Цель: упражнение в правильном употреблении предлога “В” с существительными в предложном падеже СЛАЙД 20 - 26 |
- А вы знаете, что звук В – может быть
и маленьким словом. Когда предмет находится
внутри чего-то, мы произносим маленькое слово
“В”. - Посмотрите, на экран. Здесь нарисованы две картинки. Их нужно соединить маленьким словом “В”. Поможет нам вопрос “Где?” Составим первое предложение вместе: волк В лес. Волк (ГДЕ?) в лесу. - Какое слово со звуком “В или Вь” есть в этом предложении? |
Дети по схеме и картинкам составляют
по цепочке предложения: Василёк в вазе. |
Д/ игра “Угадай слов” Цель: развитие слухового восприятия СЛАЙД 27, 28 |
- В наших словах потерялся первый
звук “В”. Добавьте его в начало сказанного,
чтобы получилось красивое слово ...ата ...орона ... агон ...афли ... аренье ...арежки |
Дети добавляют звук “В” и называют
полное слово: вата ворона вагон вафли варенье варежки |
Д/ упр “Найди где звук?” Работа на индивидуальных картах. Цель: закреплять умение делить слова на слоги, определять место звука в слове (начало, середина, конец), дифференцировать его по мягкости – твёрдости, составлять предложение с данным словом. СЛАЙД 29 |
Последовательность работы (не
проговаривается на занятии): 1. Раздели слово на слоги. 2. Опередили: какой слышится звук – мягкий или твёрдый. 3. Определи место данного звука в слове: в начале, в середине, в конце. 4. Закрась карандашом (синим – твердый, зелёным – мягкий) квадрат в том месте, где расположен звук. 5. Составь предложение с данным словом. |
Дети выполняют работу. |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть. | ||
СЛАЙД 30 | - Вспомним: что мы узнали про звуки “В и Вь”: | Преграда губы и зубы Его нельзя петь, тянуть Он звонкий Может быть мягким и твёрдым. Услышим его, когда работает вентилятор или крутится мельница. |
Д/ упр “В каком доме ты сегодня будешь жить?” (весёлый – грустный). | Вот закончена игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился? Кто сегодня отличился? |
Дети считают заработанные фишки и определяют своё настроение после проведённого занятия. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
- Упражнение в печатании буквы В.
- Д/ игра “Разноцветные машины” Цель: дифференциация звуков “В – Вь”.
- Чтение слогов с согласным звуком В.
Формы взаимодействия с родителями:
- Предложить подумать и нарисовать с ребёнком, на что похожа буква В.