«Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы
находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».
Н.Винер
Логические задачи являются оптимальным средством развития творческого мышления и эвристической деятельности школьников. При решении логических задач используется ряд эвристических приемов, которые могут быть сформированы у школьников на уроках математики. Остановимся подробнее на этих приемах.
Прием конкретизации задачи
Прием конкретизации состоит в нахождении частных случаев общей задачи путем введения дополнительных видовых свойств явлений. Рассмотрим этот прием на задаче, содержащей ложные высказывания.
Прием переструктурирования задачи
Переструктурирование заключается в изменении расположения уже имеющихся элементов задачи путем их перестановки или перегруппировки.
Приемы моделирования
В начальных классах мы предлагаем обучать приемам моделирования на таких доступных школьникам примерах, как таблицы, схемы, графы и т.п. Эти примеры имеют, быть может, не столько математическое, сколько общеинтеллектуальное, эвристическое значение. Рассмотрим различные приемы моделирования на конкретных задачах.
1. Прием моделирования на полупрямой
2. Прием моделирования с помощью таблицы
3. Прием моделирования с помощью графов
4. Приемы моделирования с помощью блок-схемы