Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом "Формирование пространственных представлений"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Формирование пространственных представлений у ребенка-аутиста с умеренной умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А.В.Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений [1]:

  • 1 этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле.
  • 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.
  • 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.
  • 4-й этап – формирование “квазипространственных представлений (речевые конструкции).

Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом занятии.

“На первом этапе формирования пространственных отношений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление.

Далее движения постепенно сворачиваются, происходит переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором” [1].

На П этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела. Здесь отрабатываем следующие упражнения: “Движение в одном направлении”, “Моя рука, твоя рука”, “Что находится справа от меня?” ” [2].

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”

(Двигательный диктант (по шагам), затем на листе бумаги (упражнения “Поставь фигуру в угол”) и графического воспроизведения направлений (упражнения “Покажи направление”, “Куда указывает стрелка”).

Последним этапом является формирование “квазипространственных” представлений, который начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”, “Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т.п.

План-конспект урока “Формирование пространственных представлений”

Цели занятия:

  • Образовательные: сформировать понятия: правая рука, левая рука, справа, слева, вверх, вниз, впереди, сзади.
  • Коррекционные: развитие пространственных представлений, освоение телесного пространства и ориентировки.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, расположить ребенка к активному сотрудничеству с педагогом.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Формируется умение устанавливать контакт; развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в действительности.
  • Предметные: Формируется умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве комнаты и на плоскости листа.

Базовые УУД: Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Этапы урока Задачи Оборудование Деятельность ученика, задания и упражнения. Организационно-методические указания
Маркировка руки (ноги) ребенка Психолого-педагогический настрой Резинка красного цвета,

Карточки с заданиями, колокольчик, зеркало.

Объяснить ученику, что правая рука та, на которую надели красную резинку. Маркировка правой руки и ноги ребенка – надеть красную резинку.
Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства. Формирование понятия правая рука. Карточка 1. “Обведи ладошки”.

Упражнение 1. “Цветные ладошки”.

Обвести красным карандашом контуры ладоней. <Рисунок 1>

Найти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)” <Рисунок 2>

Если ученик затрудняется, учитель помогает ученику обвести контуры.

Учитель помогает ученику

приложить правую ладонь к контурам на карточке.

    Упражнение 2. “Это правая рука”. Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т.д. Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста.
Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела. Упражнение 3. “Правая и левая стороны тела”. Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т.д. Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука ) – все части тела левые.
Освоение внешнего пространства: Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево). Упражнение 4.. “Движения в одном направлении”. Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т.д. Учитель предлагает ребенку выполнить задания на

движения в одном направлении – направо. Затем также отрабатывается направление слева.

Упражнение 5. “Найди свою правую руку” Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку. Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”.
Спереди - сзади. Упражнение 6. “Спереди-сзади”.

Зеркало.

Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и показывает и называет части тела, которые находятся спереди (лицо, живот, грудь, колени), потом  части тела, которые находятся сзади (спина, поясница). Упражнение выполняется перед зеркалом. Учитель объясняет ему, что у него есть части тела, которые находятся спереди и сзади.

Взрослый подсказывает ребенку.

    Упражнение 7.

“Впереди-сзади”.

“Вытягиваем руку вперед; отводим руку назад”; “ставим ногу вперед на пятку; ставим ногу назад на носок” и т.д. Взрослый показывает, а ребенок повторяет движения, при этом все действия ребенок и взрослый проговаривают вслух.
Верх – низ. Упражнение 8. “Это голова”.

Зеркало.

Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки). Затем отыскивает части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы). Объяснить ребенку, что у него есть верхняя и нижняя части тела. Граница такого деления условно проходит по талии (ремень брюк, пояс платья).
Упражнение 9.

“Вверху - внизу”.

Карточки с соответствующими картинками.

Покажи, что у нас над головой? (солнце, небо, потолок).

Что ты видишь внизу, посмотри под ноги (пол, ковер, дорожка).

Учитель читает задание, а ребенок берет соответствующую карточку, и показывает учителю.
Двигательный диктант и графические схемы. Соединение точек в заданном направлении. Упражнение 10. “Соедини точки”. Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. На двух строчках отметить 2 параллельные точки.
  Движение в заданном направлении. Упражнение 11. “Покажи направление”. Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе). Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом), потом – только поворотом головы, взглядом.
Упражнение 12. “Куда указывает стрелка?”

4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях.

Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо. Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой.
Верх-низ на плоскости листа. Упражнение 13. “Поставь фигуру в угол”.

Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек.

Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т.д. Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата ( центр выделен красным цветом).
Формирование “квазипространственных представлений Сопоставление предлогов с их пространственными представлениями Упражнение 14 (с предметом ). Встать ( или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет (стул). Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом ( стулом).
Упражнение 15. “Положи ручку”.

Ручка, пенал.

Положить ручку в пенал ( на, под, над, перед, за

, слева, справа от пенала).

 
    Упражнение 16. “Пространство в картинке”. Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж. Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать) , что изображено слева (справа).
    Упр.17 “Где звенит колокольчик”. Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т.д. Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого.
  Сформированные представления закрепляем на следующем уроке.  

Использованная литература.

  1. А.В.Семенович “Нейропсихологичекая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза”, ИД “Генезис”, М., 2015г. стр.158-172.
  2. http://steshka.ru/gde-pravo-gde-levo
  3. В. С.Колганова, Е.В.Пивоварова “Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1” , “Айрис-пресс”, М.,2016г.
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, 2011г. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.