Формирование пространственных представлений у ребенка-аутиста с умеренной умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А.В.Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений [1]:
- 1 этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле.
- 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.
- 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.
- 4-й этап – формирование “квазипространственных представлений (речевые конструкции).
Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом занятии.
“На первом этапе формирования пространственных отношений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление.
Далее движения постепенно сворачиваются, происходит переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором” [1].
На П этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела. Здесь отрабатываем следующие упражнения: “Движение в одном направлении”, “Моя рука, твоя рука”, “Что находится справа от меня?” ” [2].
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”
(Двигательный диктант (по шагам), затем на листе бумаги (упражнения “Поставь фигуру в угол”) и графического воспроизведения направлений (упражнения “Покажи направление”, “Куда указывает стрелка”).
Последним этапом является формирование “квазипространственных” представлений, который начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”, “Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т.п.
План-конспект урока “Формирование пространственных представлений”
Цели занятия:
- Образовательные: сформировать понятия: правая рука, левая рука, справа, слева, вверх, вниз, впереди, сзади.
- Коррекционные: развитие пространственных представлений, освоение телесного пространства и ориентировки.
- Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, расположить ребенка к активному сотрудничеству с педагогом.
Планируемые результаты:
- Личностные: Формируется умение устанавливать контакт; развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в действительности.
- Предметные: Формируется умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве комнаты и на плоскости листа.
Базовые УУД: Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Этапы урока | Задачи | Оборудование | Деятельность ученика, задания и упражнения. | Организационно-методические указания |
Маркировка руки (ноги) ребенка | Психолого-педагогический настрой | Резинка красного цвета, Карточки с заданиями, колокольчик, зеркало. |
Объяснить ученику, что правая рука та, на которую надели красную резинку. | Маркировка правой руки и ноги ребенка – надеть красную резинку. |
Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства. | Формирование понятия правая рука. | Карточка 1. “Обведи ладошки”.
Упражнение 1. “Цветные ладошки”. |
Обвести красным карандашом контуры
ладоней. <Рисунок 1> Найти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)” <Рисунок 2> |
Если ученик затрудняется, учитель
помогает ученику обвести контуры. Учитель помогает ученику приложить правую ладонь к контурам на карточке. |
Упражнение 2. “Это правая рука”. | Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т.д. | Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста. | ||
Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела. | Упражнение 3. “Правая и левая стороны тела”. | Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т.д. | Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука ) – все части тела левые. | |
Освоение внешнего пространства: | Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево). | Упражнение 4.. “Движения в одном направлении”. | Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т.д. | Учитель предлагает ребенку выполнить
задания на движения в одном направлении – направо. Затем также отрабатывается направление слева. |
Упражнение 5. “Найди свою правую руку” | Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку. | Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”. | ||
Спереди - сзади. | Упражнение 6. “Спереди-сзади”. Зеркало. |
Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и показывает и называет части тела, которые находятся спереди (лицо, живот, грудь, колени), потом части тела, которые находятся сзади (спина, поясница). | Упражнение выполняется перед
зеркалом. Учитель объясняет ему, что у него есть
части тела, которые находятся спереди и сзади. Взрослый подсказывает ребенку. |
|
Упражнение 7. “Впереди-сзади”. |
“Вытягиваем руку вперед; отводим руку назад”; “ставим ногу вперед на пятку; ставим ногу назад на носок” и т.д. | Взрослый показывает, а ребенок повторяет движения, при этом все действия ребенок и взрослый проговаривают вслух. | ||
Верх – низ. | Упражнение 8. “Это голова”. Зеркало. |
Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки). Затем отыскивает части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы). | Объяснить ребенку, что у него есть верхняя и нижняя части тела. Граница такого деления условно проходит по талии (ремень брюк, пояс платья). | |
Упражнение 9. “Вверху - внизу”. Карточки с соответствующими картинками. |
Покажи, что у нас над головой? (солнце,
небо, потолок). Что ты видишь внизу, посмотри под ноги (пол, ковер, дорожка). |
Учитель читает задание, а ребенок берет соответствующую карточку, и показывает учителю. | ||
Двигательный диктант и графические схемы. | Соединение точек в заданном направлении. | Упражнение 10. “Соедини точки”. | Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. | На двух строчках отметить 2 параллельные точки. |
Движение в заданном направлении. | Упражнение 11. “Покажи направление”. | Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе). | Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом), потом – только поворотом головы, взглядом. | |
Упражнение 12. “Куда указывает
стрелка?” 4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях. |
Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо. | Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой. | ||
Верх-низ на плоскости листа. | Упражнение 13. “Поставь фигуру в
угол”. Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек. |
Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т.д. | Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата ( центр выделен красным цветом). | |
Формирование “квазипространственных представлений | Сопоставление предлогов с их пространственными представлениями | Упражнение 14 (с предметом ). | Встать ( или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет (стул). | Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом ( стулом). |
Упражнение 15. “Положи ручку”. Ручка, пенал. |
Положить ручку в пенал ( на, под,
над, перед, за , слева, справа от пенала). |
|||
Упражнение 16. “Пространство в картинке”. | Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж. | Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать) , что изображено слева (справа). | ||
Упр.17 “Где звенит колокольчик”. | Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т.д. | Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого. | ||
Сформированные представления закрепляем на следующем уроке. |
Использованная литература.
- А.В.Семенович “Нейропсихологичекая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза”, ИД “Генезис”, М., 2015г. стр.158-172.
- http://steshka.ru/gde-pravo-gde-levo
- В. С.Колганова, Е.В.Пивоварова “Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1” , “Айрис-пресс”, М.,2016г.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, 2011г. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.