Творческое мышление – это просто понимание того факта,
что нет ничего особенно хорошего в том,
чтобы делать вещи так, как их всегда делали.
Роджер фон Эйх.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения определено как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют решение главной педагогической задачи - «научить учиться» [6]. В современном обществе все более очевидным становится то, что персональный прогресс личности в большинстве своём определяется её творческим потенциалом, творческим мышлением. Человек с таким типом мышления быстрее адаптируется к стремительно меняющимся условиям жизни, способен самостоятельно, без помощи извне выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему необходимо привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умение учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
У каждого ребенка есть таланты и способности, они от природы пытливы и полны желания учиться. Для того чтобы учащиеся могли проявить свои таланты, нужно умелое и тонкое руководство со стороны старших. Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [4].
Нужно ли в сложившейся современной ситуации развития образования развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, общей и речевой активности, общительности, привычки анализировать и осознавать факты, хорошо натренированной памяти, воображения, воли.
- Во-вторых, это регулярное создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация в познавательном процессе исследовательской деятельности.
При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремимся учить ребенка целенаправленно, неоднократно фиксировать полученные знания и навыки. Но всё же, урок остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Так как в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, способности к анализу и синтезу, фантазии. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, использованием нестандартных задач и заданий, способов их решения. Всё это побуждает детей к творческой активности, позволяют усилить их мотивацию, повысить активность на уроке, т.е. удовлетворить образовательный запрос общества и постепенно вовлечь всех учащихся в процесс решения таких задач.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:
- классифицировать объекты, явления, ситуации по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формировать противоречия;
- разделять противоречивые свойства объектов во времени и пространстве;
- представлять пространственные объекты.
Большое значение мы, учителя, придаём решению творческих задач на уроках математики. Математика – это не только серьезная фундаментальная наука и основа научно- технического прогресса, но и весомый пласт культуры человечества, инструмент познания мира, благодатная почва для развития творческих способностей. Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она имеет большие возможности для развития логического мышления, практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов [2]. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется первоочередным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он ощутил удивление и любопытство. Только через преодоление препятствий, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А. Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение…”. Таким образом, если мы, взрослые, не научим ребёнка ставить проблему, то взрослого творчества может не быть.
Для того чтобы современный урок математики был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:
1. Использовать современные педагогические развивающие технологии (личностно-ориентированного образования, технология уровневой дифференциации, технологии проблемного обучения, проектные методы и т.д.), в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
2. Принцип «принятия другого». В соответствии с данным принципом педагог должен сразу принимать ученика как личность со своими, уже сложившимися, особенностями.
3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.
4. Принцип «самосознающей позиции», т. е. умение встать в самосознающую позицию по отношению к тому, как учить, чему учить и, собственно, зачем учить.
5. Принцип сотрудничества. На каждом уроке у учащихся должна быть возможность развивать свои творческие способности, а у учителя в ходе проведения урока (занятия, факультатива) необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл понятий, принципов, логических построений; способность и потребность длительно сосредотачиваться на увлёкших ребенка сторонах проблемы и его стремлении разобраться в них; способность отмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные: повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения или же, напротив, повышенную молчаливость.
Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:
1. Уроки построены так, что дети сами формулируют тему и цели урока. Они не получают знания в готовом виде, а овладевают ими самостоятельно и даже сами формулируют задания
2. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
3. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно, без помощи взрослого, контролировать собственное продвижение.
4. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться и поощрять его.
5. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то знакомое, привычное.
6. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.
7. Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей.
8. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный жизненный опыт детей [1].
Многие ведущие российские ученые (В.А. Гусев, Г.В., Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.) отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это продолжительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет нужного и желанного результата. Познавательные задания должны составлять систему, которая позволит формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечит переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим.
В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в
- продвижении учащихся:
- решить задачу по аналогии;
- решить задачу при частичной подсказке учителя;
- доказать правильность решения;
- решить нестандартную задачу;
- самостоятельно составить творческое задание;
- выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Начинается эта работа с элементарных и доступных каждому ученику заданий. Многие педагоги полагают, что развитие математических способностей ребенка возможно только при наличии значительных природных данных к этому, т.е. наиболее часто в практике обучения считается, что развивать способности нужно только у тех детей, у которых они уже есть. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития математических способностей показывает: все без исключения исследователи (как отечественные, так и зарубежные) связывают математическую способность, с процессом организацией мыслительной деятельности, а не с содержательной стороной предмета. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Важно всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом школьнике личность с особым потенциалом и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными [3].
В математике научить учиться, научить творческой деятельности можно только через решение задач, призывающих учеников к исследовательской деятельности и творческому подходу.
Решение творческих задач делятся на два этапа:
Первый – творческие задания, связанные с изучаемой дисциплиной, они требуют самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов.
Второй – задачи повышенной трудности интегрированного характера, при этом формируются межпредметные универсальные учебные действия.
Психолог В.А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления.
Вот некоторые из них:
- задачи с несформулированным вопросом;
- задачи с недостающими данными;
- задачи с излишними данными;
- задачи с несколькими решениями;
- задачи с меняющимся содержанием;
- задачи на соображение, логическое мышление.
Младших школьников легко можно увлечь математикой, если суметь представить мир чисел как нечто загадочное, сказочное, манящее. Для этого мы используем на уроках интересные примеры и задачи. Это, например, такие творческие задания как:
- вставь пропущенную букву и пропущенное число,
- исключи лишнюю фигуру,
- нарисуй недостающую фигуру,
- нарисуй предметы, обладающие общим признаком,
- найди закономерность и продолжи ряд,
- найди отличия,
- прочитай слова,
- ребусы.
Все они развивают и воспитывают у младших школьников интерес к математике, способствуют развитию мыслительной деятельности.
Приведу пример задач на смекалку, которые учитель может использовать как математическую разминку:
- На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
- Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить?
- Пять рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков?
- У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить?[5]
Безусловно, творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Для этого можно применять материалы, где имеются различные рассказы о математике и математиках.
Ещё одним из способов развития творческого воображения учащихся является сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты. При этом у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Следующим видом творческих заданий при формировании, например, геометрических понятий, является составление математического словарика. При его составлении учащиеся дают определение понятия (своими словами), самостоятельно выделяют его существенные свойства и признаки, подбирают интересный материал, творчески подходят к его оформлению. В таком словаре отражаются следующие моменты:
- Термин.
- Определение.
- Содержание понятия.
- Связь с жизнью.
- Творческое оформление (стихи, сказки, загадки, ребусы, рисунки).
Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Приведенные выше примеры иллюстрируют не только развивающие, но и воспитательные и познавательные возможности уроков математики. Выполняя задание, учащийся может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира, расшифровать название самой красивой птицы наших лесов, отгадать загадку, решив все примеры и т.д. Формирование творчества на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность. Но главным результатом моей педагогической деятельности считаю повышение интереса учащихся к урокам и стабильный уровень качества. Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает потребность в знаниях, волю. Ясно, что проблема развития математического мышления в обучении математике не может быть решена только за счет совершенствования содержания образования (даже при наличии хороших учебников). Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных. Поэтому, формы и методы обучения которые я использую в своей практике различны, но назначение их одно - сделать сложное простым и доступным.
Библиографический список
- Богатырева Н. А. Развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников на уроках математики. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в усло- виях реализации ФГОС. Выпуск 9: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина // Концепт. – Приложение № 28. – Киров: МЦИТО, 2014. – 150 с.
- Леонкин М.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики http://anone.ru/news/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_uchashhikhsja_na_urokakh_matem atiki/2014-01-07-420
- Матус З.Г. Развитие творческих способностей на уроках математики https://urok.1sept.ru/articles/512280/
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений т.8, с.118
- Ф.Ф, Нагибин “Математическая шкатулка”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.