Цель:Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).
Задачи:
Обучающие:
- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости);
Развивающие:
- Расширить кругозор детей о природе;
- Дать представление о невидимых нитях в природе;
- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия,нормы поведения в природной среде.
- Прививать интерес к предмету;
- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Коррекционные: развивать речь, мышление, расширение кругозора, обогащение словарного запаса
Здоровьесберегающие: Проведение физминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия ученого материала.
Оборудование:
1. Учебник “Мир вокруг нас” часть 1-я, 2 класс (А.А. Плешаков);
2. Картина “Лес”;
3. Рисунки животных;
4. Раздаточный материал в конвертах;
5. Презентация “Какие бывают животные?”:
6. Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.
7. Стенд “Интересные заметки”.
8. Цветные квадратики (синие, красные, зеленые, жёлтые)-по количеству детей в классе.
Этапы урока | Содержание урока | Примечание | |||||||||||||||||
1.Организа-ционный момент | Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. |
На уроке учащиеся работают в 4-х группах. | |||||||||||||||||
2.Актуализация знаний | Учитель: - На прошлом уроке мы с вами
путешествовали по лесу и познакомились с разными
группами растений. Какие растения вы встречали в
лесу? Дети:- Малина, черника, морошка, береза, сосна... Учитель: - Отгадайте растения по признакам и назовите, к какой группе оно относится. |
Слайд 1 - картина “Лес” | |||||||||||||||||
1. Это растение встречается вдоль дорог
и тропинок, будто специально растет там, чтобы
помочь поранившемуся путешественнику. Дети: - подорожник. 2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. Дети: - фиалка. 3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают легкие пушинки. Дети: - одуванчик. 4. С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. Дети: - мята. 5. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. Дети: - клён. 6 .Весной в лесу на этом дереве появляются “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. Дети: - ель. Учитель: - Молодцы, ребята! |
Слайд 2 – отгадки появляются по щелчку | ||||||||||||||||||
3. Сообщение темы и целей урока | Учитель: Хотели бы вы больше узнать
о животных? Дети: Да. Учитель: Ну что ж, совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока: “Какие бывают животные?” |
Слайд 3 | |||||||||||||||||
4. Работа над новой темой. Работа в группах | Учитель:- А кто живет в нашем лесу? Дети: - Медведь, лиса, заяц... Учитель: - Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование. Учитель: - Возьмите конверт- в нем ваше первое задание. - В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
- Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное. На доску вывесить результат работы каждой группы. - Как, одним словом назвать всех животных каждой группы? (Дети: -Жук, кузнечик, божья коровка-это насекомые и т.д.) На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери. |
||||||||||||||||||
Учитель: Выявить отличительные
признаки каждой группы. - Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 50-51. - Для ответов используйте подсказку: Сколько ног, чем покрыто тело. Каждая группа работает только с одной статьей учебника стр. 50-51 и стр. 52-53. Учитель: - Что узнали о животных данной группы? - Что отличает их от других групп? Ответы детей по группам. |
“Работа по учебнику”. | ||||||||||||||||||
Первая группа насекомые - Женя, расскажи нам, пожалуйста, о насекомых. Нам очень хочется узнать о них побольше. (Рассказ “Насекомые”.) Насекомые Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые. У нас четыре конечности — у них шесть. У нас два глаза, а у многих из них, кроме двух больших глаз, бывает ещё по три маленьких — на лбу. У нас орган слуха — уши — на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. |
Слайд 4 “Группы животных” | ||||||||||||||||||
Что объединяет этих животных? (6 ног) | Щелчок продолжение слайда 4 | ||||||||||||||||||
- А к какой группе относятся эти
животные? - Правильно, ребята. Молодцы! - Сейчас о рыбах интересное и новое мы узнаем из рассказа Рината. (Рассказ “Рыбы”.) Ринат Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик, крохотные — с муравья и огромные — больше слона. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. |
Слайд 5 Щелчок после ответа детей |
||||||||||||||||||
- Что можно сказать об этих животных?
Чем они отличаются от других? (Это водные
животные, у них нет ног, а есть плавники, которые
помогают им плавать; тело покрыто чешуёй.) – Назовите этих животных Радик нам расскажет о птицах. (Выступление “Птицы”.) Птицы Птицы — дети воздуха. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.Но от всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями. Ни у кого больше перьев нет — только у птиц. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. И вообще птице без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. |
Слайд 6 Щелчок после ответе детей Слайд 7 |
||||||||||||||||||
Что отличает птиц от всех остальных животных? (Телопокрыто перьями, две ноги и два крыла.) | Слайд 8 Щелчок после ответе детей |
||||||||||||||||||
У нас осталась ещё одна группа
животных - Сейчас мы послушаем Антона. Ондля нас подготовил сообщение о зверях. (Рассказ “Звери”) Звери К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны. Собаки и кошки, кроты и ежи, лошади и коровы, львы и тигры, медведи и обезьяны — всё это звери. У зверей 4 ноги. Тело у них покрыто шерстью. |
Слайд 9 | ||||||||||||||||||
Что отличает зверей от всех остальных животных? (Телопокрыто шерстью, 4 ноги.) | Слайд 10 Щелчок после ответе детей |
||||||||||||||||||
Давайте еще раз повторим отличительные
признаки каждой группы животныж
|
Слайд 11 | ||||||||||||||||||
5.Физминутка | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. |
Слайд 12 | |||||||||||||||||
6. Закрепление нового материала | Работа в рабочих тетрадях 1) Зад. 1. Работа в парах. На эту работу я даю 3 минуты. Проверка. Каких рыб подчеркнули (насекомых, птиц, зверей)? 2) Зад 2. Сам.работа по вариантам. Проверка. |
||||||||||||||||||
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных. - Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб? - Где они обитают? |
Слайд 13 | ||||||||||||||||||
Дети: - на суше и в воде. Учитель: - Поэтому они составляют особую группу-земноводные, могут находиться на суше и в водоеме. Земноводные – это лягушки и тритоны, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название “земноводные” говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные. Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть. Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, “пьет” она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта |
Щелчок после ответе детей | ||||||||||||||||||
Учитель: - Еще одна группа- это
пресмыкающиеся, к ним относятся? Дети: - Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Учитель: - Сколько у них ног? Дети: - 4 Ноги. Учитель:-Какой покров? Дети: - Роговые чешуйки. Пресмыкающиеся Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные черепахи, морские черепахи, морские змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде - от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют. |
Слайд 14 Щелчок
Слайд 15 |
||||||||||||||||||
7. Рефлексия. Закрепление нового материала | - Отгадайте загадки и та группа, к
которой относится отгаданное животное -
встает.
Дети: Пчела.
Дети: Утка.
Дети: Белка.
Дети: Щука.
Дети: Лягушка. Лягушки относятся к земноводным животным. |
||||||||||||||||||
8. Подведение итогов урока | Какой вопрос обсуждали?
Если вам захотелось узнать больше о каком-либо животном, вы сможете это сделать в нашей библиотеке или с помощью этих книг Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! А сейчас познакомимся с интересными фактами из жизни некоторых животных |
Слайд 16 и т.д. Интересные факты из жизни животных” |
|||||||||||||||||
9. Самооценка | - У вас на столах лежат цветные
квадратики, выберите тот, который отражает вашу
деятельность на уроке. (Дети выбирают
соответствующие квадратики и поднимают их)
|
||||||||||||||||||
10. Домашнее задание | Подготовить сообщение о любом животном.
Молодцы! Урок закончен. |
- А теперь я хочу, чтобы вы построили “Лесенку достижений”
У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и почетное место, честь вам и хвала! Попробуйте теперь оценить себя с помощью “Лесенки достижений”, поставив на одну из её ступенек треугольник.
- Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Большое спасибо тем ребятам, которые подготовили рассказы и стихи о животных. Урок окончен.