Экологический проект "Вода – источник жизни"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


“Бережное отношение человека к природе –
признак высокой культуры общества”
А.М. Алпатьев

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Целевая аудитория: дети 5 лет, их родители, педагоги ДОУ, специалисты Федерального агентства водных ресурсов города Мурманска.

Продолжительность проекта: 6 недель (15 февраля – 30 марта)

Организатор: воспитатель Осокина Елена Геннадьевна.

Актуальность проекта: вода - самое распространённое вещество в природе. Вода занимает три четверти поверхности Земли. Без воды не могут существовать все живые организмы на планете: растения, животные, человек.

Проблема проекта: вода – источник всего живого, который нужно беречь и сохранять.

Цель проекта: формирование у детей начальных форм экологической культуры, расширение представлений о воде и её свойствах. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта:

  • Расширять знания дошкольников о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
  • Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
  • Становление эмоционально-нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на Земле.
  • Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Формы организации проекта: опыты, беседы, познавательные занятия, наблюдения, дидактические и подвижные игры.

Виды деятельности: игровая, речевая, поисково-исследовательская, продуктивная, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой.

Ожидаемый результат: у детей сформируются начальные представления об объекте неживой природы – воде, как источнике жизни живых организмов. Появятся исследовательские умения.

План подготовки и реализации проекта:

I этап: подготовительный (2 недели).

Деятельность педагогов:

  1. Постановка познавательной задачи.
  2. Подобрать и изучить литературу по теме проекта.
  3. Пополнить уголок экспериментирования оборудованием.
  4. Разработать и оформить опорные схемы опытов по теме проекта.
  5. Подобрать цикл экологических бесед по теме проекта.
  6. Подобрать картотеку загадок, пословиц о воде.
  7. Подобрать цикл занятий по познавательной, продуктивной деятельности по теме проекта.
  8. Создать наглядный материал к дидактическим играм.
  9. Подобрать музыкальный материал по теме проекта.
  10. Разработать сценарий развлечения о воде.
  11. Разработать итоговое занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей по теме проекта.

Взаимодействие с родителями:

  1. Оформление экологического журнала “Вода – наша помощница”.
  2. Выпуск экологической листовки “Чудесная сила воды”.
  3. Оформить консультации для родителей: “Водоёмы Кольского полуострова”, “Как вести себя у воды”.
  4. Фотовыставка “Всем нужна вода”.

Сотрудничество со специалистами мурманского агентства водных ресурсов:

  1. Конкурс рисунков “Где мы встретим воду”.
  2. Презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
  3. Природоохранная акция “Каждая капля важна”.

II этап: исследовательский (основной).

Совместная деятельность педагога с детьми:

  1. Вход в игровую ситуацию: внести персонаж Капелька.
    Задачи: познакомить детей с постоянным персонажем проекта.
  2. Дидактическая игра “Где живут капельки в детском саду?”
    Задачи
    : стимулировать выдвижение детьми предположений об изучаемом объекте – воде, проверка предположений, побуждать к самостоятельному формулированию выводов.
  3. Дидактическая игра “Разложи по порядку”.
    Задачи
    : усвоить детьми алгоритм мытья рук, используя карточки, воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  4. Беседа “Вода, какая она?” (познакомить детей с понятием “вода”).
  5. Фотовыставка “Всем нужна вода”.
    Задачи
    : формировать у детей эмоциональную заинтересованность к объекту неживой природы – “воде”, обратить внимание на значение воды в жизнедеятельности всех живых организмов.
  6. Неделя проведения опытов и экспериментов в лаборатории по теме “Вода – Великий растворитель”. Опыты: “Что растворяется в воде?”, “Как сделать воду сладкой?”, “Разноцветная вода”. Игры-эксперименты с водой: “Что плывёт, а что тонет?”.
    Задачи: познакомить детей с основными химическими и физическими свойствами воды.
  7. Сочинение экологической сказки “Приключения Капельки”.
    Задачи
    : развивать интерес к познанию круговорота воды в природе, учить последовательно составлять сюжет с опорой на личные наблюдения и опыт.
  8. Ознакомление с художественной литературой: “Солнечная капля” Э. Шим, “Весенний разговор” С. Погореловский, “Ручей”, “Весенние радости” Н. Сладков, загадки, пословицы о воде.
    Задачи: закрепить знания детей о весенних изменениях в неживой природе: таяние снега, сосульки, расширять знания о воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование “Вода, вода – кругом вода!”
    Задачи
    : закреплять нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг, воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение воды.
  2. Рисование иллюстраций к экологической сказке “Приключения Капельки”
    Задачи
    : отображать сюжет сказки, закреплять умение изображать животных, птиц.
  3. Аппликация “Рыбки плавают в водице” (коллективная)
    Задачи
    : осваивать технику оригами, развивать цветовое восприятие, ориентироваться на плоскости.
  4. Серия экологических наблюдений в природе по теме: “Рождение сосульки”, “Таяние снега”, “Маленькое море - лужа”.
    Задачи: развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.
  5. Познавательное занятие с элементами поисково-исследовательской деятельности “В гостях у Повелительницы Воды”.
    Задачи: обобщить знания детей о назначении воды в жизни, закрепить физические и химические свойства воды, воспитывать бережное отношение к воде.
  6. Природоохранная акция “Каждая капля важна” (совместно со специалистами БВУ г. Мурманска).
    Задачи: воспитывать бережное отношение к расходованию воды в ДОУ.
  7. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями.
    Задачи
    : закрепить знание структуры трудового процесса, о потребности растений в воде, воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

III этап: заключительный.

  1. Выставка рисунков “Вода вокруг нас”.
  2. Развлечение “Волшебница Вода” (к всемирному дню воды 22 марта).
  3. Презентация экологического журнала “Вода – наша помощница”.
  4. Презентация водного кодекса для детей (специалисты мурманского БВУ).

Результаты реализации проекта “Вода – источник жизни”:

Для детей:

  1. Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
  2. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
  3. Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
  4. Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
  5. Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
  6. Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
  7. Развитие у детей инициативы, самостоятельности.

Для педагогов:

  1. Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
  2. Повышение профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по эколого-познавательной деятельности.
  3. Стимулирование личностного и творческого саморазвития.

Для родителей:

  • Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.

Пропагандистская работа:

  1. Организована фотовыставка “Всем нужна вода”.
  2. Выставка художественной литературы “Мир воды”.
  3. Выпущена экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
  4. Выпущен экологический журнал “Вода – наша помощница”.
  5. Выпущена две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день окружающей среды” (рубрика вода).
  6. Проведена природоохранная акция “Каждая капля важна”.
  7. Организована презентация альбома “Водный кодекс для детей”.