“Бережное отношение человека к природе –
признак высокой культуры общества”
А.М. Алпатьев
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Целевая аудитория: дети 5 лет, их родители, педагоги ДОУ, специалисты Федерального агентства водных ресурсов города Мурманска.
Продолжительность проекта: 6 недель (15 февраля – 30 марта)
Организатор: воспитатель Осокина Елена Геннадьевна.
Актуальность проекта: вода - самое распространённое вещество в природе. Вода занимает три четверти поверхности Земли. Без воды не могут существовать все живые организмы на планете: растения, животные, человек.
Проблема проекта: вода – источник всего живого, который нужно беречь и сохранять.
Цель проекта: формирование у детей начальных форм экологической культуры, расширение представлений о воде и её свойствах. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи проекта:
- Расширять знания дошкольников о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
- Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности детей.
- Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
- Становление эмоционально-нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на Земле.
- Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Формы организации проекта: опыты, беседы, познавательные занятия, наблюдения, дидактические и подвижные игры.
Виды деятельности: игровая, речевая, поисково-исследовательская, продуктивная, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой.
Ожидаемый результат: у детей сформируются начальные представления об объекте неживой природы – воде, как источнике жизни живых организмов. Появятся исследовательские умения.
План подготовки и реализации проекта:
I этап: подготовительный (2 недели).
Деятельность педагогов:
- Постановка познавательной задачи.
- Подобрать и изучить литературу по теме проекта.
- Пополнить уголок экспериментирования оборудованием.
- Разработать и оформить опорные схемы опытов по теме проекта.
- Подобрать цикл экологических бесед по теме проекта.
- Подобрать картотеку загадок, пословиц о воде.
- Подобрать цикл занятий по познавательной, продуктивной деятельности по теме проекта.
- Создать наглядный материал к дидактическим играм.
- Подобрать музыкальный материал по теме проекта.
- Разработать сценарий развлечения о воде.
- Разработать итоговое занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей по теме проекта.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление экологического журнала “Вода – наша помощница”.
- Выпуск экологической листовки “Чудесная сила воды”.
- Оформить консультации для родителей: “Водоёмы Кольского полуострова”, “Как вести себя у воды”.
- Фотовыставка “Всем нужна вода”.
Сотрудничество со специалистами мурманского агентства водных ресурсов:
- Конкурс рисунков “Где мы встретим воду”.
- Презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
- Природоохранная акция “Каждая капля важна”.
II этап: исследовательский (основной).
Совместная деятельность педагога с детьми:
- Вход в игровую ситуацию: внести персонаж
Капелька.
Задачи: познакомить детей с постоянным персонажем проекта. - Дидактическая игра “Где живут капельки в
детском саду?”
Задачи: стимулировать выдвижение детьми предположений об изучаемом объекте – воде, проверка предположений, побуждать к самостоятельному формулированию выводов. - Дидактическая игра “Разложи по порядку”.
Задачи: усвоить детьми алгоритм мытья рук, используя карточки, воспитывать культурно-гигиенические навыки. - Беседа “Вода, какая она?” (познакомить детей с понятием “вода”).
- Фотовыставка “Всем нужна вода”.
Задачи: формировать у детей эмоциональную заинтересованность к объекту неживой природы – “воде”, обратить внимание на значение воды в жизнедеятельности всех живых организмов. - Неделя проведения опытов и экспериментов
в лаборатории по теме “Вода – Великий
растворитель”. Опыты: “Что растворяется в
воде?”, “Как сделать воду сладкой?”,
“Разноцветная вода”. Игры-эксперименты с водой:
“Что плывёт, а что тонет?”.
Задачи: познакомить детей с основными химическими и физическими свойствами воды. - Сочинение экологической сказки
“Приключения Капельки”.
Задачи: развивать интерес к познанию круговорота воды в природе, учить последовательно составлять сюжет с опорой на личные наблюдения и опыт. - Ознакомление с художественной литературой:
“Солнечная капля” Э. Шим, “Весенний
разговор” С. Погореловский, “Ручей”, “Весенние
радости” Н. Сладков, загадки, пословицы о воде.
Задачи: закрепить знания детей о весенних изменениях в неживой природе: таяние снега, сосульки, расширять знания о воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Продуктивная деятельность:
- Рисование “Вода, вода – кругом вода!”
Задачи: закреплять нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг, воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение воды. - Рисование иллюстраций к экологической
сказке “Приключения Капельки”
Задачи: отображать сюжет сказки, закреплять умение изображать животных, птиц. - Аппликация “Рыбки плавают в водице”
(коллективная)
Задачи: осваивать технику оригами, развивать цветовое восприятие, ориентироваться на плоскости. - Серия экологических наблюдений в природе по
теме: “Рождение сосульки”, “Таяние снега”,
“Маленькое море - лужа”.
Задачи: развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой. - Познавательное занятие с элементами
поисково-исследовательской деятельности “В
гостях у Повелительницы Воды”.
Задачи: обобщить знания детей о назначении воды в жизни, закрепить физические и химические свойства воды, воспитывать бережное отношение к воде. - Природоохранная акция “Каждая капля важна”
(совместно со специалистами БВУ г. Мурманска).
Задачи: воспитывать бережное отношение к расходованию воды в ДОУ. - Труд в уголке природы: уход за комнатными
растениями.
Задачи: закрепить знание структуры трудового процесса, о потребности растений в воде, воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
III этап: заключительный.
- Выставка рисунков “Вода вокруг нас”.
- Развлечение “Волшебница Вода” (к всемирному дню воды 22 марта).
- Презентация экологического журнала “Вода – наша помощница”.
- Презентация водного кодекса для детей (специалисты мурманского БВУ).
Результаты реализации проекта “Вода – источник жизни”:
Для детей:
- Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
- Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
- Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
- Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
- Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
- Развитие у детей инициативы, самостоятельности.
Для педагогов:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
- Повышение профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по эколого-познавательной деятельности.
- Стимулирование личностного и творческого саморазвития.
Для родителей:
- Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.
Пропагандистская работа:
- Организована фотовыставка “Всем нужна вода”.
- Выставка художественной литературы “Мир воды”.
- Выпущена экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
- Выпущен экологический журнал “Вода – наша помощница”.
- Выпущена две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день окружающей среды” (рубрика вода).
- Проведена природоохранная акция “Каждая капля важна”.
- Организована презентация альбома “Водный кодекс для детей”.