Цель урока: изучить химические свойства карбоновых кислот на основе проведённых исследований.
Задачи урока:
- Образовательные: актуализировать знания учащихся о свойствах кислот, познакомить с химическими функциями карбоновых кислот, выяснить сходства в химических свойствах органических и неорганических кислот, раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека, проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках, сравнить свойства органических кислот и неорганических.
- Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения через работу в группе, культуру речи.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение проведения исследовательской работы, такие процессы как внимание, логическое мышление, эрудицию; навыки самостоятельной работы с учебником, умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между функциями и применением веществ; применять теоретические знания на практике; навыки составления уравнений реакций; совершенствовать навыки работы с химическими веществами; продолжить развитие химической речи учащихся, таких понятий как карбоновые кислоты, расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации, продолжить формировать умения и навыки использования знаний и умений в новых ситуациях.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
- раствор уксусной кислоты, р-ры гидроксида натрия, оксид меди (II), порошок магния, медная проволока, мел, индикаторы (раствор лакмуса и метилоранжа), ложечка, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, спички;
- презентация;
- на ученических столах: периодическая система, таблица растворимости, карта исследований, карточки с домашним заданием;
- на классной доске: схема “Основные этапы исследования”, “Общие химические свойства неорганических и органических кислот”.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
III. Закрепление
IV. Заключение
V. Домашнее задание
Ход урока
Время | Содержание урока | Методы и средства обучения | ||||||||||||||||||
1 мин | I. Организационный момент. | словесные | ||||||||||||||||||
5 мин | Приветствие учителя. Проверка
готовности класса к уроку. Психологический
настрой класса. Отмечание отсутствующих. II. Изучение нового материала Подведение к теме урока. Сегодня у нас необычный урок. Знаете ли вы, что 08.02 отмечался День Российской науки. Откуда взялась эта памятная дата? 08.02.1724 г. Пётр I утвердил Академию наук, которая существует и поныне. Давайте и мы попробуем себя в роли учёных, исследователей, открывателей. Урок даёт нам такие возможности. Вы разделены на практиков и аналитиков. Любой исследователь работает по определённому плану. |
вступительное слово учителя с элементами беседы. | ||||||||||||||||||
Вспомним и назовём основные этапы
исследования: 1) наличие проблемы 2) выдвижение гипотезы 3) сбор данных 4) исследовательские действия 5) анализ, синтез, обобщение 6) формулирование выводов Определим объект изучения. Перед вами ряд веществ. К какой группе веществ относится содержимое этих склянок? (карбоновые кислоты) |
составление схемы на доске | |||||||||||||||||||
Что мы уже знаем о них? (строение,
номенклатуру, изомерию, физические свойства) Чего не хватает в составленном вами плане характеристики карбоновых кислот? (химических свойств, применения) Но карбоновых кислот много, всех мы их рассмотреть не можем. Предлагаю взять для изучения уксусную кислоту. |
Слайд 2 | |||||||||||||||||||
Сформулируйте тему урока, опираясь на последние 2 пункта плана. Открываю тему урока. Тема нашего урока: “Химические свойства карбоновых кислот. Применение уксусной кислоты на основе свойств. (Запись в тетради) Тема урока и будет проблемой исследования. Переходим к гипотезе. | Слайд 1 | |||||||||||||||||||
20 мин | 2) Химические свойства
карбоновых кислот Посмотрите на свойства неорганических кислот. Какую бы вы выдвинули гипотезу применимую к нашей проблеме. Я закрою центр схемы. Как вы думаете, свойства органических кислот будут другими или такими же? Итак, гипотеза: свойства неорганических и органических кислот одинаковые (или свойства неорганических и органических кислот разные). Следующий этап: сбор данных и проведение исследовательских действий. Для работы вам дана карта исследований. Обратитесь к карте исследований (Приложение 1) и выполните 1 задание. Аналитики ведут записи в тетради. Практики, следуя карте-исследований (Приложение 2) и, соблюдая правила охраны труда, выполняют своё исследование. Рассмотрим 1 свойство – действие на индикаторы. Составьте уравнение диссоциации уксусной кислоты опираясь на схему учебника (параграф12 cтр.89, 3-й абзац). CH3COOH <—> CH3COOH- + H+ (карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо) 1) Почему лакмус и метилоранж окрашивают уксусную кислоту в красный цвет? (из-за наличия катионов водорода) 2) Какую среду определяют данные индикаторы? (кислую среду) Предоставляю слово практикам, а кто-то из аналитиков в этот момент представляет результаты на доске. Аналитики сформулируйте вывод по 1 свойству органических кислот. Вывод: 1 свойство органических кислот – действие на индикаторы 2 свойство - Взаимодействие с активными металлами Составьте уравнение реакций взаимодействия уксусной кислоты с магнием и медью. Назовите продукты реакции. Что получилось у аналитиков?
СН3СООН +Cu —> - Какие металлы способны вытеснить водород из растворов карбоновых кислот? (металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода) Слово практикам. К какому выводу мы пришли? Вывод: органические кислоты взаимодействуют с активными металлами с образованием соли и водорода. 3 свойство - Взаимодействие с оксидами металлов Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II). Назовите продукты реакции.
Что получилось у аналитиков и практиков? Аналитики сформулируйте вывод по 3 свойству органических кислот. Вывод: органические кислоты взаимодействуют с оксидами металлов с образованием соли и воды. 4 свойство - Взаимодействие с основаниями Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия. Назовите продукты реакции.
- Как называется реакция взаимодействия кислоты и основания с образованием соли и воды? (реакция нейтрализации) К какому выводу мы пришли? Вывод: органические кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды. 5 свойство – Взаимодействие с солями Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с карбонатом кальция. Назовите продукты реакции. 2СН3СООН + CaCO3 —> (СН3СОО)2Ca + Н2О + CO2 - Будут ли карбоновые кислоты взаимодействовать с солями сильных неорганических кислот? Почему? (нет, так сами являются слабыми кислотами) Вывод: органические кислоты взаимодействуют с солями слабых неорганических кислот с образованием соли и слабой неорганической кислоты Возвращаемся к схеме. Вспоминаем гипотезу. Подтвердилась ли наша гипотеза: свойства неорганических и органических кислот одинаковые (свойства органических и неорганических кислот разные). Сформулируйте общий вывод. Вывод: неорганические и органические кислоты обладают общими свойствами. - Чем объясняются общие свойства неорганических и органических кислот? (наличием катиона водорода) Неужели мы не найдём хотя бы 1 свойство отличающее органические кислоты от неорганических? В рамках 1 урока мы эту работу выполнить не сможем. Прикрепляю чистый лист к схеме со знаком вопроса. Ответите вы на этот вопрос дома, пользуясь учебником и дополнительными источниками и выполнив домашнее задание. Мы рассмотрели химические функции предельных одноосновных карбоновых кислот. Переходим к следующему вопросу. |
Самостоятельная работа с учебником, проведение лаб.опытов, выполнение заданий, проверка | ||||||||||||||||||
10 мин | 3) Применение уксусной кислоты Один из аналитиков провёл мини – исследование: анкетирование по применению уксусной кислоты в домашнем быту. Послушаем его. (Приложение 3, Приложение 4) |
сообщение учащегося Слайд 3-16 |
||||||||||||||||||
5 мин | III. Закрепление Вы понимаете, что химия неразрывно связана с жизнью каждого человека. Прав был М.В. Ломоносов, когда говорил: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие!”. Зная химические свойства уксусной кислоты можно объяснить её применение. Предлагаю вам вопросы, связанные с применением уксусной кислоты. 1) Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить уксусную кислоту? (алюминий – активный металл, уксусная кислота превратит его в соль, при этом выделится водород) 2) При добавлении в тесто уксусной кислоты и соды (NaHCO3) тесто становится пышнее. Чем это можно объяснить? (выделением углекислого газа) 3) В каком случае на ржавую гайку, кладут тряпку, смоченную в уксусной кислоте? (чтобы отвинтить её, так как оксид и гидроксид железа (III): Fe2O3 и Fe(OH)3, входящие в состав ржавчины взаимодействуют с уксусной кислотой) |
Беседа Слайд 17 |
||||||||||||||||||
3 мин | IV. Подведение итогов Сегодня вы хорошо поработали. Понравилось ли вам быть исследователями? По результатам исследования за активную работу присуждаю звание главный научный сотрудник следующим ученикам. За участие в работе звание старший научный сотрудник получают следующие ученики. А все остальные становятся младшими научными сотрудниками. Возможно, кто - нибудь из вас в будущем станет учёным и совершит какое-нибудь открытие, в том числе и связанным с карбоновыми кислотами. А почему бы и нет? Перед вами широкая дорога в науку, а я всегда вам помогу. Спасибо за работу. |
Заключительное слово учителя | ||||||||||||||||||
1 мин | Домашнее задание 1) параграф 12 стр.90, 5 абзац. Составьте уравнение реакции получения пропилацетата. Дайте название этой реакции. 2) параграф 12 стр. 90 зад.5 3) Используя дополнительные источники информации, составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с хлором в присутствии красного фосфора. 4) Мини-исследование. “Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени.” а) Какие вещества образуются при взаимодействии уксуса с жемчугом? б) Несут ли пользу продукты данной реакции для организма? в) Насколько реален данный исторический факт? Аргументируйте свой ответ “за” или “против”. |
Литература
1. Артёменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М.: Дрофа, 2004.
2.Горковенко М.Ю Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С.Габриеляна и др. 10 класс. М. “ВАКО”, 2005.
3. Рябов М.А. Сборник заданий и упражнений по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. “Химия. 10 класс”. – М.:Экзамен, 2008.
4.Химия 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И.Теренин. – М.:Дрофа, 2010.
5. Химия 10 класс. Профильный уровень:учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И.Теренин. – М.:Дрофа, 2010.