Внеурочная деятельность по предмету является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. При правильной организации она не только способствует углублению знаний и развитию интереса к предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает творческую активность, помогает педагогу выявить одарённых детей, в полной мере осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
При этом преимуществом внеурочной организации педагогического процесса является занимательность и разнообразие форм организации познавательной деятельности учащихся.
Основными целями внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей являются:
- Создание условий для развития познавательной сферы школьников (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
- Формирование интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений
- Развитие аналитико-синтетических способностей: сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей
Практика показывает, что для достижения указанных целей недостаточно проводить отдельные эпизодические мероприятия, в связи с чем необходима продуманная система всей внеклассной работы.
Представленное занятие является одним из цикла развивающих занятий для учащихся 6 класса в рамках внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся.
Организация же подобной работы в рамках системно-деятельностного подхода помимо воспитательных и развивающих задач позволяет также решать задачу формирования универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных и общеучебных познавательных и логических УУД).
Цель занятия: Создание условий для развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся 6 класса посредством заданий на совершенствования воображения.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Совершенствование воображения.
- Учить проводить классификацию понятий и устанавливать закономерности.
- Отработка умения решать логические задачи.
Развивающие:
- Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
- Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).
Воспитательные:
- Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.
- Создание условий для формирования познавательного интереса.
Адресат: учащиеся 6 класса.
Педагогические технологии (педагогические техники): технологии развивающего обучения, технология уровневой дифференциации обучения, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные.
Форма занятия: игра “Танграм”
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация, компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор, аудиоколонки), раздаточный материал для учащихся и другой наглядный материал, ручки. Материалы: большой лист, на котором нарисована земля (болото) и небо, листочки в форме птичек и крокодилов, фломастеры, скотч.
Источники литературы и интернет-ресурсов.
- Н.А Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. М., Просвещение, 2013.
- Холодова О.А. , Е.А. Моренко. Умникам и умницам: Курс по развитию познавательных способностей (10 – 11 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. М., РОСТ, 2013.
- Андреева В.А. Методика “Аллея впечатлений”: журнал “Классный руководитель”, №4, 2010, стр.104
- Анфимова Т.Б. “Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы”. М.: ИЛЕКСА, 2015.