Урок "Железо и его соединения" на основе деятельностного подхода

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: деятельностный подход


Место проведения: школа при Постоянном представительстве России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве, Швейцария

Класс: 9 класс; базовый уровень освоения ООП

Тип урока: урок актуализации знаний (преимущественно повторения)

Цель: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний о железе и его соединениях

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование предметных умений: характеризовать строение атома; записывать уравнения, характеризующие химические свойства железа и его соединений; составлять электронный баланс, указывая окислитель и восстановитель; записывать уравнения, соответствующие цепочке превращений;
  • продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умение устно и письменно отвечать на вопросы; монологически высказываться; действовать по алгоритму и инструкции

Развивающие: способствовать формированию познавательных, коммуникативных, личностных УУД.

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию идеи материальности и познаваемости мира.

Ход урока

Этапы Ключевые моменты Действия учителя
(Используемые методы работы)
Характеристика действий учащихся Достигаемый результат
Организационный Взаимное приветствие

Проверка готовности к уроку

– визуальный контроль - самоконтроль

- эмоциональная настройка на учебную деятельность

- оценка эмоционального состояния обучающихся (обзорно каждого и класса в целом)
Мотивация учебной деятельности учащихся - этап “Повторяем”

- этап “Классифицируем”

- этап “Группируем”

– устный опрос (определение терминов, объяснение по схеме, логические цепочки)

– проблемное задание: на основе эмблем (выданы каждому ученику) распределиться на группы для работы на уроке

- активные формы

-предложение самостоятельно “писать сценарий” урока (выбирать последовательность этапов исходя из индивидуального интереса после коллективного обсуждения)

- определяют цели и задач урока

- повторяют основные понятия по теме

- решают проблемную задачу (классификация, группирование)

- знакомятся и самостоятельно анализируют предложенные варианты этапов урока

– “плавное вхождение” в тему урока;

- проверка домашнего задания

-воспроизведение и коррекция опорных знаний

– пробуждение интереса к обсуждаемому материалу и учебной деятельности

– индивидуальный выбор способа действия;

- формирование детско-взрослого сообщества на уроке

- промежуточная оценка работы учащихся

Творческое применение знаний “Экспериментируем”

Работа в малых группах (по 4 человека на основе этапа “Группируем”)

Отработка практических навыков учащихся в части химического эксперимента

- проведение быстрого инструктажа по технике безопасности

- контроль за выполнением работы учащимися

- помощь по необходимости

- знакомятся с инструктивной картой

- выполняют лабораторную работу “Качественные реакции на ионы железа”

- заполняют таблицу по ходу выполнения работы

- повторение и актуализация знаний

- применение знаний в изменённой ситуации

- обобщение и систематизация знаний

- возможность взаимопомощи и поддержки в решении проблем

“Беседуем”

Обсуждение индивидуально и в парах новой информации

Наблюдение за работой учащихся, корректировка, помощь по необходимости Представление полученной информации о потребности организма человека в железосодержащих продуктах, особенностях их усвоения и влияния на организм подростков Добывание знаний в новой ситуации (работа с диаграммами, таблицами)

Коммуникация

Взаимопомощь, взаимоподдержка

Развитие познавательного интереса к предмету

“Удивляемся”

Индивидуальные выступления

Фронтальная беседа

- Проблемный метод (демонстрация слайда с яблоком, утыканном железными гвоздями)

- эвристическая беседа

- вспоминают, что встречались с таким вопросом в заочном туре школьной олимпиады

- слушают выступления одноклассников

- предлагают свои варианты ответов

- установление связи между предметным и надпредметным содержанием

- реализация практического применения химических реакций

- знания из народной медицины (культурологический аспект)

“Спрашиваем – отвечаем”

Работа в малых группах

- составляем тест по заданным параметрам

- задаём свои вопросы

- отвечаем на вопросы других

Координация действий учащихся - знакомятся с условиями составления теста (тест “наоборот”: даны 4 варианта ответов, надо придумать однозначный вопрос)

- обсуждают варианты

- формулируют вопросы

- записывают вопросы

- корректируют работу

- задают вопросы

- анализируют корректность формулировок

- отвечают на вопросы

- отработка действий по заданным условиям

- воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

  “Вспоминаем”

Фронтальная беседа

- демонстрирует видео с диска, созданного по итогам выполнения учебного проекта в прошлом учебном году учащимися данного класса

- координирует деяятельность учащихся по обсуждению увиденного

- смотрят видеодемонстрацию опытов получения гидроксидов двух- и трёхвалентного железа

- осуществляют “дубляж” фрагмента

- определяют существенные различия данных качественных реакций

- записывают уравнения реакций в трёх формах

- эмоциональная разрядка, улучшение настроения

- творческое применение знаний в новой ситуации

- контроль усвоения, обсуждение затруднений, коррекция ошибок

“Соревнуемся”

Индивидуально-групповая работа

Организует соревнование команд, знакомит с правилами,

координирует работу учащихся

- распределяют обязанности: определяют участников соревнования у доски, участников блиц-опроса, членов жюри

- выполняют задания игры

- проверяют правильность выполнения заданий на доске (цепочки превращений)

- подводят итоги соревнования

- учебная коммуникация

- обобщение и систематизация знаний

- актуализация знаний в изменённых условиях

Рефлексия “Оцениваем”

Индивидульнаые выступления

Фронтальная беседа

Предлагает перечень вопросов “Чему учились?”

Предлагает определить круг вопросов для работы дома

Оценивают своё продвижение в изучении учебного материала, формулируют основные виды затруднений, делятся способами их успешного преодоления, проговаривают проблемные вопросы по теме Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Выставление отметок

Подведение итогов Репродуктивная деятельность учащихся:

- конкретные ответы на конкретные вопросы

- ответы на вопросы по периодической таблице химических элементов

- составление уравнений реакций в трёх формах

- знание качественных реактивов на конкретные ионы, признаки качественных реакций

- выполнение лабораторной работы (владение практическими навыками)

- написание уравнений по цепочке превращений (логика и правильность последовательности реакций)

- понимание видеоматериалов по теме

Творческая деятельность учащихся:

- работа в условиях ситуации выбора

- анализ, сопоставление данных из информационных источников (таблицы, диаграммы и т.д.)

- представление самостоятельно полученной информации

- “озвучивание” видеофрагмента

- составление теста “наоборот”

- переформулированные вопросы

- проблемные вопросы

- проведение эксперимента

- взаимоконтроль и корректировка

Информация о домашнем задании Беседа Предлагает варианты домашних заданий - самостоятельная работа ( в том числе в тестовых технологиях

– творческие задания

– комментирование домашних упражнений

– прощание с учащимися