Урок окружающего мира на тему "Заповедные тропинки. Кандалакшский заповедник"

Разделы: Начальная школа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока:

  • познакомить с животным и растительным миром Кандалакшского заповедника;

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать, то такое заповедник, формулировать правила поведения в заповедниках.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Сегодня на  уроке мы продолжим знакомство с  природой нашего Кольского Заполярья. Расшифруйте слово, записанное на доске:

КИНДЕВОПАЗ

- Как вы понимаете значение этого слова? (Высказывания детей)

- Ребята, где можно уточнить значение этого слова. (В словаре)

- Работа в парах. Дети работают со словарем С.И. Ожегова.

- Заповедник  – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности и т.п. (Словарь С.И. Ожегов)

III. Формулирование темы и целей урока

- Определите тему нашего урока. (На уроке мы будем говорить о заповедниках)

- Ребята, вы все знаете, что наша страна очень большая и заповедников в нем достаточно много. Нам с вами очень повезло, мы живем на берегу Белого моря, где располагается Кандалакшский заповедник. Вот сегодня мы с вами побываем на его заповедных тропинках. Итак, тема нашего урока Кандалакшский заповедник.

- Ребята, из словаря мы узнали, что в заповеднике оберегаются и сохраняются редкие растения или животные. Знаете ли вы, почему был создан Кандалакшский заповедник? Какую цель поставите для себя на уроке?

- Цель нашего урока узнать, какое животное оберегают в Кандалакшском заповеднике, а также познакомиться с животным и растительным миром  заповедника.

IV. Работа по теме урока

Работа с картой.

- Давайте сначала рассмотрим расположение Кандалакшского заповедника.

В состав заповедника входят:

  • три группы островов, находящихся в Баренцевом море (Айновы, Гавриловские, Семь островов)
  • большинство островов Белого моря (остров Великий – самый крупный в заповеднике). Показ учителем Кандалакшского заповедника.   

- Найдите на карте Кандалакшский заповедник и обведите его границы. (Работа в тетради)

- Каждый заповедник имеет свою эмблему. Перед вами эмблема Кандалакшского заповедника, опишите её. (Работа в группах. Словесное рисование.)
- Ваши предположения интересные. Символом Кандалакшского заповедника является гага – крупная морская утка. Это её пух, знаменитый гагачий пух самый – самый тёплый, самый лёгкий, самый ценный.  Вначале ХХ века из-за высокой ценности гнездового пуха гага была почти полностью истреблена. С целью восстановления её численности в 1932 году в  Кандалакшском заливе Белого моря и на Мурманском побережье был создан Кандалакшский заповедник.

Ребята, чтобы подробнее узнать об этом интересном животном, вы сейчас выполните задание. Каждая группа будет работать с текстом, и искать в нем ответы на вопросы.

Гага обыкновенная

Самка, её так и называют – гага, крупная, рыжевато-бурая, малозаметная на суше. Селезни (самцы) -  гагуны, настоящие щёголи: снежно-белая спинка, угольно-черное брюшко, светло – зелёный затылок и нежно - апельсиновая грудка.
Откладывая яйца, гага постепенно выщипывает из своего брюшка пух, укрепляя им гнездо. На животе у гаги появляется голое пятно – насидное. Им она греет свою кладку.
В конце июня, сразу после схода гагачат на воду, сотрудники заповедника прочёсывают острова в поисках  пуха  и  ведут учет гнездящейся гаги и вылупившихся птенцов.

Работа с текстом.

1 группа: Как называют самца гаги? Как называют детёнышей гаги?

2  группа: Чем отличается самец от самки?

3 группа: Почему у гаги голое пятнышко на брюшке? 

4 группа: В какой период сотрудники собирают гагачий пух? Почему?

- Отчет каждой группы.

- Ребята, знаете ли вы,  где используется гагачий пух? (Этот тёплый,  ценный пух используют только для снаряжения  полярников, альпинистов, космонавтов, моряков)

- Какой вывод можно сделать? (благодаря Кандалакшскому заповеднику восстановлена численность гаги).

- Ребята, хотите узнать, кто ещё обитает  на территории  Кандалакшского заповедника? Каждый ряд разгадает ребусы и расскажет нам.

Задание:

  • 1 ряд – узнать названия зверей,
  • 2 ряд – названия растений,
  • 3 ряд – названия птиц. Проверка.

- Ребята, вспомните, что можно и чего нельзя делать в заповеднике. Перед вами экологические знаки, попробуйте объяснить их значение. (Ответы детей.)

- Действительно, заповедник – это территория, закрытая для туризма, охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, в нём нельзя собирать грибы, ягоды. Здесь постоянно работают научные сотрудники, которые наблюдают за растениями и животными, изучают их.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Где расположен Кандалакшский заповедник?

- С какой целью был создан?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свою работу на уроке.