Цель урока:
- познакомить с животным и растительным миром Кандалакшского заповедника;
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать, то такое заповедник, формулировать правила поведения в заповедниках.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой нашего Кольского Заполярья. Расшифруйте слово, записанное на доске:
КИНДЕВОПАЗ
- Как вы понимаете значение этого слова? (Высказывания детей)
- Ребята, где можно уточнить значение этого слова. (В словаре)
- Работа в парах. Дети работают со словарем С.И. Ожегова.
- Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности и т.п. (Словарь С.И. Ожегов)
III. Формулирование темы и целей урока
- Определите тему нашего урока. (На уроке мы будем говорить о заповедниках)
- Ребята, вы все знаете, что наша страна очень большая и заповедников в нем достаточно много. Нам с вами очень повезло, мы живем на берегу Белого моря, где располагается Кандалакшский заповедник. Вот сегодня мы с вами побываем на его заповедных тропинках. Итак, тема нашего урока Кандалакшский заповедник.
- Ребята, из словаря мы узнали, что в заповеднике оберегаются и сохраняются редкие растения или животные. Знаете ли вы, почему был создан Кандалакшский заповедник? Какую цель поставите для себя на уроке?
- Цель нашего урока узнать, какое животное оберегают в Кандалакшском заповеднике, а также познакомиться с животным и растительным миром заповедника.
IV. Работа по теме урока
Работа с картой.
- Давайте сначала рассмотрим расположение Кандалакшского заповедника.
В состав заповедника входят:
- три группы островов, находящихся в Баренцевом море (Айновы, Гавриловские, Семь островов)
- большинство островов Белого моря (остров Великий – самый крупный в заповеднике). Показ учителем Кандалакшского заповедника.
- Найдите на карте Кандалакшский заповедник и обведите его границы. (Работа в тетради)
- Каждый заповедник имеет свою эмблему. Перед вами эмблема Кандалакшского заповедника, опишите её. (Работа в группах. Словесное рисование.)
- Ваши предположения интересные. Символом Кандалакшского заповедника является гага – крупная морская утка. Это её пух, знаменитый гагачий пух самый – самый тёплый, самый лёгкий, самый ценный. Вначале ХХ века из-за высокой ценности гнездового пуха гага была почти полностью истреблена. С целью восстановления её численности в 1932 году в Кандалакшском заливе Белого моря и на Мурманском побережье был создан Кандалакшский заповедник.
Ребята, чтобы подробнее узнать об этом интересном животном, вы сейчас выполните задание. Каждая группа будет работать с текстом, и искать в нем ответы на вопросы.
Гага обыкновенная
Самка, её так и называют – гага, крупная, рыжевато-бурая, малозаметная на суше. Селезни (самцы) - гагуны, настоящие щёголи: снежно-белая спинка, угольно-черное брюшко, светло – зелёный затылок и нежно - апельсиновая грудка.
Откладывая яйца, гага постепенно выщипывает из своего брюшка пух, укрепляя им гнездо. На животе у гаги появляется голое пятно – насидное. Им она греет свою кладку.
В конце июня, сразу после схода гагачат на воду, сотрудники заповедника прочёсывают острова в поисках пуха и ведут учет гнездящейся гаги и вылупившихся птенцов.
Работа с текстом.
1 группа: Как называют самца гаги? Как называют детёнышей гаги?
2 группа: Чем отличается самец от самки?
3 группа: Почему у гаги голое пятнышко на брюшке?
4 группа: В какой период сотрудники собирают гагачий пух? Почему?
- Отчет каждой группы.
- Ребята, знаете ли вы, где используется гагачий пух? (Этот тёплый, ценный пух используют только для снаряжения полярников, альпинистов, космонавтов, моряков)
- Какой вывод можно сделать? (благодаря Кандалакшскому заповеднику восстановлена численность гаги).
- Ребята, хотите узнать, кто ещё обитает на территории Кандалакшского заповедника? Каждый ряд разгадает ребусы и расскажет нам.
Задание:
- 1 ряд – узнать названия зверей,
- 2 ряд – названия растений,
- 3 ряд – названия птиц. Проверка.
- Ребята, вспомните, что можно и чего нельзя делать в заповеднике. Перед вами экологические знаки, попробуйте объяснить их значение. (Ответы детей.)
- Действительно, заповедник – это территория, закрытая для туризма, охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, в нём нельзя собирать грибы, ягоды. Здесь постоянно работают научные сотрудники, которые наблюдают за растениями и животными, изучают их.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Где расположен Кандалакшский заповедник?
- С какой целью был создан?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
- Оцените свою работу на уроке.