Урок русского языка на тему "Печатный текст как источник орфографических написаний". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


1. Организационный момент. Приветствие гостей на уроке.

Проверка готовности ребенка к уроку,

М: организационные умения - формирование навыков самоорганизации, самодисциплины.

Л: формирование аккуратности, ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом

2. Минутка чистописания

Учитель: (На доске буквосочетание ОРО)

В каких словах встречается ОРО?

Как мы называем такие слова?

Почему слова называются СЛОВАРНЫЕ?

Д: перечисляют слова, словарные слова, в словаре можно посмотреть, как пишутся эти слова.

3.Словарный диктант.

Слова: сорока, ворона, воробей, хороший, ворота, пирог, петух, коньки

4.Орфографическая работа

У: Какие орфограммы вспомнили, чтобы правильно написать эти слова?

Д. жи-ши, парная согласная на конце слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласного.

5. Повторение изученного

У: Расставить слова по алфавиту

Что такое алфавит? Для чего нам нужен алфавит?

6. Физминутка

7. Актуализация знаний

1. (на доске) терпение, труд, всё, перетрут

Составить предложение. Оформить предложение правильно.

Что обозначает это предложение?

Д: Это пословица. Объясняют эту пословицу.

8. Знакомство с новой темой

1. У: Уч с.98 упр.118 (чтение текста упражнения)

Что понял Сам Самыч?

Д: что при списывании текста учебник является источником правильного написания слов.

2. У: Что напомнил Сам Самыч?

Д: Правила списывания, алгоритм списывания.

3. Спишите.

9. Работа в группах

1.У: упр.119. (на ИД текст упражнения записан с перестановкой предложений)

Это текст? (нет) Почему?

2. Работа в группах. Составьте текст, наклеив напечатанные предложения в правильном порядке.

3. Докажите, что вы переставили предложения правильно.

4. Спишите текст.

10. Подведение итога уроку

У: Что нового узнали?

Что повторили?

11. Домашнее задание:

Уч с. 99 упр.122

 

Л: формирование аккуратности

М: познавательные УУД- анализ, синтез

 

 

 

 

Предметные УУД: знание словарных слов,

 

Предметные УУД знание орфографических правил

 

 

 

М: умение работать со словарём

Предметные УУД

 

 

М: познавательные УУД- анализ, синтез

 

 

Л: поведенческие качества человека

 

 

 

М: надпредметные (формулирование учебной задачи)

 

 

М: познавательные УУД

 

Л: поведенческие качества человека

М: коммуникативные УУД

 

 

М: регулятивные УУД

Урок русского языка в 4 классе по системе Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Тема: Частицы

Цель:

  • ознакомление учащихся с новой служебной частью речи - частицами, их работой в речи;
  • формирование учебной самостоятельности и инициативности;
  • активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: Постановка частной задачи.

Ход урока:

1. Орг.момент:

также

точно

пусть

не

даже

ли

бы

-то

так

что

кое-

-ка

-либо

давай

- Сядет тот, кто нашел союзы в данном списке слов! (представлен список союзов и частиц )

В планшете в приложении Board запишите только союзы! (также, что, так)

- Как можно назвать остальные слова? (Ответы...)

2. Минутка чистописания МЧ.

- Кто закончил работу над чистописанием, передайте соседу тетрадь для взаимопроверки! Оцениваем наклон, правильное соединение, высоту букв.

Свою оценку отмечаем плюсами на оценочной шкале:

3. Актуализация знаний.

а) Орфографическая минутка (приложение Showbie) ОМ:

_сем было невтерпёж_ но _итя не _ткрывал к_робку с п_дарками _

Задание: вставить пропущенные буквы и указать части речи над каждым словом. (Всем было невтерпеж, но Витя не открывал коробку с подарками.)

б) Игра "Кубик Блума" КБ: ученик-игрок подкидывает кубик, на сторонах которого написаны начала вопросов: “Почему”, “Объясни”, “Назови”, “Предложи”, “Придумай”, “Поделись”. На интерактивной доске кубик подпрыгивает касанием маркера.

Вопросы:

  • Придумай (Высказывание с союзом И! Высказывание с союзом ИЛИ)
  • Объясни (Почему в высказывании В ЛЕСУ ТЕМНО И СЫРО не надо ставить запятую?
  • Почему в высказывании РЯБИНЫ, ЕЛИ И ОСИНЫ РАСТУТ В НАШЕМ ЛЕСУ надо ставить запятую?)
  • Предложи (Одинаковую работу существительных УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК в одном высказывании.
  • Одинаковую работу слов ПАПА и ПРИВЁЗ в одном высказывании)
  • Назови (К какой части речи относится слово: ЧТОБЫ)
  • Почему (Союзы - это служебная часть речи? Союз И соединительный?)
  • Поделись (Своими наблюдениями : все ли части речи в высказывании НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК! Я БЫ СЪЕЛ СДОБНУЮ БУЛОЧКУ

Аплодисменты игроку-победителю.

4. Работа над темой.

1) - Ребята! Отгадайте ребус и узнаете, над какой темой мы будем работать!

Варианты ответов. (Частицы)

- Ребята! А вы знаете, что такое частицы? (Варианты ответов учащихся.)

- Что же предстоит узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?

2) Групповая работа.

- Давайте поработаем в группах и выберем цели нашего урока из списка!

Цель урока:

1) научиться различать виды частиц;

2) научиться характеризовать частицы как часть речи;

3) узнать, какова работа частиц в высказываниях;

4) познакомиться с правописанием частиц в высказывании;

5) познакомиться с правописанием частицы НЕ с другими частями речи;

6) научиться определять лексическое значение частиц;

7) найти место частицам в таблице частей речи.

Задание: обсудить список целей и заполнить таблицу ИНСЕРТ в приложении Showbie.

Знаю “+” Не знаю “-” ?
     

Обсуждение выборов учащихся. Оценивание.

Цели:

  • научиться характеризовать частицы как часть речи;
  • найти место частицам в таблице частей речи;
  • узнать, какова работа частиц в высказываниях.

3) - Прочитай вслух эти высказывания!

- Чем он отличаются друг от друга? (Ответы)

- Почему при чтении меняется интонация? (Знак в конце слова, слово ли,)

Потерял малыш любимую игрушку.

Потерял ли малыш любимую игрушку?

- А можно ли в речи употребить вместо первого высказывания второе?

- Одинаковы ли они по смыслу?

- Какое из них является сообщением, а какое - вопросом?

- Какое слово во втором высказывании придает ему смысл вопроса?

- Можно ли считать слово ли особой частью речи?

- Где сегодня вы уже встречались с этим словом? (В начале урока, в столбиках новых слов)

В русском языке существует особая часть речи, которая придаёт высказыванию новый смысл, не изменяя его содержания. Это служебная часть речи называется частицей.

 - Сравните высказывания!

Вы делаете уроки вовремя.
Вы не делаете уроки вовремя.
Вы делаете уроки не вовремя.

- Одинаковы ли они по содержанию?

- А по смыслу? -

- Какое из них имеет утвердительный смысл, а какие - отрицательный?

- Какое слово придало второму и третьему высказываниям отрицательный смысл?

- Перед какой частью речи частица НЕ во втором высказывании?

- А в третьем?

4) - Можем ли мы теперь найти место частицам в схеме частей речи? Откройте приложение Popplet lite со схемой частей речи!

- Являются ли частицы самостоятельной частью речи? (Ответы...)

- А чему служат? (ответы...)

- Куда в схеме можно определить частицы?

- Оцените работу в приложении. Оценка на шкалу.

5. Закрепление. Работа по учебнику: упражнение 175.

Задание Спишите стихотворение, раскрывая скобки.

Взаимопроверка: передать тетрадь соседу справа и сравнить с образцом на доске. Оценка на шкалу.

6. Итог урока.

1) - Ребята, давайте проверить нашу таблицу с целями урока! Все ли мы узнали, что запланировали?

-- Можем ли мы теперь сформулировать правило о частицах? (Ответы ...)

- Сравним нашу формулировку с учебником!

Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.

- Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

- А сейчас подсчитаем свою активность на оценочной шкале и выставим отметку!

2) - И домашнее задание! Оно с небольшим сюрпризом: пройдя по ссылке https://youtu.be/mEtGXCpxq20, вы услышите песню, с текстом которой придется дома поработать - это упражнение 176!

3) - Ребята! Давайте подсчитаем все свои плюсы в нашей оценочной таблице и узнаем, какую отметку за урок получил каждый из вас!

  • Если вы набрали 10 и более плюсов - отметка "5".
  • Если вы набрали 8-9 плюсов - отметка "4"
  • Если вы набрали 6-7 плюсов - отметка "3"