Предмет | География Иркутской области |
Класс | 8 |
Тип урока | Изучение нового материала |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Оборудование | Атлас “Иркутск и Иркутская область”, 2-е издание, обновлённое и дополненное. ФГУП “ВостСиб АГП”, 2010 г., 48 с., печатная рабочая тетрадь “Физическая и социально-экономическая география Иркутской области. 8-9 класс” |
Цель | Зона тайги. Характеристика
деревьев и кустарников тайги. “Островные”
лесостепи и степи, древесная и травянистая
растительность. Причины появления “островной”
растительности. Вертикальная поясность.
Растительные ресурсы области, их охрана и
использование. “Красная книга” Иркутской
области. Практическая работа 3. Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной растительности, тёмнохвойных и светлохвойных лесов, растительности равнинных территорий. |
Основные термины и понятия | Флора, посредник. |
Планируемый результат | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД:
Уметь:
|
Форма работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. |
Оборудование | Атлас Иркутской области, рабочая тетрадь, диаграммы. |
Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Проверяет готовность учащихся к уроку,
озвучивает тему и план урока. “Растения –
посредник между |
Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока |
Актуализация знаний | Приведённые значения лесов разделите
на 2 группы:
а) В природе:______________________ б) В жизни человека:__________________ Вывод: |
Разделяют на группы |
Изучение нового материала | 655 млн. га – леса России – 45% территории,
т.е. больше, чем в Канаде, США, Финляндии, Швеции и
Норвегии вместе взятых. Россия занимает второе
место в мире (после США) по объёму вывозки
древесины и производству пиломатериалов. Наша
страна пока значительно отстаёт от ряда
индустриально развитых стран и по эффективности
использования древесного сырья. Так по данным за
1988г., в США из 1 тыс. м3 вывезенной древесины
было произведено 135 т. бумаги и картона, в Швеции
– 143, в Финляндии – 190, а у нас только 29 т. 57558 тыс. га – 80% территории Иркутской области – 9% от площади лесов России – в 2–4 раза больше Финляндии. Доход от экспорта лесобумажной продукции в 80 раз больше, чем наша область. 1. Анализ диаграммы “Леса Иркутской области”:
2. Анализ диаграммы “Лесопокрытая площадь” :
3. Анализ диаграммы “Запасы древесины Иркутской области”: Запас хвойных пород составляет 7835,4 млн. м3 (88%),
Подсчитайте общие запасы древесины.
Растительные ресурсы возобновляемы, но их нужно беречь, рационально использовать и способствовать их восстановлению. 4. Знакомство с брошюрой “Охраняемые растения Иркутской области”. |
Анализ диаграмм: приложение. |
Практическая работа 3. Знакомство с
картой растительности (атлас, с. 26). Выделение
высокогорной растительности, тёмнохвойных и
светлохвойных лесов, растительности равнинных
территорий. Рабочая тетрадь – стр. 9, таблица №4. Видовой состав растений |
Заполнение таблицы | |
Осмысление и закрепление изученного | 1. Проверка таблицы 2. Рабочая тетрадь: стр. 9 “Обобщение по теме” 3. Викторина: а) Какие лиственные деревья произрастают в нашей области? б) Какие ягодные кустарники и лекарственные растения имеются в наших лесах? в) Какие подземные органы дикорастущих растений лесов нашей области можно употреблять в пищу? г) Из каких пород деревьев лучше горит костёр? д) В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? Почему? е) Какие растения в лесу можно употреблять в походе в качестве лекарства при простудных заболеваниях? ё) Древесина, каких пород в воде тонет? ж) Какие растения являются хорошими индикаторами загрязнения воздуха? |
Ответы на вопросы
Групповая работа б) Брусника, черника, смородина, малина; бадан, кашкара. в) Из корней лопуха и крапивы можно сделать прекрасную солянку, а сушёный и смолотый лопух заменит муку; отварив корни лопуха и добавив уксус и сахар, можно получить повидло. Корневища одуванчика, разрезанные вдоль, высушенные и подрумяненные на огне, приобретают сладковатый вкус! Для пищевых целей используются и луковицы дикой лилии. г) Хвойные деревья имеют преимущество перед лиственными. Берёза хорошо горит и даёт много жара, но это “твёрдое топливо” трудно заготавливать. Осина горит медленно и нежарко, зато сухостойный осинник легко превращается в топливо. Сосна пылает жарко, быстро сгорает и оставляет мало углей. Ель горит сравнительно медленно, но жарко. Пихта – с сильным треском, стреляет искрами. д) Где больше черники, почва влажнее. Черника более влаголюбивая, чем брусника. е) Берёза – берёзовые почки; истод узколистный – корни; малина – цветы, ягоды; подорожник – листья; голубая синюха – корень; чина луговая – трава; мать и мачеха – цветы и листья. ё) Лиственница; довольно быстро намокают и тонут осина и берёза. ж) Лишайники, сфагновые мхи; хвойные деревья – пихта, ель, кедр. |
Итоги урока Рефлексия |
Выставление оценок, сбор рабочих
тетрадей. Учитель выдаёт листочки:
|
Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | С.77-84, сочинение, обсуждение на темы: а) “Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги”; б) “В лесу жить - голода не видать”. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии (по выбору). Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Литература
- Атлас “Иркутск и Иркутская область”, 2-е издание, обновлённое и дополненное. ФГУП “ВостСиб АГП”, 2010 г., 48 с.
- Бояркин В. М., Бояркин И. В. География Иркутской области, издание шестое переработанное и дополненное – Энциклопедический справочник, описывающий природу, население, хозяйственную деятельность на территории региона. Иркутск, ИД “Сарма”, 2007 г., 256 с.
- Бояркин В. М., Бояркин И. В. Рабочая тетрадь по физической географии Иркутской области (Учебное пособие для 8 класса общеобразовательной школы). Иркутск, издательство “Сарма”, 2004 г., 32 с.
- Проведение туристско-краеведческого КВН “Природа родного края” в школе, загородном пионерском и туристическом лагерях (Методические рекомендации для учителей). Иркутск, Иркутская областная станция юных туристов, 1978 г., 16 с.
- Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области (учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы). Рабочая тетрадь. - Иркутск, Издательский дом “ИД Сарма”, 2013 г., 48 с.