Растительность Иркутской области

Разделы: География


Предмет География Иркутской области
Класс 8
Тип урока Изучение нового материала
Технология построения урока Проблемно-диалогическая
Оборудование Атлас “Иркутск и Иркутская область”, 2-е издание, обновлённое и дополненное. ФГУП “ВостСиб АГП”, 2010 г., 48 с., печатная рабочая тетрадь “Физическая и социально-экономическая география Иркутской области. 8-9 класс”
Цель Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. “Островные” лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления “островной” растительности. Вертикальная поясность. Растительные ресурсы области, их охрана и использование. “Красная книга” Иркутской области.

Практическая работа 3. Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной растительности, тёмнохвойных и светлохвойных лесов, растительности равнинных территорий.

Основные термины и понятия Флора, посредник.
Планируемый результат Личностные УУД:
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе занятия;
  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  1. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  2. использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  3. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь:

  • выявлять причинно-следственные связи;
  • показывать по карте особенности размещения основных типов растительности.
Форма работы Индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование Атлас Иркутской области, рабочая тетрадь, диаграммы.

 

Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока.

“Растения – посредник между
небом и землёю.
Оно – истинный Прометей,
похитивший огонь с неба.
Похищенный им луч солнца,
приводит в движение и чудовищный
маховик гигантской паровой машины,
и кисть художника, и перо поэта”.
К.А.Тимирязев

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока
Актуализация знаний Приведённые значения лесов разделите на 2 группы:
  1. Участвуют в круговороте вещества.
  2. Обогащают воздух кислородом.
  3. Выделяют фитонциды.
  4. Участвуют в образовании почв, гумуса.
  5. Дают древесину, лекарственное и техническое сырьё.
  6. Дают ягоды, орехи.
  7. Способствуют накоплению снега.
  8. Защищают почву от эрозий.
  9. Регулируют сток воды.
  10. Являются местом обитания диких животных.
  11. поглощают углекислый газ.
  12. Дают пищу для животных и человека.
  13. Поглощают пыль.
  14. Образуют среду обитания

а) В природе:______________________

б) В жизни человека:__________________

Вывод:

Разделяют на группы
Изучение нового материала 655 млн. га – леса России – 45% территории, т.е. больше, чем в Канаде, США, Финляндии, Швеции и Норвегии вместе взятых. Россия занимает второе место в мире (после США) по объёму вывозки древесины и производству пиломатериалов. Наша страна пока значительно отстаёт от ряда индустриально развитых стран и по эффективности использования древесного сырья. Так по данным за 1988г., в США из 1 тыс. м3 вывезенной древесины было произведено 135 т. бумаги и картона, в Швеции – 143, в Финляндии – 190, а у нас только 29 т.

57558 тыс. га – 80% территории Иркутской области – 9% от площади лесов России – в 2–4 раза больше Финляндии. Доход от экспорта лесобумажной продукции в 80 раз больше, чем наша область.

1. Анализ диаграммы “Леса Иркутской области”:

  • На Восточно-Европейской равнине преобладают, какие хвойные породы деревьев?
  • Почему?
  • На Западно-Сибирской равнине?
  • Почему?
  • В Иркутской области?
  • Почему?
  • Свойства лиственницы /Выступление учащегося – домашнее задание/.

2. Анализ диаграммы “Лесопокрытая площадь” :

  • Какие породы деревьев преобладают?
  • Почему преобладают хвойные породы деревьев?
  • Запасы древесины в России – 73 млрд. м3 (на 1 января 1993 года), что в 3,5 раза превосходит суммарные лесные ресурсы США и Канады.

3. Анализ диаграммы “Запасы древесины Иркутской области”:

Запас хвойных пород составляет 7835,4 млн. м3 (88%),

  • лиственных – 938,6 млн. м3 (10,5%),
  • кустарников, кедрового стланика – 105 млн. м3 (1,2%).

Подсчитайте общие запасы древесины.

  • Сколько % от запасов древесины в России? /12%/
  • Природные ресурсы?

Растительные ресурсы возобновляемы, но их нужно беречь, рационально использовать и способствовать их восстановлению.

4. Знакомство с брошюрой “Охраняемые растения Иркутской области”.

Анализ диаграмм: приложение.
Практическая работа 3. Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной растительности, тёмнохвойных и светлохвойных лесов, растительности равнинных территорий.

Рабочая тетрадь – стр. 9, таблица №4. Видовой состав растений

Заполнение таблицы
Осмысление и закрепление изученного 1. Проверка таблицы

2. Рабочая тетрадь: стр. 9 “Обобщение по теме”

3. Викторина:

а) Какие лиственные деревья произрастают в нашей области?

б) Какие ягодные кустарники и лекарственные растения имеются в наших лесах?

в) Какие подземные органы дикорастущих растений лесов нашей области можно употреблять в пищу?

г) Из каких пород деревьев лучше горит костёр?

д) В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? Почему?

е) Какие растения в лесу можно употреблять в походе в качестве лекарства при простудных заболеваниях?

ё) Древесина, каких пород в воде тонет?

ж) Какие растения являются хорошими индикаторами загрязнения воздуха?

Ответы на вопросы

 

Групповая работа

б) Брусника, черника, смородина, малина; бадан, кашкара.

в) Из корней лопуха и крапивы можно сделать прекрасную солянку, а сушёный и смолотый лопух заменит муку; отварив корни лопуха и добавив уксус и сахар, можно получить повидло. Корневища одуванчика, разрезанные вдоль, высушенные и подрумяненные на огне, приобретают сладковатый вкус! Для пищевых целей используются и луковицы дикой лилии.

г) Хвойные деревья имеют преимущество перед лиственными. Берёза хорошо горит и даёт много жара, но это “твёрдое топливо” трудно заготавливать. Осина горит медленно и нежарко, зато сухостойный осинник легко превращается в топливо. Сосна пылает жарко, быстро сгорает и оставляет мало углей. Ель горит сравнительно медленно, но жарко. Пихта – с сильным треском, стреляет искрами.

д) Где больше черники, почва влажнее. Черника более влаголюбивая, чем брусника.

е) Берёза – берёзовые почки; истод узколистный – корни; малина – цветы, ягоды; подорожник – листья; голубая синюха – корень; чина луговая – трава; мать и мачеха – цветы и листья.

ё) Лиственница; довольно быстро намокают и тонут осина и берёза.

ж) Лишайники, сфагновые мхи; хвойные деревья – пихта, ель, кедр.

Итоги урока

Рефлексия

Выставление оценок, сбор рабочих тетрадей.

Учитель выдаёт листочки:

  • Что Вы открыли нового на уроке?
  • Чему Вы научились сегодня?
  • Чем Вам это может помочь?
  • В какой части урока Вы работали лучше всего?
  • Что помогло Вам включиться в работу?
  • Что Вам на уроке показалось трудным?
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание С.77-84, сочинение, обсуждение на темы:

а) “Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги”;

б) “В лесу жить - голода не видать”. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии (по выбору).

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Литература

  1. Атлас “Иркутск и Иркутская область”, 2-е издание, обновлённое и дополненное. ФГУП “ВостСиб АГП”, 2010 г., 48 с.
  2. Бояркин В. М., Бояркин И. В. География Иркутской области, издание шестое переработанное и дополненное – Энциклопедический справочник, описывающий природу, население, хозяйственную деятельность на территории региона. Иркутск, ИД “Сарма”, 2007 г., 256 с.
  3. Бояркин В. М., Бояркин И. В. Рабочая тетрадь по физической географии Иркутской области (Учебное пособие для 8 класса общеобразовательной школы). Иркутск, издательство “Сарма”, 2004 г., 32 с.
  4. Проведение туристско-краеведческого КВН “Природа родного края” в школе, загородном пионерском и туристическом лагерях (Методические рекомендации для учителей). Иркутск, Иркутская областная станция юных туристов, 1978 г., 16 с.
  5. Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области (учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы). Рабочая тетрадь. - Иркутск, Издательский дом “ИД Сарма”, 2013 г., 48 с.