Цель: формировать умение распознавать части речи, развивать устную речь.
Планируемый результат (УУД)
Личностные умения:
- Формировать уважительное отношение к языку; научить обосновывать своё мнение
Метапредметные умения:
- Регулятивные - планировать свою деятельность, действовать по плану, контролировать свою деятельность, проводить оценку своих действий и корректировать их; ориентироваться в учебнике.
- Познавательные - различать существительное, прилагательное, глагол, местоимение; расширить знания о частях речи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать;
- Коммуникативные - составлять высказывания с опорой на алгоритм; высказывать свою оценку.
Предметные умения
- провести наблюдение над именем существительным, прилагательным, глаголом, местоимением;
- учиться распределять по группам части речи на основе общности вопросов и значений;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся.
План урока.
Начало урока.
I. Орг.момент.
II. Словарная работа. Актуализация знаний.
На доске: (Слайд 1)
З..вод, м...розный, ...дежда, з...водить, ж..лтеет, м...роз, ...деть, ж...лтуха, з..водной, ..дежный, ж...лтый, зам...розил.
- Спишите слова группами . (Дети сами определяют, на какие группы разделить слова).
У. – Сколько групп получилось?
- Какие это группы? (По какому признаку вы делили слова на группы).
Пока дети выполняют задание, учитель просматривает тетради и сначала спрашивает тех ребят, кто разделил слова на однокоренные слова.
Слайд 2.
У.- Как можно доказать, что вы правильно определили, в какую группу, какое слово записать?
(Выделить корень, определить значение) .
У. – На какие еще группы можно было разделить слова?
(Части речи).
Слайд 3.
Основная часть.
Работа над новым материалом. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять части речи).
- Почему вы так решили? ( Однокоренные слова мы уже повторяли в этом году, а части речи – нет. Однако в задании один из способов деления слов на группы и был – деление на части речи).
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока.
(Ответы детей)
- Правильно, молодцы. А теперь займемся работой.
а) У. – Какие части речи вы определили? Как можно доказать, что Вы правы? (Поставить вопрос).
- Прочитайте слова, которые можно назвать существительными. Как доказать, что это сущ? Что мы еще знаем об имени сущ.?
Почему у этой части речи два вопроса: Кто? И Что?
- Приведите примеры существительных, отвечающих на вопрос Кто?, Что?
б) У детей карточки:
Помогите папам забрать из детского садика своего малыша.
Проверка.
в) На доске: Слайд 4.
- Игла
- Радио
- Лаваш
У. – Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов? (Сущ., неодушевленные )
-Докажите.
- Кто сможет объяснить лексическое значение слова “Лаваш”?
- В каком из словарей можно посмотреть значение слова? (В толковом).
На экране: Слайд 5.
- Кто может сказать, а чем же отличаются эти сущ.?
(Разный род).
- Как мы определяем род существ.? (Подставляем слова: “Он - мой и т.д.”).
- Докажите.
У. – Разделите слова на слоги, возьмите из каждого слова первый слог и напишите получившееся слово.
У.- Какое существительное получилось?
( Получится слово “Играла”. Дети должны заметить, что это не существительное и сказать об этом)
У. – Вы уверены, что это не сущ.? А что же это за слово?
- Как это доказать?
2.а)- Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе и попробуем выяснить, правы мы или нет?
(Ответы детей).
б) Слайд 6.
- Подберите каждому сущ., подходящий по смыслу глагол.
- Возьмите этот глагол “Играла” и составьте с ним простое нераспространенное предложение.
Запись на доске и разбор.
- Нравится ли вам такое предложение? Как сделать так, чтобы оно стало интересным. (Распространить).
- Распространите это предл. существительным. (Устно) .
- Добавьте еще одно существительное. (Устно).
- Нравится ли вам это предл.?
- Что же нужно сюда добавить, чтобы предл. стало более понятным и красивым? (Прилагательное).
- Почему без прилагательного предложение не удается сделать полностью распространенным?
- Что же такое прилагательное? (Ответы детей).
- Добавьте прилагательное в предложение.
Запись предложения на доске.
- Для чего же нужно прилагательное? (Ответы детей).
У.- Давайте разберем предложение по членам.
Физминутка.
- Существ. – “С” - солнце.
- Прилагат. – “П” - почва, земля.
- Глагол _ “Г” - горизонт.
- Я буду называть слова, а вы, если услышите существительное – поднимаете руки вверх, к солнцу.
Если прилагательное, то наклоняетесь к почве.
А если глагол, то тянетесь вперед к горизонту.
Давайте потренируемся.
Далее: корова, стол, слышит, прямой, стоим, масло, кривая, столб, длинное, пишу.
- Ну вот мы и продолжим писать.
3.а) Электронное приложение.
- Какую часть речи мы еще не повторили? (Местоимение).
- Что же такое местоимение? (Ответы детей).
У.- Давайте немного усложним работу. Будем называть слова не подряд, а сначала назовем сущ, прил., глаг., (с вопросами).
а потом местоимения.
б) Давайте повторим, все ли мы сказали правильно. Поможет нам учебник стр. 53 (таблица).
У детей карточки.
Полосатая | особый | прячутся | коричневый | |||
Тянутся | мыши | влажная | подбежал | |||
Север | проезжая | облака | крылышко | |||
Бегун | рассвет | ядовитый | красное |
По цепочке дети называют слово, ставят вопрос и определяют часть речи.
В)- Вы берите любое сущ., прилагательное, глаг. Добавьте свое существительное и прилагательное и составьте с ним распространенное предложение. Проверка.
- Удалось ли вам справиться с заданием? –Что бы вы себе поставили?
Запись и разбор.
IV. Подведение итогов.
- Что мы с вами вспомнили на уроке?
- Что такое сущ, прил., гл., мест.?
- Какой алгоритм действий нужно выполнить, чтобы определить, какой частью речи является слово?
1. Задать вопрос
2. Что обозначает слово?
3. Определить к какой части речи относится слово.
V. Рефлексия.
- Со всем ли вы справились?
- Понравилось ли вам, как вы работали?