Открытый урок русского языка на тему "Части речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формировать умение распознавать части речи, развивать устную речь.

Планируемый результат (УУД)

Личностные умения:

  • Формировать уважительное отношение к языку; научить обосновывать своё мнение

Метапредметные умения:

  • Регулятивные - планировать свою деятельность, действовать по плану, контролировать свою деятельность, проводить оценку своих действий и корректировать их; ориентироваться в учебнике.
  • Познавательные - различать существительное, прилагательное, глагол, местоимение; расширить знания о частях речи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать;
  • Коммуникативные - составлять высказывания с опорой на алгоритм; высказывать свою оценку.

Предметные умения

  • провести наблюдение над именем существительным, прилагательным, глаголом, местоимением;
  • учиться распределять по группам части речи на основе общности вопросов и значений;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся.

План урока.

Начало урока.

I. Орг.момент.

II. Словарная работа. Актуализация знаний.

Презентация.

На доске: (Слайд 1)

З..вод, м...розный, ...дежда, з...водить, ж..лтеет, м...роз, ...деть, ж...лтуха, з..водной, ..дежный, ж...лтый, зам...розил.

- Спишите слова группами . (Дети сами определяют, на какие группы разделить слова).

У. – Сколько групп получилось?

- Какие это группы? (По какому признаку вы делили слова на группы).

Пока дети выполняют задание, учитель просматривает тетради и сначала спрашивает тех ребят, кто разделил слова на однокоренные слова.

Слайд 2.

У.- Как можно доказать, что вы правильно определили, в какую группу, какое слово записать?

(Выделить корень, определить значение) .

У. – На какие еще группы можно было разделить слова?

(Части речи).

Слайд 3.

Основная часть.

Работа над новым материалом. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять части речи).

- Почему вы так решили? ( Однокоренные слова мы уже повторяли в этом году, а части речи – нет. Однако в задании один из способов деления слов на группы и был – деление на части речи).

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока.

(Ответы детей)

- Правильно, молодцы. А теперь займемся работой.

а) У. – Какие части речи вы определили? Как можно доказать, что Вы правы? (Поставить вопрос).

- Прочитайте слова, которые можно назвать существительными. Как доказать, что это сущ? Что мы еще знаем об имени сущ.?

Почему у этой части речи два вопроса: Кто? И Что?

- Приведите примеры существительных, отвечающих на вопрос Кто?, Что?

б) У детей карточки:

Помогите папам забрать из детского садика своего малыша.

Image6621.gif (85346 bytes)

Проверка.

в) На доске: Слайд 4.

  • Игла
  • Радио
  • Лаваш

У. – Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов? (Сущ., неодушевленные )

-Докажите.

- Кто сможет объяснить лексическое значение слова “Лаваш”?

- В каком из словарей можно посмотреть значение слова? (В толковом).

На экране: Слайд 5.

- Кто может сказать, а чем же отличаются эти сущ.?

(Разный род).

- Как мы определяем род существ.? (Подставляем слова: “Он - мой и т.д.”).

- Докажите.

У. – Разделите слова на слоги, возьмите из каждого слова первый слог и напишите получившееся слово.

У.- Какое существительное получилось?

( Получится слово “Играла”. Дети должны заметить, что это не существительное и сказать об этом)

У. – Вы уверены, что это не сущ.? А что же это за слово?

- Как это доказать?

2.а)- Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе и попробуем выяснить, правы мы или нет?

(Ответы детей).

б) Слайд 6.

- Подберите каждому сущ., подходящий по смыслу глагол.

- Возьмите этот глагол “Играла” и составьте с ним простое нераспространенное предложение.

Запись на доске и разбор.

- Нравится ли вам такое предложение? Как сделать так, чтобы оно стало интересным. (Распространить).

- Распространите это предл. существительным. (Устно) .

- Добавьте еще одно существительное. (Устно).

- Нравится ли вам это предл.?

- Что же нужно сюда добавить, чтобы предл. стало более понятным и красивым? (Прилагательное).

- Почему без прилагательного предложение не удается сделать полностью распространенным?

- Что же такое прилагательное? (Ответы детей).

- Добавьте прилагательное в предложение.

Запись предложения на доске.

- Для чего же нужно прилагательное? (Ответы детей).

У.- Давайте разберем предложение по членам.

Физминутка.

  • Существ. – “С” - солнце.
  • Прилагат. – “П” - почва, земля.
  • Глагол _ “Г” - горизонт.

- Я буду называть слова, а вы, если услышите существительное – поднимаете руки вверх, к солнцу.

Если прилагательное, то наклоняетесь к почве.

А если глагол, то тянетесь вперед к горизонту.

Давайте потренируемся.

Далее: корова, стол, слышит, прямой, стоим, масло, кривая, столб, длинное, пишу.

- Ну вот мы и продолжим писать.

3.а) Электронное приложение.

- Какую часть речи мы еще не повторили? (Местоимение).

- Что же такое местоимение? (Ответы детей).

У.- Давайте немного усложним работу. Будем называть слова не подряд, а сначала назовем сущ, прил., глаг., (с вопросами).

а потом местоимения.

б) Давайте повторим, все ли мы сказали правильно. Поможет нам учебник стр. 53 (таблица).

У детей карточки.

Полосатая   особый   прячутся   коричневый
Тянутся   мыши   влажная   подбежал
Север   проезжая   облака   крылышко
Бегун   рассвет   ядовитый   красное

По цепочке дети называют слово, ставят вопрос и определяют часть речи.

В)- Вы берите любое сущ., прилагательное, глаг. Добавьте свое существительное и прилагательное и составьте с ним распространенное предложение. Проверка.

- Удалось ли вам справиться с заданием? –Что бы вы себе поставили?

Запись и разбор.

IV. Подведение итогов.

- Что мы с вами вспомнили на уроке?

- Что такое сущ, прил., гл., мест.?

- Какой алгоритм действий нужно выполнить, чтобы определить, какой частью речи является слово?

1. Задать вопрос

2. Что обозначает слово?

3. Определить к какой части речи относится слово.

V. Рефлексия.

- Со всем ли вы справились?

- Понравилось ли вам, как вы работали?