Урок окружающего мира "Опасные незнакомцы"

Разделы: Начальная школа


Педагогическая цель Познакомить учащихся с понятием “опасный незнакомец”; выработать шаги и правила личной безопасности.
Тип урока Решение частной задачи.
Планируемые результаты (предметные) Показать, что незнакомые люди могут быть опасны.

Учить детей правильно действовать при контактах с незнакомцами на улице, в ситуациях “один дома”, “потерялся” и др.

Личностные результаты Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

  • общеучебные - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • логические: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Задавать вопросы.
Основное содержание темы, понятия и термины Знать, как правильно действовать при контактах с незнакомцами на улице, в ситуациях “один дома”, “потерялся” и др..
Образовательные ресурсы Учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир” 2 класс

Ход урока

Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся. Осуществляемые действия учащихся формируемые умения Вид и форма контроля
Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Добрый день.

- Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь.

- Занимайте свои места и начинаем нашу работу с разминки.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают , дают внутреннюю установку на урок. Фронтальный. Наблюдение учителя.
Разминка Коллективная. - Какое число было три дня назад?

- Какой день недели будет завтра?

- Назовите общим словом: и яблоко, и банан, и ананас. (Фрукты.)

- Четыре ноги, а ходит не может. Что это? (Стол.)

- Как называется мера для измерения жидкостей? (Литр.)

- Назовите птицу с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек. (Цапля.)

- На каком виде транспорта ехали медведи в сказке “Тараканище” К. И. Чуковский? (Велосипед.)

- Когда пешком идёшь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (Пассажир.)

- На какой машине нельзя ездить? (На посудомоечной, на стиральной.)

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.   Коллективный.

Наблюдение учителя.

Актуализация знаний Фронтальный. Словесный. Слово учителя. - Сегодня урок я хочу начать с фрагмента мультфильма.

(Просмотр отрывка из мультфильма “Мёртвая царевна” А.С. Пушкин.)

- Как называется эта сказка?

- Кто автор?

- Как вы думаете, почему это произошло?

Высказывают свои предположения.   Фронтальный.

Устные ответы.

Мотивация учебной деятельности Фронтальный.

Словесный.

Слово учителя.

- Кто может сказать тему нашего урока?

- Какие цели мы должны поставить перед собой?

-Сегодня на уроке мы должны познакомиться с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, и создать памятку “Чтобы не было беды”

Высказывают свои предположения. Вместе с учителем формулируют учебную задачу. Фронтальный.

Устные ответы.

Работа по теме урока Фронтальный.

Словесный.

Беседа.

- Мы живём с вами в городе, где нас окружает множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми.

- Сразу определимся в термине. А кто такой незнакомый человек?

“Незнакомый человек - это человек, которого не знают твои родители, и не знаешь ты”.

Высказывают свои предположения. Строят самостоятельно связные высказывания.

Выказывают своё мнение.

Фронтальный.

Устные ответы, Рассказ.

  Работа с учебником - Рассмотрите рисунки на стр. 30.

- Что показано на этих рисунках?

- Как надо вести себя в подобных ситуациях?

- А можно отличить преступника от честного человека?

(Этого сделать практически невозможно. Преступники выглядят как обычные люди и даже более ласковыми и добрыми ).

- Какие незнакомые взрослые кажутся вам более безопасными?

- Незнакомые женщины, заговорившие с ними в школе, кажутся им совсем безопасными, они выглядят как учительницы. Но это не всегда так. Нужно быть внимательным. На улице наиболее безопасны женщины с маленькими детьми, продавцы в магазине или аптеке, милиционеры в форме.

Высказывают свои предположения. Строят самостоятельно связные высказывания.

Выказывают своё мнение.

Фронтальный.

Устные ответы.

  Шаги безопасности. Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.

Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать.

В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких “шагов”.

Шаг 1. Оценка ситуации (на доске)

Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно практически одинаково.
Шаг 2. Держи дистанцию! 

Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить.

Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор.

Не позволяйте “заговорить” вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут “заговорить зубы любому”, даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время).

Шаг 4. Уходи в безопасное место. 

Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: “Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям”

Давайте рассмотрим пример такой ситуации (разыграть ситуацию или с ребёнком, или со взрослым человеком):

- Здравствуй, девочка!
- Здравствуйте (оцени ситуацию: человек – незнакомый; держи дистанцию - отходи от него на 2 метра).
- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
- Извините, меня только что позвал папа (не давая незнакомцу договорить, быстро уходите в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывайтесь с родителями и расскажите им о происшествии, дословно пересказывая разговор).

     
  Применение навыка на практике, приобретение опыта.

Работа в парах.

Давайте поработаем в парах и потренируемся в применении стратегии “Четыре шага к безопасности”.

Каждая пара получила для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член пары будет “незнакомцем”, цель которого “заговорить зубы” “гуляющему ребенку” и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – “гуляющий ребенок”, цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с “незнакомцем” нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности.

Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым.

Ситуации – задания для пар (Приложение 1).

(Лучшие из них можно потом показать всему классу.)

Вывод: обезопасить себя от “заманивающих” преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: “Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!”.

     
  Весёлая переменка. Левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

Корригирующая гимнастика для глаз.

     
  Работа с учебником. - А теперь рассмотрим ещё одну ситуацию, прочитав рассказ девочки Лены на стр.31.

- Что же делать тем, кто потерялся?

- Как вы думаете?

- Молодцы. А теперь сравним ваши советы с советами, которые предлагают нам в учебнике.

- Не уходить с того места, где вас оставили взрослые.

- Если вы потерялись в большом магазине, подойдите к продавцу или кассиру.

- Лучше всего обратиться за помощью к полицейскому.

Высказывают свои предположения. Строят самостоятельно связные высказывания.

Выказывают своё мнение.

Фронтальный.

Устные ответы.

Литературная викторина Работа в группах.

Словесный.

- Не каждый встречный-друг сердечный.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Народ давно это подметил и родители часто через сказки хотят донести до детей, что нельзя доверять незнакомцам.

- Сейчас в парах вы должны вспомнить как можно больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям? Объяснить почему?

- “Колобок” (чрезмерное доверие незнакомцам).

- “Волк и семеро козлят” (не открывай дверь чужим).

- “Лиса и кувшин” (прежде чем что-то сделать, подумай).

- “Красная шапочка” (нельзя открывать дверь незнакомым людям).

- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” (слушай старших).

- Г.-Х. Андерсен. “Снежная королева” (нельзя цеплять санки за впереди идущий транспорт).

Высказывают свои предположения Строят самостоятельно связные высказывания. Фронтальный.

Устные ответы.

Работа с памятками Беседа.

Словесный.

- Обезопасить себя от “заманивающих “ преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: “Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!”

- Поэтому надо соблюдать “Правила личной безопасности”, которые мы сейчас составим.

- Для этого нам нужен красный карандаш.

- Почему красный?

- Все правила личной безопасности можно свести к одному короткому слову – “не”.

- Я начну фразу, а вы её закончите:

Не разговаривай с незнакомцем.

Не садись в машину к незнакомцу.

Не играй по дороге из школы домой.

Не оставайся на улице с наступлением темноты.

(Приложение №2)

     
Рефлексия.   - Вот и подошёл к концу наш урок.

-Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице?

- Какой фразой вы бы хотели закончит наш урок7

- Оцените свою работу с помощью цветного карандаша.

Отвечают на вопросы учителя. Выказывают своё мнение.

Устанавливают причинно- следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный.

Фронтальный.

Устные ответы.