Педагогическая цель | Познакомить учащихся с понятием “опасный незнакомец”; выработать шаги и правила личной безопасности. |
Тип урока | Решение частной задачи. |
Планируемые результаты (предметные) | Показать, что незнакомые люди могут
быть опасны. Учить детей правильно действовать при контактах с незнакомцами на улице, в ситуациях “один дома”, “потерялся” и др. |
Личностные результаты | Оценивать жизненные ситуации (поступки
людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Знать, как правильно действовать при контактах с незнакомцами на улице, в ситуациях “один дома”, “потерялся” и др.. |
Образовательные ресурсы | Учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир” 2 класс |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | Осуществляемые действия учащихся формируемые умения | Вид и форма контроля |
Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. - Добрый день. - Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. - Занимайте свои места и начинаем нашу работу с разминки. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. | Внимательно слушают , дают внутреннюю установку на урок. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
Разминка | Коллективная. | - Какое число было три дня назад? - Какой день недели будет завтра? - Назовите общим словом: и яблоко, и банан, и ананас. (Фрукты.) - Четыре ноги, а ходит не может. Что это? (Стол.) - Как называется мера для измерения жидкостей? (Литр.) - Назовите птицу с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек. (Цапля.) - На каком виде транспорта ехали медведи в сказке “Тараканище” К. И. Чуковский? (Велосипед.) - Когда пешком идёшь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (Пассажир.) - На какой машине нельзя ездить? (На посудомоечной, на стиральной.) |
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Коллективный. Наблюдение учителя. |
|
Актуализация знаний | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. | - Сегодня урок я хочу начать с фрагмента
мультфильма. (Просмотр отрывка из мультфильма “Мёртвая царевна” А.С. Пушкин.) - Как называется эта сказка? - Кто автор? - Как вы думаете, почему это произошло? |
Высказывают свои предположения. | Фронтальный. Устные ответы. |
|
Мотивация учебной деятельности | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. |
- Кто может сказать тему нашего урока? - Какие цели мы должны поставить перед собой? -Сегодня на уроке мы должны познакомиться с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, и создать памятку “Чтобы не было беды” |
Высказывают свои предположения. | Вместе с учителем формулируют учебную задачу. | Фронтальный. Устные ответы. |
Работа по теме урока | Фронтальный. Словесный. Беседа. |
- Мы живём с вами в городе, где нас
окружает множество разных людей. К сожалению, не
все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать,
как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми
людьми. - Сразу определимся в термине. А кто такой незнакомый человек? “Незнакомый человек - это человек, которого не знают твои родители, и не знаешь ты”. |
Высказывают свои предположения. | Строят самостоятельно связные
высказывания. Выказывают своё мнение. |
Фронтальный. Устные ответы, Рассказ. |
Работа с учебником | - Рассмотрите рисунки на стр. 30. - Что показано на этих рисунках? - Как надо вести себя в подобных ситуациях? - А можно отличить преступника от честного человека? (Этого сделать практически невозможно. Преступники выглядят как обычные люди и даже более ласковыми и добрыми ). - Какие незнакомые взрослые кажутся вам более безопасными? - Незнакомые женщины, заговорившие с ними в школе, кажутся им совсем безопасными, они выглядят как учительницы. Но это не всегда так. Нужно быть внимательным. На улице наиболее безопасны женщины с маленькими детьми, продавцы в магазине или аптеке, милиционеры в форме. |
Высказывают свои предположения. | Строят самостоятельно связные
высказывания. Выказывают своё мнение. |
Фронтальный. Устные ответы. |
|
Шаги безопасности. | Часто преступники, увидев на улице
одинокого ребенка, подходят и под благовидными
предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с
ними в малолюдное место. Или стараются близко
подойти, чтобы иметь возможность схватить
ребенка и удерживать против его воли. Поэтому,
нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек
подходил к вам на расстояние вытянутой руки.
Многие дети теряются в такой ситуации и не знают
как вести себя с незнакомым взрослым человеком,
стесняются ему отказать, теряют время на
оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю
приблизиться к себе. Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать. В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких “шагов”. Шаг 1. Оценка ситуации (на доске) Вы должны четко осознать, что перед вами
незнакомый человек, и он может нести
потенциальную угрозу, поэтому лучше
подстраховаться. Неважно, кто этот человек –
девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если
незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно
практически одинаково. Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить. Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор. Не позволяйте “заговорить” вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут “заговорить зубы любому”, даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время). Шаг 4. Уходи в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: “Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям” Давайте рассмотрим пример такой ситуации (разыграть ситуацию или с ребёнком, или со взрослым человеком): - Здравствуй, девочка! |
||||
Применение навыка на практике,
приобретение опыта. Работа в парах. |
Давайте поработаем в парах и
потренируемся в применении стратегии “Четыре
шага к безопасности”. Каждая пара получила для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член пары будет “незнакомцем”, цель которого “заговорить зубы” “гуляющему ребенку” и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – “гуляющий ребенок”, цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с “незнакомцем” нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым. Ситуации – задания для пар (Приложение 1). (Лучшие из них можно потом показать всему классу.) Вывод: обезопасить себя от “заманивающих” преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: “Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!”. |
||||
Весёлая переменка. | Левой рукой как бы забивать гвоздь
молотком, а правой гладить что-то утюгом. Корригирующая гимнастика для глаз. |
||||
Работа с учебником. | - А теперь рассмотрим ещё одну ситуацию,
прочитав рассказ девочки Лены на стр.31. - Что же делать тем, кто потерялся? - Как вы думаете? - Молодцы. А теперь сравним ваши советы с советами, которые предлагают нам в учебнике. - Не уходить с того места, где вас оставили взрослые. - Если вы потерялись в большом магазине, подойдите к продавцу или кассиру. - Лучше всего обратиться за помощью к полицейскому. |
Высказывают свои предположения. | Строят самостоятельно связные
высказывания. Выказывают своё мнение. |
Фронтальный. Устные ответы. |
|
Литературная викторина | Работа в группах. Словесный. |
- Не каждый встречный-друг сердечный. - Как вы понимаете эту поговорку? - Народ давно это подметил и родители часто через сказки хотят донести до детей, что нельзя доверять незнакомцам. - Сейчас в парах вы должны вспомнить как можно больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям? Объяснить почему? - “Колобок” (чрезмерное доверие незнакомцам). - “Волк и семеро козлят” (не открывай дверь чужим). - “Лиса и кувшин” (прежде чем что-то сделать, подумай). - “Красная шапочка” (нельзя открывать дверь незнакомым людям). - Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” (слушай старших). - Г.-Х. Андерсен. “Снежная королева” (нельзя цеплять санки за впереди идущий транспорт). |
Высказывают свои предположения | Строят самостоятельно связные высказывания. | Фронтальный. Устные ответы. |
Работа с памятками | Беседа. Словесный. |
- Обезопасить себя от “заманивающих “
преступников можно, если хорошо усвоить правило,
которое не раз доказывало свою эффективность:
“Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем,
немедленно отойди от него туда, где есть люди!” - Поэтому надо соблюдать “Правила личной безопасности”, которые мы сейчас составим. - Для этого нам нужен красный карандаш. - Почему красный? - Все правила личной безопасности можно свести к одному короткому слову – “не”. - Я начну фразу, а вы её закончите: Не разговаривай с незнакомцем. Не садись в машину к незнакомцу. Не играй по дороге из школы домой. Не оставайся на улице с наступлением темноты. |
|||
Рефлексия. | - Вот и подошёл к концу наш урок. -Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице? - Какой фразой вы бы хотели закончит наш урок7 - Оцените свою работу с помощью цветного карандаша. |
Отвечают на вопросы учителя. | Выказывают своё мнение. Устанавливают причинно- следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. |
Индивидуальный. Фронтальный. Устные ответы. |