Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.
Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.
Задачи:
Формировать УУД:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
- Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
- Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
- Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.
Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – знать и объяснять существенные признаки понятий «степь», «тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
- метапредметные – работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.
- личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний
Форма урока: «исследовательское путешествие»
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.
Структура и ход урока:
Организационный момент. (1 мин)
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) (Презентация 1)
Учитель: (слайд 1)
«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы».
Мы продолжаем путешествие по нашей прекрасной планете Земля.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.
1. Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?
2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? (Показать на карте.)
3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….
4. Какие природные зоны мы можем там встретить.
Учитель: Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали. (ГП, климат, увлажнение , растения и животные, приспособления).
Учитель: Узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?
- (слайд 2) Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает…(пустыня).
- (слайд 3) Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон….. (саванна).
- (слайд 4) Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях… (экваториальный лес).
Учитель: Почему природные сообщества столь разнообразны? Попробуйте назвать причины. (примерный ответ: приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)
Учитель: какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (ответ: биогеография)
Учитель: Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе? (примерный ответ: Знать условия выращивания комнатных растений, потому что монстера, бегония – жители тропического леса, им требуется тепло и влага. Жители саванн, пеларгония, фиалка, хлорофитум, требуют умеренный полив зимой. Алоэ, кактус из пустыни, их условия-тепло и свет, песок.
Учитель: Выполнить тестовое задание. (слайд 5)
Я утверждаю, что:
1. в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.
6. пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
8. Животные пустынь охотятся днем.
9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.
Взаимопроверка. (Ответ : 2,4,6,9)( слайд 6)
Задание с использованием интерактивной доски. (5 мин.) (Презентация 2).
Игра «Рассели жителей по домам». Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают, указывая названия животных и растения, приспособления к условиям обитания.
Проблемная ситуация: Почему остались жители? Где можно встретить этих животных и растения?
Этап 2. Целеполагание.
Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.
- Послушайте отрывок. (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську») (слайд 7)
Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.
Учитель задает вопросы:
1. Назовите явление, о которых повествует данный отрывок. (ответ: Смена времен года.)
2. Как объясняют данное явление законы природы? (ответ: Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)
3. В каком тепловом поясе происходит событие? (ответ: В умеренном.)
4. Какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?
Учитель: Чтобы узнать об этом, загадки нам надо сейчас отгадать.
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
- Какие леса бывают? (ответ: Лиственные, хвойные - тайга) (слайд 8, гиперссылка отрывок из сайд –презентации, без звукового сопровождения.)
Учитель: И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить: (слайд 9)
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(ответ: Степь. Связать с местом проживания)
Учитель: Какие территории мы будем исследовать?
Учитель: Давайте составим план исследования.
1. Месторасположение на карте.
2. Климат природных зон умеренного пояса.
3. Растительный мир умеренного пояса.
4. Животный мир умеренного пояса.
5.Приспособления. (слайд 10)
- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах? (Вспомнить признаки хвойных-голосеменных растений).
Этап 3. Изучение нового материала. 15 мин
Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия. Приложение 1 (Кейс задания и план ответа). Работа с учебником, картой. Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна представить отчет о своих исследованиях. (слайд 11-12)
- I группа Степи
- II группа Лиственные леса
- III группа Тайга
Ребята в каждой группе:
1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.
2. Работают с картой.
3. Обобщают полученную в группе информацию.
4. Обсуждают.
5. Объясняют.
6. Оформляют в виде отчета. Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.
Природная зона | Где находится |
Климатические условия |
Растения |
Животные |
приспособления |
|
|
|
|
|
|
Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка. 1 мин (слайд 13)
Мы словно деревья в чаще лесной, (водим глазами за руками)
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём, (Поднимаем глаза)
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний. (следим глазами, как кружатся листочки)
Этап 4.Обсуждение результатов работы.
Во время отчёта групп ведёте журнал (слайд 14-18)
Отчет 1 группы по плану «Степь».
Учитель:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)
Отчет 2 группы по плану «Лиственные леса». ( слайд 19-24)
Учитель: Летом одевается, а зимой раздевается.
Отчет 3 группы по плану «Тайга» (слайд 25-29)
Учитель:
Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.
Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин) (слайд 30)
Игра «Отгадай природную зону»
1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.
3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.
4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.
Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8 мин)
Учитель: Какие чудесные пейзажи у нас получились. (слайд 31-34)
Так захотелось посетить эти места!
А эти места вам бы хотелось посетить? (слайд 35-37) (слайдов с кадрами загрязнения, вырубки лесов, опустынивания).
Что же делать?
Сообщение обучающегося. (опережающее задание)
Приложение 2, Приложение 3. Охрана природы. Островцовская лесостепь. Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь» в Колышлейском районе Пензенской области. (слайд 38-39)
Итог урока
Учитель: А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме.
Время работы 6 минут.
Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка) Приложение 3 или ( слайд 40-44)
Рефлексия (3 мин.)
Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».
Самоанализ и самооценка ученика
Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?
- Какое задание больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание вызвало затруднения? Почему?
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы помогли друг другу при выполнении задания?
Домашнее задание
- Задание на выбор Пар. № 22, стр. 136-137 игра стр. 137 .
- Задание 4. Составьте кроссворд «Животные (растения) умеренных поясов» не менее 8 слов. (слайд 47)