Пояснительная записка
Международные аналитики называют XXI век веком космонавтики. Наша страна обладает мощным научным, инженерным, творческим потенциалом, позволившим ей первой открыть дорогу в космическое пространство и занимать в освоении космоса одну из ведущих позиций.
Развитие авиации и космонавтики немыслимо без специалистов, способных решать научные, технические и организационные проблемы создания конкурентоспособной авиакосмической техники. Авиа и ракетостроение является сложной, наукоемкой и динамично развивающейся отраслью, связанной с технологическими прорывами, новыми материалами и инженерными решениями. Это требует соответствующей научно-технической мысли: свободной, дерзкой и решительной – с одной стороны, и системной, тщательно обоснованной и подкрепленной расчетами – с другой стороны. Интеграция российской экономики в мировую повышает требования к национальной системе оказания образовательных услуг. Необходимо оперативно вводить новые направления, обучать школьников эффективным моделям использования новых информационных технологий, формировать методологию системного анализа процессов и навыки исследовательской деятельности.
Аэрокосмическая наука и космонавтика всегда будет привлекательна для молодёжи и в то же время содержит все сферы человеческой деятельности: передовые технологии, новую технику, конструкционные материалы, автоматику и ИКТ, физику и географию, биологию и медицину, философию и психологию, литературу и искусство. Вопросы аэрокосмического образования отражены в работах Амбарцумяна В.А., Газенко О.Г., Гинсбурга В.Л., Фридмана В.Л., Шкловского И.С.
Дополнительная образовательная программа “Мы - дети Галактики” имеет научно – техническую направленность, позволяет ребёнку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Обеспечивает право и возможность каждой личности на удовлетворение образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными интересами, ценностными ориентациями, желаниями и способностями.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью в квалифицированных инженерных кадрах, научных работниках в производственной сфере, поддержке одарённых детей, в развитии творческого мышления.
Дополнительная образовательная программа “Мы – дети Галактики” разработана на основе авторской программы В. М. Марачева “Космос глазами детей” и ставит своей целью формирование бережного отношения к творческому и интеллектуальному наследию России, предоставление возможности самореализации старшеклассников в рамках направления “Школа - ВУЗ”. Эффективность данной программы обеспечивается интеграцией знаний по математике, физике, астрономии, черчению. Программа "Мы – дети Галактики” дает возможность полнее использовать потенциал общеобразовательных программ, позволяет создать для ребёнка эмоционально и социально значимый фон.
Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля “творческая деятельность”, в основе которого лежит схема “от идеи до конечного результата”. Развивается самостоятельное мышление ребёнка по поиску способов её решения, включается пусковой механизм творческой активности.
Проектный метод обучения оптимален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует большое количество умений и навыков, развивает и поддерживает творческую индивидуальность ребёнка.
Основополагающими принципами реализации дополнительной образовательной программы являются:
- свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;
- возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Большое значение приобретает работа с одарёнными детьми, отбор талантливых подростков, приобщение их к творческому процессу, научному и техническому творчеству. Кроме задач космического образования, воспитания культуры, расширения кругозора, повышения интеллектуального уровня, очень важным являются задачи, направленные на профессиональное становление старшеклассников в рамках космической индустрии.
Цель программы: развивать познавательные способности обучающихся средствами научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках аэрокосмического образования.
Задачи программы:
- обучить принципам научно-исследовательской и конструкторской деятельности;
- стимулировать детей к углубленному изучению космонавтики и космической индустрии;
- развивать коммуникативные, ораторские и артистические навыки, умение вести дискуссию, грамотно формировать свою мысль для аргументированной защиты авторской идеи;
- развивать творческие и технические способности, навыки работы самостоятельно и в соавторстве для реализации авторской идеи;
- воспитывать патриотизм, чувство ответственности за себя и своих соавторов;
- формировать культуру поведения в публичных выступлениях, социальные навыки, основы самовоспитания и здорового образа жизни;
- способствовать профессиональной ориентации обучающихся.
Коллектив объединения Детское конструкторское бюро формируется из обучающихся старших классов, проявивших повышенный интерес к космической тематике.
Срок реализации программы 3 года.
Общее количество обучающихся в объединении до 15 человек.
Занятия проводятся на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия городского округа г. Урюпинск по подгруппам.
Количественный состав каждой подгруппы – до 7 человек.
Подгруппы формируются в зависимости от подготовленности детей, их возраста, способностей и заинтересованности детей и родителей.
Подгруппа 1 года обучения формируется из обучающихся в возрасте до 15 лет (преимущественно 9 классы), занимается 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).
Подгруппа 2 года обучения формируется из обучающихся, закончивших 1 год обучения и вновь пришедших детей до 16 лет (10-е классы), занимается 3 раза в неделю по 1 часу (3 часа в неделю).
Подгруппа 3 года обучения формируется из обучающихся, успешно освоивших программу второго года обучения и вновь пришедших детей до 17 лет (11-е классы), занимается 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю).
Защиты творческих проектов, встречи с гостями, выезды на экскурсии проводятся для всех подгрупп одновременно.
Уровень реализации образовательной программы – среднее (полное) общее образование.
Педагог может варьировать и модифицировать программу, увеличивая или сокращая время изучения темы в зависимости от уровня подготовки обучающихся, сроков проведения мероприятий всероссийского или областного уровня, к которым идет подготовка. Педагог определяет систему изучения материалов программы и образовательный маршрут каждого обучающегося, согласно его возраста, уровня подготовки, индивидуальных качеств, степени обучаемости, интересов и мотивов.
Формы работы: индивидуальные занятия, занятия малыми группами, творческие работы, научные проекты, защита авторских проектов, участие во Всероссийских и областных конференциях, экскурсии, встречи-конференции с учеными, преподавателями ВУЗов, космонавтами.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы “Мы – дети Галактики” является создание системы личностно - ориентированного обучения детей на основе проектно-исследовательской деятельности. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определённым уровнем технической культуры.
Программа построена по принципу работы НОУ, обеспечена научным руководством и предоставляет выпускникам возможность поступления в МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, ВолГУ, ВолГТУ и другие технические ВУЗы России.
Научные консультанты программы - действительный член Академии Космонавтики, доктор технических наук, профессор МАИ Полтавец Г.А., научный руководитель Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э.Баумана, профессор МГТУ Майорова В.И., доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана Поклад М. Н., профессор ВолГУ Стрекалов С.Д.
Обучающиеся по программе работают над конкретной исследовательской темой индивидуально или в малых группах - в соавторстве. Работы представляются на Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск. Лауреаты конкурса, конференций, олимпиады поступают в любой технический ВУЗ России на льготных основаниях. Практически все выпускники поступают в вышеуказанные ВУЗы.
II. 1-й год обучения
Учебно-тематический план (72 часа)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Человек и космос | 12 | 20 | 32 |
3 | Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли. | 10 | 28 | 38 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 108 |
III. Содержание образовательной программы.
Тема 1. Вводное занятие. (1 час).
Теория. Ознакомление обучающихся с Уставом гимназии, правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, ИКТ, правилами безопасности на дорогах, пожаробезопасности.
Практика. Введение в программу. Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление обучающихся с правилами, положениями и оценочными листами различных конкурсов и конференций (областных, региональных, Всероссийских).
Тема 2.Человек и Космос. (29 часов).
Теория. Космос далекий и близкий. Вселенная. Планета Земля. Первые приспособления и инструменты для наблюдения за звездами и планетами. Ученые древности, изучающие тайны неба. Звезды и созвездия, планеты и их спутники. История освоения космоса. История отечественной космонавтики. Первый отряд космонавтов. Космонавты – герои СССР и России. Земной путь в космос.
Практика. Экскурсии на предприятия космической отрасли, Музеи космонавтики, встречи с космонавтами, учеными, преподавателями и студентами ВУЗов, сотрудниками аэрокосмических предприятий, в Центр Подготовки Космонавтов, Центр Управления Полетами, РКК “Энергия” и другие учреждения и организации аэрокосмической отрасли. Написание сообщений на темы о космосе, космонавтике, космонавтах, звездах и созвездиях (по выбору обучающихся). Проведение дискуссий, викторин, интеллектуальных игр космической тематики.
Тема 3. Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли (41 час).
3.1 Принципы конструкторской и научно-исследовательской деятельности. (3 часа)
Теория. Наука в жизни человека. Научная логика. Научное исследование. Цели и задачи исследования. Логика изложения. Схемы и иллюстрации. Правила создания научно-исследовательского реферата, проекта.
Практика. Дискуссия о роли науки в современном мире.
3.2 Выбор темы авторской работы. Обсуждение мотива деятельности (2 часа).
Теория. Анализ интересующих направлений космической науки.
Практика. Определение обучающимися направления работы и конкретной темы. Выезд в МГТУ им. Н.Э.Баумана для знакомства с тематикой аэрокосмических кафедр факультетов “Специальное машиностроение”, “Энергомашиностроение”, “Информатика и системы управления”. Постановка цели и определение задач своего проекта.
3.3. Отбор литературы. Знакомство со специальной литературой (2 часа).
Теория. Разнообразие видов издательской продукции (периодическая печать, научно-популярная литература, специализированная техническая литература, справочники, каталоги и т. д.). Принципы подбора литературы в соответствии с темой работы.
Практика. Работа с технической, справочной литературой, периодическими изданиями. Работа в поисковых системах сети Интернет.
3.4 Работа по написанию авторских проектов. (20 часов).
Теория. Создание плана работы над индивидуальным проектом.
Подбор и структурирование информации. Отбор необходимого минимума информации.
Практика. Работа по составлению аннотации, по написанию научной статьи. Содержание статьи, составление введения и выводов. Приложения – схемы, иллюстрации, таблицы. Оформление списка литературы.
3.5 Оформление готовых творческих проектов (4 часа).
Теория. Правила оформления готовых работ.
Практика. Оформление заявок для участия во Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск. Оформление приложений: графиков, чертежей, схем, таблиц с помощью графических и текстовых редакторов. Распечатка материалов.
3.6 Представление творческих проектов. Компьютерная презентация (5 часов).
Теория. Правила выполнения презентаций, требования к выступлению.
Практика. Подготовка компьютерной презентации научного проекта. Проведение публичной защиты проектов перед педагогами, родителями, представителями ВУЗов и техникумов.
Презентация творческих проектов на Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск.
3.7 Самооценка, самоанализ (3 часа).
Теория. Подведение итогов выступлений, сравнительная оценка уровня творческих работ и собственных выступлений на разных уровнях.
3.8 Дни открытых дверей для школьников города (2 часа).
Представление творческих проектов для школьников 9-10 классов школ города.
Тема 4. Итоговое занятие (1 час).
Круглый стол. Итоги года. Встреча с родителями, чествование выпускников.
Результатом обучения по окончании 1 года обучения должно стать:
- обучающиеся должны знать основные факты из истории и достижений отечественной и мировой космонавтики, жизни ученых, конструкторов, космонавтов;
- уметь работать с технической и справочной литературой, периодическими изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
- разрабатывать творческие работы “от идеи до презентации”;
- овладеть навыками выступления перед аудиторией с защитой своей работы, ведения дискуссии;
- овладеть навыками работы с чертежными инструментами, приспособлениями и ИКТ.
2-й год обучения
Учебно-тематический план (108 часов)
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Человек, осваивающий Вселенную. | 8 | 18 | 26 |
3 | Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли. | 14 | 66 | 80 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 108 |
III. Содержание образовательной программы.
Тема 1. Вводное занятие. (1 час).
Теория. Ознакомление обучающихся с Уставом гимназии, правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, ИКТ, правилами безопасности на дорогах, пожаробезопасности.
Практика. Введение в программу. Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление обучающихся с правилами, положениями и оценочными листами различных конкурсов и конференций (областных, региональных, Всероссийских).
Тема 2.Человек, осваивающий Вселенную. (26 часов).
Теория. История освоения космоса. История советской космонавтики. К.Э. Циолковский – основоположник теоретической космонавтики. С.П. Королёв – основоположник практической космонавтики. Начало космической эры, эры пилотируемых полётов. История создания космических кораблей, ракет-носителей, планетоходов. Нужно ли человечеству сейчас осваивать космос? Космонавтика и будущее человечества. Перспективы развития.
Практика. Экскурсии на предприятия космической отрасли, Музеи космонавтики, встречи с космонавтами, учеными, преподавателями и студентами ВУЗов, сотрудниками аэрокосмических предприятий, в Центр Подготовки Космонавтов, Центр Управления Полетами, РКК “Энергия” и другие учреждения и организации аэрокосмической отрасли. Написание сообщений на темы о космосе, космонавтике, космонавтах (по выбору обучающихся). Проведение дискуссий, викторин, интеллектуальных игр космической тематики.
Тема 3. Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли (80 часов).
3.1 Принципы конструкторской и научно-исследовательской деятельности. (4 часа)
Теория. Понятие терминов “Наука” и “Научный проект”. Наука в жизни человека. Научная логика. Методы научной аргументации. Научное исследование. Цели и задачи исследования. Логика изложения. Схемы и иллюстрации. Правила создания научно-исследовательского проекта. Практика. Дискуссия о роли науки в современном мире. Создание плана работы над индивидуальным проектом.
3.2 Выбор темы авторских проектов. Обсуждение мотива деятельности (4 часа).
Теория. Анализ современных направлений развития космической науки и техники для выделения наиболее актуальных тем в данной отрасли.
Знакомство со специализацией МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, ВолГТУ, ВолГУ.
Практика. Определение обучающимися направления работы и конкретной темы. Выезд в МГТУ им.Н.Э.Баумана для знакомства с тематикой аэрокосмических кафедр факультетов “Специальное машиностроение”, “Энергомашиностроение”, “Информатика и системы управления”. Постановка цели и определение задач своего проекта. Работа с научными консультантами.
3.3. Отбор литературы. Знакомство со специальной литературой (5 часов).
Теория. Разнообразие видов издательской продукции (периодическая печать, научно-популярная литература, специализированная техническая литература, справочники, каталоги и т. д.). Принципы подбора литературы в соответствии с темой работы. Работа с информационно-коммуникационной техникой – принципы подбора материалов.
Практика. Работа с технической, справочной литературой, периодическими изданиями. Посещение технических библиотек. Работа в поисковых системах сети Интернет.
3.4 Обоснование выбранной темы, проекта. Экспертная оценка аналогов (7 часов).
Теория. Преимущества и недостатки авторского проекта. Назначение разработки.
Практика. Изучение наиболее известных и эффективных разработок в аналогичном направлении, проведение сравнительного анализа. Подготовка аналитического материала по имеющимся аналогам конструкций или проектов, выступление с сообщением по обоснованию актуальности авторской тематики.
3.5 Работа по написанию авторских проектов. Работа с научными консультантами (38 часов).
Теория. Способы оценки перспектив, актуальности, практичности авторской идеи.
Практика. Работа по составлению аннотации, по написанию научной статьи. Обоснование конструкционных особенностей технического проекта. Проведение расчётов. Построение чертежей, графиков, таблиц. Консультации с научными руководителями.
3.6 Оформление готовых творческих проектов (8 часов).
Теория. Правила оформления готовых работ.
Практика. Оформление заявок для участия во Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск. Оформление приложений: графиков, чертежей, схем, таблиц с помощью графических и текстовых редакторов. Распечатка материалов.
3.7. Представление творческих проектов. Компьютерная презентация (7 часов).
Теория. Правила выполнения презентаций, требования к выступлению.
Практика. Подготовка компьютерной презентации научного проекта. Проведение публичной защиты проектов перед педагогами, родителями, представителями ВУЗов и техникумов. Презентация творческих проектов на Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск.
3.8 Самооценка, самоанализ (3 часа).
Теория. Подведение итогов выступлений, сравнительная оценка уровня творческих работ и собственных выступлений на разных уровнях.
Практика. Решение тестовых заданий.
3.9 Дни открытых дверей для школьников города (4 часа).
Представление творческих проектов для школьников 9-10 классов школ города.
Тема 4. Итоговое занятие (1 час).
Круглый стол. Итоги года. Встреча с родителями, чествование выпускников.
Результатом обучения по окончании 2 года обучения должно стать:
- обучающиеся должны знать основные факты из истории и достижений отечественной и мировой космонавтики, жизни ученых, конструкторов, космонавтов;
- уметь работать с научной, технической и справочной литературой, периодическими изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
- разрабатывать исследовательские проекты или творческие работы “от идеи до презентации”;
- овладеть навыками выступления перед аудиторией с защитой своей работы, ведения дискуссии;
- овладеть навыками работы с чертежными инструментами, приспособлениями и ИКТ.
3-го года обучения
Учебно-тематический план (144 часа)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Введение в программу. Основы техники безопасности |
2 | 2 | |
2 | История развития ракетно-космической техники. | 18 | 22 | 40 |
3 | Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли. | 42 | 58 | 100 |
4 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 |
III. Содержание образовательной программы.
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа).
Теория. Ознакомление обучающихся с Уставом гимназии, правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, ИКТ, правила мибезопасности на дорогах, пожаробезопасности.
Практика. Введение в программу. Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление обучающихся с правилами, положениями и оценочными листами различных конкурсов и конференций (областных, региональных, Всероссийских).
Тема 2. История развития ракетно-космической техники (40 часов).
Теория. История освоения космоса. История советской космонавтики. Отечественные и мировые конструкторы космических кораблей, ракетных двигателей. История создания космических кораблей, ракет-носителей, планетоходов. История ракетных двигателей, особенности их работы, схемы, рабочее тело. Перспективы развития космического кораблестроения. Новые технологии и материалы в космической отрасли
Практика. Экскурсии на предприятия космической отрасли, Музеи космонавтики, встречи с космонавтами, учеными, преподавателями и студентами ВУЗов, сотрудниками аэрокосмических предприятий, в Центр Подготовки Космонавтов, Центр Управления Полетами, РКК “Энергия” и другие учреждения и организации аэрокосмической отрасли. Написание сообщений на темы о космической технике и технологиях (по выбору обучающихся). Проведение дискуссий, викторин, интеллектуальных игр космической тематики.
Тема 3. Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли
(100 часов).
3.1 Принципы конструкторской и научно-исследовательской деятельности. (4 часа)
Теория. Понятие терминов “Наука” и “Научный проект”. Наука в жизни человека. Научная логика. Методы научной аргументации. Научное исследование. Цели и задачи исследования. Логика изложения. Схемы и иллюстрации.
Практика. Создание плана работы над индивидуальным проектом.
3.2 Выбор темы авторских проектов. Обсуждение мотива деятельности (4 часа).
Теория. Анализ современных направлений развития космической науки и техники для выделения наиболее актуальных тем в данной отрасли.
Практика. Определение обучающимися направления работы и конкретной темы. Выезд в МГТУ им. Н.Э.Баумана для знакомства и работы с научными руководителями. Постановка цели и определение задач своего проекта.
3.3. Отбор литературы. Знакомство со специальной литературой (6 часов).
Теория. Разнообразие видов издательской продукции (периодическая печать, научно-популярная литература, специализированная техническая литература, справочники, каталоги и т. д.). Принципы подбора литературы в соответствии с темой работы. Работа с информационно-коммуникационной техникой – принципы подбора материалов.
Практика. Работа с технической, справочной литературой, периодическими изданиями. Посещение технических библиотек. Работа в поисковых системах сети Интернет.
3.4 Обоснование выбранной темы, проекта. Экспертная оценка аналогов (6 часов).
Теория. Преимущества и недостатки авторского проекта. Назначение разработки. Изучение индивидуального направления обучающимся в рамках ДКБ.
Практика. Изучение наиболее известных и эффективных разработок в аналогичном направлении, проведение сравнительного анализа. Подготовка аналитического материала по имеющимся аналогам конструкций или проектов, выступление с сообщением по обоснованию актуальности авторской тематики.
3.5 Работа по написанию авторских проектов. Работа с научными консультантами (52 часа).
Теория. Способы оценки перспектив, актуальности, практичности авторской идеи.
Практика. Работа по составлению аннотации, по написанию научной статьи. Обоснование конструкционных особенностей технического проекта. Проведение расчётов. Построение чертежей, графиков, таблиц. Консультации с научными руководителями.
3.6 Оформление готовых творческих проектов (8 часов).
Теория. Правила оформления готовых работ.
Практика. Оформление заявок для участия во Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск. Оформление приложений: графиков, чертежей, схем, таблиц с помощью графических и текстовых редакторов. Распечатка материалов.
3.7 Представление творческих проектов. Компьютерная презентация (10 часов).
Теория. Правила выполнения презентаций, требования к выступлению.
Практика. Подготовка компьютерной презентации научного проекта. Проведение публичной защиты проектов перед педагогами, родителями, представителями ВУЗов и техникумов. Презентация творческих проектов на Всероссийском конкурсе "Космос", Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программе школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск.
3.8 Самооценка, самоанализ (6 часов).
Теория. Подведение итогов выступлений, сравнительная оценка уровня творческих работ и собственных выступлений на разных уровнях.
Практика. Решение тестовых заданий.
3.9 Дни открытых дверей для школьников города (4 часа).
Проведение экскурсий в лабораторию и представление творческих проектов для школьников 9-10 классов школ города.
Тема 4. Итоговое занятие (2 часа).
Круглый стол. Итоги года. Встреча с родителями, чествование выпускников.
Результатом обучения 3 –го года обучения должно стать:
- обучающиеся должны знать основные факты из истории и достижений отечественной и мировой космонавтики, историю развития космической техники, наиболее перспективные направления аэрокосмической науки, новейшие технологии, материалы и разработки, применять знания для обоснования своих идей;
- уметь работать с научной, технической и справочной литературой, периодическими изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские проекты или творческие работы “от идеи до презентации”;
- владеть навыками выступления перед аудиторией с защитой своей работы, ведения дискуссии;
- владеть навыками работы с чертежными инструментами, приспособлениями, графическими программами и другими ИКТ.
Полученные знания, умения и навыки реализуются в процессе творческих презентаций, выступлений на конференциях и конкурсах разного уровня, а также в рамках само и взаимного анализа обучающихся.
Результативность освоения программы – качество выступления в финале Всероссийского конкурса "Космос", Всероссийской олимпиады школьников “Шаг в будущее, Космонавтика", Российской социальной программы школьников “Шаг в будущее” г. Москва, Соревновании молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в г. Ставрополь, региональном конкурсе социальных проектов г. Волгоград, фестивале презентаций учебных и педагогических проектов г. Волгоград, фестивале НОУ образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск как средство самореализации, профориентации и социальной адаптации подростков.
Критерии результативности программы – самостоятельность в выполнении творческой работы, научность продукта творческой деятельности, оригинальность замысла выполнения задания, уровень технологической сложности, степень научности. Наиболее важным в обучении детей становится усвоение умений и навыков целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, организация деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
Освоившим содержание программы является обучающийся, пропустивший не более 1/3 занятий и прошедший итоговую аттестацию. Аттестация в начале года проходит в форме собеседования или тестирования. Промежуточная аттестация проходит в форме индивидуального собеседования. Итоговая аттестация проходит в виде презентации готовых творческих работ.
Последовательность в разработке и реализации проекта:
- Проблема.
Она обуславливает мотив деятельности, определяются направление, задачи, тема.
- Проектирование.
Разработка плана, определение последовательности и этапов реализации. Приглашение научных консультантов.
- Поиск информации.
Работа с литературой, ИКТ, периодическими изданиями. Информация анализируется, обобщается и осмысливается.
- Реализация проекта.
Воплощение замыслов с помощью научных консультантов, практическая работа.
- Анализ
Оценка и анализ результата деятельности, сопоставление итогов с целевой установкой.
- Презентация
Оформление и представление готового проекта, или на определённой стадии разработки.
В течение учебного года проходят 3 родительских собрания и индивидуальные встречи с родителями в случае необходимости. Родители привлекаются к организации и проведению встреч с научными консультантами, подготовке работ к защите, присутствуют во время публичной защиты работ, выезжают на региональные и всероссийские мероприятия. Сотрудничество обучающихся, родителей и педагогов позволяют повысить мотивацию детей и эффективность образовательного процесса.
Методическое обеспечение программы
Для обеспечения безопасности обучающихся и сохранности их здоровья в процессе работы используются здоровьесберегающие технологии, соответствующие психо-физиологическим и возрастным особенностям детей:
- педагог следит за проветриванием помещения и уровнем освещения рабочих мест;
- отслеживается продолжительность занятий за компьютером;
- при работе отслеживается поза ребенка – осанка, посадка за рабочим столом;
- после продолжительной работы с литературой и компьютером проводятся зарядки для глаз;
- при выезде на мероприятия контролируется безопасность передвижения обучающихся на транспорте и пешком.
Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, экскурсия, защита проектов, дискуссия, диспут, конференция, пресс-конференциятворческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ презентаций педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (работа с литературой, поиск информации с использованием ИКТ)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- в парах - организация работы по парам
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Приём - конкретное проявление определенного
метода на практике:
решение проблемных ситуаций, диалог, устное
изложение, беседа, анализ текста, показ
видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом
презенетаций, наблюдение, работа по образцу.
Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Формы подведения итогов: опрос, открытое занятие для детей и родителей, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:
Помещение, в котором проводятся занятия – МБОУ гимназия городского округа г. Урюпинск, компьютерный класс; оборудование: компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, кульман с чертежным инструментом; методическое обеспечение: медиатека, техническая литература, журналы “Новости космонавтики”, книги об истории космонавтики и жизни выдающихся представителей космической отрасли, проспекты по ВУЗам и предприятиям космической направленности, работы с описанием творческих проектов выпускников разных лет, презентации творческих работ для выступлений на мероприятиях различного уровня – всероссийских, областных, муниципальных, чертежи конструкторских разработок, модели и макеты РКТ.
Кадровое обеспечение реализации программы: Для обеспечения высокой научной базы работы в рамках курса предполагается приглашение для консультаций профессора МАИ Г.А.Полтавца, профессора МГТУ им. Н.Э.Баумана В.И.Майоровой, доцента МГТУ им. Н. Э. Баумана Поклада М. Н., профессора ВолГУ Стрекалова С.Д. Каждый год МГТУ им. Н.Э.Баумана выделяет для одиннадцатиклассников индивидуальных кураторов. Выезд обучающихся в ВУЗ с возможностью консультирования у педагогов МГТУ и работы в читальном зале, встреча с космонавтами, учеными при проведении экскурсий или выезде на различные научно-практические конференции и олимпиады обеспечивают возможность обучающимся получать большой объем научных знаний, специальной информации, которую они используют для реализации научно-исследовательских проектов.
Рекомендуемая литература.
Для педагогов:
- Букш Е.Л. Основы ракетного моделизма. - М.: ДОСААФ, 1972.
- Канаев В.И. Ключ на старт. - М.: Молодая гварди,1972.
- Левантовский В.И. Механика космического полета в элементарном изложении. - М.: Наука, 1974.
- Федосеев В.И. Основы техники ракетного полета. - М.: Наука,1979.
- Специальные издания кафедр МГТУ им. Н.Э.Баумана и МАИ
- Энциклопедия “Космонавтика СССР”. - М.: Машиностроение. Планета, 1987.
- Энциклопедия “Космонавтика”. - М.: Машиностроение, 1985.
- АН СССР. Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ. - М.: Наука, 1969.
- Черток Б.Е. Ракеты и люди. - М.: Машиностроение, 1999.
- Советские и Российские космонавты 1960-2000. - М.: ООО Информационно-издательский дом “Новости космонавтики”, 2001.
- Афанасьев И.Б. Большой космический клуб. – М. РТСофт, 2006г.
- РС: 50 лет движения к цели/ под ред. В.В.Ветрова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004г. Полтавец Г.А., Никулин С.К., Ловецкий Г.И., Полтавец Т.Г. “Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (Проблемы организации и управления)”. М: Изд-во МАИ, 2003г.
- Полтавец Г.А., Крылова В.А. Аэродинамика моделей ракет. – Изд-во МАИ, 2004г.
- Полтавец Г.А., Крылова В.А., Никулин С.К. Основы аэродинамики моделей ракет// Учебное пособие. – Изд-во МАИ, 2005г.
Для обучающихся и родителей:
- Кротов И.В. Модели ракет. Проектирование. - М.: ДОСААФ, 1979.
- Рожков В.С. Спортивные модели ракет. - М.:ДОСААФ,1984.
- Рожков В.С. Строим летающие модели. - М.: Патриот,1990.
- Рожков В.С. Космодром на столе. - М.: Машиностроение,1999.
- Периодические издания (журналы): “Авиация и космонавтика”, “Моделист-конструктор”, “Техника молодежи”, “Левша”, “Юный техник”, “Новости космонавтики”, “Земля и вселенная”, “Радио”, “Наука и жизнь”, “Звездочет”, “Аэрокосмическая техника”
- Сборник документальных и художественных произведений. Космос – моя работа. - М.: Профиздат, 1989.
- Бубнов И.Н., Каманин Л.Н.. Обитаемые космический станции. - М.: ВИМО СССР, 1964
- Глазков Ю.Н. Земля над нами. - М.: Машиностроение, 1986.
- Уманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра. - М.: Просвещение, 1986.
- Алексеев В.А., Еременко А.А., Ткачев А.В.. Космическое содружество. - М.: Машиностроение, 1986.
- Максимов А.И. Космическая одиссея. - Н.: Наука. 1991.
- Гильберг Л.А.. От самолета к орбитальному комплексу. - М.: Просвещение, 1992.
- Марков Ю.. Курс на марс. - М.: Машиностроение, 1989.
- Семенов Ю.П.. МОК Буран. - М.: Машиностроение, 1995.
- МГТУ имени Н.Э.Баумана: Книга для абитуриентов/ под ред. Л.И.Волчкевича, М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2003г.
- Федоров И.Б., Павлихин Г.П. Московский государственный университет имени Н.Э.Баумана. 175 лет. - М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2005г.
- Горбунов А.К., Панаиотти Э.Д., Силаева Н.А. Курс физики для довузовской подготовки: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2010г.
- Горбунов А.К., Панаиотти Э.Д. Сборник задач по физике для поступающих в ВУЗ: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2011г.