Проект программы развития организации "Модель образовательного пространства "Сфера. Школа Больших проектов"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Для успешного решения задачи привлечения целевой аудитории современной школе необходимы интересные формы организации образовательной деятельности, предполагающие проживание опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, дающие при этом возможность обучающимся пережить радость достижения, поверить в себя, выстроить свой путь, выйти на уровень самостоятельного общественного действия и, кроме этого, - ощутить свою непосредственную принадлежность к кругу успешных людей, сделавших “правильный выбор”. Одним из ответов на вызовы времени могло бы стать брендирование образовательного предложения. Бренд - комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Отправной точкой его создания для образовательной организации, несомненно, должна стать разработка особого проекта развития с выходом на уникальное в конкретном контексте образовательное предложение. Модель такого предложения представлена в статье.

ПРОБЛЕМА: ограниченная не-статусная линейка образовательных предложений создаёт невыгодную рамку целевой аудитории.

ИДЕЯ: образовательное пространство “СФЕРА. Школа Больших проектов” - потенциально брендовое образовательное предложение, которое позволит увеличить объёмы спроса на услуги организации.

КОНЦЕПЦИЯ и МОДЕЛЬ СРЕДЫ <см. Приложение 1>

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ.

ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - это: а) созданный на базе ОУ банк программного обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающий реализацию групповой проектной деятельности, в том числе необходимых исследований; б) специально оборудованное помещение для организации такой деятельности. Позволяет аккумулировать ресурсы, организовать взаимодействие участников проекта, консультационную и супервизорскую поддержку проекта

ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ — это стратегическая поведенческая ориентация, комплекс черт, объединённых направленностью личности на преобразование действительности <см. Приложение 2>

БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ - технологически особая разновидность проектирования; предполагает активизацию участников в количестве не менее 90 человек, охватывает, как правило, всю организацию в формате много-многоуровневого взаимодействия.

ЦЕЛЬ_А (системная):

Создание к 01.09.2018 г. на базе ОУ образовательного пространства “Школа Больших проектов” для привлечения новой целевой аудитории в соотношении 75% : 25% за счёт организации функционирования комплекса лабораторий по разработке и реализации проектов полного цикла в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека.

ЦЕЛЬ_Б (образовательная):

100% учащихся к 31.05.2019 г. будут владеть навыком управления проектами в объёме, соответствующем уровню освоения программы, для формирования ИНТЕРНАЛЬНОСТИ (комплекса личностных черт, объединённых направленностью на преобразование действительности) через регулярное прохождение проектов полного цикла в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека.

ЗАДАЧИ:

  • разработать программы курса “Управление проектами” для каждого уровня образования;
  • разработать программы деятельности и механизмы функционирования проектных лабораторий, обеспечить необходимую ресурсную базу;
  • осуществить подбор новых (специфически компетентных) и адаптацию имеющихся педагогических кадров к новому формату образовательной деятельности;
  • разработать маркетинговую стратегию внедрения нового образовательного предложения в пространство города;
  • разработать систему мониторинга для оценки результатов деятельности.

МЕХАНИЗМЫ:

  • создание комплекса проектных лабораторий;
  • реорганизация образовательного процесса (элементы поточно-группового обучения, переход от классно-урочного формата к формату проектных групп в 8-9 классах (50% времени) и 10-11 классах (100% времени);

ПРОЕКТНЫЕ ЛИНИИ:

  • Линия “Проектная среда” (лаборатории и Большие проекты);
  • Линия “Спецификация” (освоение кадрами технологии управления проектами);
  • Линия “Прикладной результат” (социальные партнёры, “заказчики” проектного продукта);
  • Линия “Поддержка” (привлечение родителей, создание родительского актива);
  • Линия “Стартап” (прорывной проект, преобразующий городское пространство/сектор городского пространства).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВНИ образования СОДЕРЖАНИЕ деятельности
Начальная школа/

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ погружения

опыт решения проектных задач;

курс “Мир проектов”;

командные проекты для класса, совместно с родителями (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум);

участие в “мозговом штурме” на этапе формирования идеи общешкольного Большого проекта.

Основная школа/

МОДУЛЬ-УРОВЕНЬ погружения

опыт разработки и реализации учебных проектов (групповых и индивидуальных);

курсы “Основы управления проектами”, “Психология группы”;

опыт разработки и реализации командных проектов для параллели и школы (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум);

отдельные роли в общешкольном Большом проекте.

Старшая школа/

МЕТА-УРОВЕНЬ погружения

опыт разработки и реализации командных проектов для школы, социальных партнёров и города (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум);

курсы “Управление проектом”, “Управление рисками”, “Управление стейкхолдерами”, “Основы психологии управления”;

координация и управление общешкольным Большим проектом.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ (образовательный) РЕЗУЛЬТАТ

уровень образования/погружения в среду компетенции и качества
Базовый уровень:

“ПРАКТИКА ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ”

продукты-идеи

опыт участия в “мозговом штурме” командного проекта;

свобода воображения + доверие к своим идеям

Модуль-уровень:

“ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА/ПРАКТИКА ПРОЕКТНЫХ РОЛЕЙ”

продукты-преобразователи контекста

опыт исполнения спектра ролей в командных проектах;

опыт преобразования в 5-ти базовых сферах деятельности человека

мотивация к выбору + чувство компетентности

Мета-уровень:

“ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ”

продукты-предложения

высокий уровень интернальности в вопросах успеха и неудач

“направленность на результат” (преобладание мотивации к развитию/преобразованию действительности)

опыт координации командной работы

опыт управления проектами полного цикла

опыт разработки конкурентоспособного предложения

“МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА”

Структура Качества личности (ФГОС) КАЧЕСТВА+
(специфика ОУ)
Измерители
мотивационный Устойчивая мотивация ставить цели и достигать их Преобладание мотивации к развитию/преобразованию действительности - “направленность на результат”
Преобладание мотивации к сотрудничеству.
Методика “Направленность личности”;

Кейс-модификации “Фрустрационного теста” Розенцвейга

Методика К.Томаса “Стратегии поведения в конфликте”

когнитивный Высокий уровень базовой подготовки; системное представление о мире профессий Системное представление о технологии организации деятельности в формате командного проекта, “управления рисками”, “управления стейкхолдерами”; представление о специфике проектного управления, структуре группы как социального явления, динамике групповых процессов. Специальные кейсы, практические работы, дневники практики
эмоционально-волевой Воля к достижению поставленных целей Высокий уровень общей интернальности, интернальности в вопросах успеха и неудач Методика Дж.Роттера “Уровень субъективного контроля” (модификация)
оценочно-рефлексивный Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в деятельности Владение методами рефлексии (PEST-, SWOT- анализ и др.), основами супервизии Специальные кейсы
операционально-деятельностный Наличие навыков планирования, целеполагания, рефлексии Навык организации индивидуальной и командной деятельности в проектном режиме, исполнения различных ролей в командном проекте, в том числе — функции управления Специальные кейсы, практические работы, дневники практики
прикладной +опыт практической деятельности Опыт разработки и реализации проектов полного цикла (с обязательной исследовательской частью) в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека, управления командным проектом.
Опыт работы в роли супервизора проекта.
Опыт организации конференции (как формы “обратной связи”).
Опыт исполнения спектра ролей в командном проекте, в том числе роли бизнес-менеджера (ответственного за бизнес-кейс проекта).
Опыт погружения в различные сферы деятельности человека.
Дневники проектов.

Проектные продукты.