Проект программы развития организации "Модель образовательного пространства "Сфера. Школа Больших проектов"
Для успешного решения задачи привлечения целевой аудитории современной школе необходимы интересные формы организации образовательной деятельности, предполагающие проживание опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, дающие при этом возможность обучающимся пережить радость достижения, поверить в себя, выстроить свой путь, выйти на уровень самостоятельного общественного действия и, кроме этого, - ощутить свою непосредственную принадлежность к кругу успешных людей, сделавших “правильный выбор”. Одним из ответов на вызовы времени могло бы стать брендирование образовательного предложения. Бренд - комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Отправной точкой его создания для образовательной организации, несомненно, должна стать разработка особого проекта развития с выходом на уникальное в конкретном контексте образовательное предложение. Модель такого предложения представлена в статье.
ПРОБЛЕМА: ограниченная не-статусная линейка образовательных предложений создаёт невыгодную рамку целевой аудитории.
ИДЕЯ: образовательное пространство “СФЕРА. Школа Больших проектов” - потенциально брендовое образовательное предложение, которое позволит увеличить объёмы спроса на услуги организации.
КОНЦЕПЦИЯ и МОДЕЛЬ СРЕДЫ <см. Приложение 1>
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ.
ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - это: а) созданный на базе ОУ банк программного обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающий реализацию групповой проектной деятельности, в том числе необходимых исследований; б) специально оборудованное помещение для организации такой деятельности. Позволяет аккумулировать ресурсы, организовать взаимодействие участников проекта, консультационную и супервизорскую поддержку проекта
ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ — это стратегическая поведенческая ориентация, комплекс черт, объединённых направленностью личности на преобразование действительности <см. Приложение 2>
БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ - технологически особая разновидность проектирования; предполагает активизацию участников в количестве не менее 90 человек, охватывает, как правило, всю организацию в формате много-многоуровневого взаимодействия.
ЦЕЛЬ_А (системная):
Создание к 01.09.2018 г. на базе ОУ образовательного пространства “Школа Больших проектов” для привлечения новой целевой аудитории в соотношении 75% : 25% за счёт организации функционирования комплекса лабораторий по разработке и реализации проектов полного цикла в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека.
ЦЕЛЬ_Б (образовательная):
100% учащихся к 31.05.2019 г. будут владеть навыком управления проектами в объёме, соответствующем уровню освоения программы, для формирования ИНТЕРНАЛЬНОСТИ (комплекса личностных черт, объединённых направленностью на преобразование действительности) через регулярное прохождение проектов полного цикла в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека.
ЗАДАЧИ:
- разработать программы курса “Управление проектами” для каждого уровня образования;
- разработать программы деятельности и механизмы функционирования проектных лабораторий, обеспечить необходимую ресурсную базу;
- осуществить подбор новых (специфически компетентных) и адаптацию имеющихся педагогических кадров к новому формату образовательной деятельности;
- разработать маркетинговую стратегию внедрения нового образовательного предложения в пространство города;
- разработать систему мониторинга для оценки результатов деятельности.
МЕХАНИЗМЫ:
- создание комплекса проектных лабораторий;
- реорганизация образовательного процесса (элементы поточно-группового обучения, переход от классно-урочного формата к формату проектных групп в 8-9 классах (50% времени) и 10-11 классах (100% времени);
ПРОЕКТНЫЕ ЛИНИИ:
- Линия “Проектная среда” (лаборатории и Большие проекты);
- Линия “Спецификация” (освоение кадрами технологии управления проектами);
- Линия “Прикладной результат” (социальные партнёры, “заказчики” проектного продукта);
- Линия “Поддержка” (привлечение родителей, создание родительского актива);
- Линия “Стартап” (прорывной проект, преобразующий городское пространство/сектор городского пространства).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| УРОВНИ образования | СОДЕРЖАНИЕ деятельности |
| Начальная школа/ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ погружения |
опыт решения проектных задач; курс “Мир проектов”; командные проекты для класса, совместно с родителями (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум); участие в “мозговом штурме” на этапе формирования идеи общешкольного Большого проекта. |
| Основная школа/ МОДУЛЬ-УРОВЕНЬ погружения |
опыт разработки и реализации учебных
проектов (групповых и индивидуальных); курсы “Основы управления проектами”, “Психология группы”; опыт разработки и реализации командных проектов для параллели и школы (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум); отдельные роли в общешкольном Большом проекте. |
| Старшая школа/ МЕТА-УРОВЕНЬ погружения |
опыт разработки и реализации командных
проектов для школы, социальных партнёров и
города (дизайн, экология среды, техника,
экономика, социум); курсы “Управление проектом”, “Управление рисками”, “Управление стейкхолдерами”, “Основы психологии управления”; координация и управление общешкольным Большим проектом. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ (образовательный) РЕЗУЛЬТАТ
| уровень образования/погружения в среду | компетенции и качества |
| Базовый уровень: “ПРАКТИКА ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ” продукты-идеи |
опыт участия в “мозговом штурме”
командного проекта; свобода воображения + доверие к своим идеям |
| Модуль-уровень: “ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА/ПРАКТИКА ПРОЕКТНЫХ РОЛЕЙ” продукты-преобразователи контекста |
опыт исполнения спектра ролей в
командных проектах; опыт преобразования в 5-ти базовых сферах деятельности человека мотивация к выбору + чувство компетентности |
| Мета-уровень: “ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ” продукты-предложения |
высокий уровень интернальности в
вопросах успеха и неудач “направленность на результат” (преобладание мотивации к развитию/преобразованию действительности) опыт координации командной работы опыт управления проектами полного цикла опыт разработки конкурентоспособного предложения |
“МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА”
| Структура | Качества личности (ФГОС) | КАЧЕСТВА+ (специфика ОУ) |
Измерители |
| мотивационный | Устойчивая мотивация ставить цели и достигать их | Преобладание мотивации к
развитию/преобразованию действительности -
“направленность на результат” Преобладание мотивации к сотрудничеству. |
Методика “Направленность личности”; Кейс-модификации “Фрустрационного теста” Розенцвейга Методика К.Томаса “Стратегии поведения в конфликте” |
| когнитивный | Высокий уровень базовой подготовки; системное представление о мире профессий | Системное представление о технологии организации деятельности в формате командного проекта, “управления рисками”, “управления стейкхолдерами”; представление о специфике проектного управления, структуре группы как социального явления, динамике групповых процессов. | Специальные кейсы, практические работы, дневники практики |
| эмоционально-волевой | Воля к достижению поставленных целей | Высокий уровень общей интернальности, интернальности в вопросах успеха и неудач | Методика Дж.Роттера “Уровень субъективного контроля” (модификация) |
| оценочно-рефлексивный | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в деятельности | Владение методами рефлексии (PEST-, SWOT- анализ и др.), основами супервизии | Специальные кейсы |
| операционально-деятельностный | Наличие навыков планирования, целеполагания, рефлексии | Навык организации индивидуальной и командной деятельности в проектном режиме, исполнения различных ролей в командном проекте, в том числе — функции управления | Специальные кейсы, практические работы, дневники практики |
| прикладной | +опыт практической деятельности | Опыт разработки и реализации проектов
полного цикла (с обязательной исследовательской
частью) в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности
человека, управления командным проектом. Опыт работы в роли супервизора проекта. Опыт организации конференции (как формы “обратной связи”). Опыт исполнения спектра ролей в командном проекте, в том числе роли бизнес-менеджера (ответственного за бизнес-кейс проекта). Опыт погружения в различные сферы деятельности человека. |
Дневники проектов. Проектные продукты. |