Для успешного решения задачи привлечения целевой аудитории современной школе необходимы интересные формы организации образовательной деятельности, предполагающие проживание опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, дающие при этом возможность обучающимся пережить радость достижения, поверить в себя, выстроить свой путь, выйти на уровень самостоятельного общественного действия и, кроме этого, - ощутить свою непосредственную принадлежность к кругу успешных людей, сделавших “правильный выбор”. Одним из ответов на вызовы времени могло бы стать брендирование образовательного предложения. Бренд - комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Отправной точкой его создания для образовательной организации, несомненно, должна стать разработка особого проекта развития с выходом на уникальное в конкретном контексте образовательное предложение. Модель такого предложения представлена в статье.
ПРОБЛЕМА: ограниченная не-статусная линейка образовательных предложений создаёт невыгодную рамку целевой аудитории.
ИДЕЯ: образовательное пространство “СФЕРА. Школа Больших проектов” - потенциально брендовое образовательное предложение, которое позволит увеличить объёмы спроса на услуги организации.
КОНЦЕПЦИЯ и МОДЕЛЬ СРЕДЫ <см. Приложение 1>
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ.
ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - это: а) созданный на базе ОУ банк программного обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающий реализацию групповой проектной деятельности, в том числе необходимых исследований; б) специально оборудованное помещение для организации такой деятельности. Позволяет аккумулировать ресурсы, организовать взаимодействие участников проекта, консультационную и супервизорскую поддержку проекта
ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ — это стратегическая поведенческая ориентация, комплекс черт, объединённых направленностью личности на преобразование действительности <см. Приложение 2>
БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ - технологически особая разновидность проектирования; предполагает активизацию участников в количестве не менее 90 человек, охватывает, как правило, всю организацию в формате много-многоуровневого взаимодействия.
ЦЕЛЬ_А (системная):
Создание к 01.09.2018 г. на базе ОУ образовательного пространства “Школа Больших проектов” для привлечения новой целевой аудитории в соотношении 75% : 25% за счёт организации функционирования комплекса лабораторий по разработке и реализации проектов полного цикла в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека.
ЦЕЛЬ_Б (образовательная):
100% учащихся к 31.05.2019 г. будут владеть навыком управления проектами в объёме, соответствующем уровню освоения программы, для формирования ИНТЕРНАЛЬНОСТИ (комплекса личностных черт, объединённых направленностью на преобразование действительности) через регулярное прохождение проектов полного цикла в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности человека.
ЗАДАЧИ:
- разработать программы курса “Управление проектами” для каждого уровня образования;
- разработать программы деятельности и механизмы функционирования проектных лабораторий, обеспечить необходимую ресурсную базу;
- осуществить подбор новых (специфически компетентных) и адаптацию имеющихся педагогических кадров к новому формату образовательной деятельности;
- разработать маркетинговую стратегию внедрения нового образовательного предложения в пространство города;
- разработать систему мониторинга для оценки результатов деятельности.
МЕХАНИЗМЫ:
- создание комплекса проектных лабораторий;
- реорганизация образовательного процесса (элементы поточно-группового обучения, переход от классно-урочного формата к формату проектных групп в 8-9 классах (50% времени) и 10-11 классах (100% времени);
ПРОЕКТНЫЕ ЛИНИИ:
- Линия “Проектная среда” (лаборатории и Большие проекты);
- Линия “Спецификация” (освоение кадрами технологии управления проектами);
- Линия “Прикладной результат” (социальные партнёры, “заказчики” проектного продукта);
- Линия “Поддержка” (привлечение родителей, создание родительского актива);
- Линия “Стартап” (прорывной проект, преобразующий городское пространство/сектор городского пространства).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВНИ образования | СОДЕРЖАНИЕ деятельности |
Начальная школа/ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ погружения |
опыт решения проектных задач; курс “Мир проектов”; командные проекты для класса, совместно с родителями (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум); участие в “мозговом штурме” на этапе формирования идеи общешкольного Большого проекта. |
Основная школа/ МОДУЛЬ-УРОВЕНЬ погружения |
опыт разработки и реализации учебных
проектов (групповых и индивидуальных); курсы “Основы управления проектами”, “Психология группы”; опыт разработки и реализации командных проектов для параллели и школы (дизайн, экология среды, техника, экономика, социум); отдельные роли в общешкольном Большом проекте. |
Старшая школа/ МЕТА-УРОВЕНЬ погружения |
опыт разработки и реализации командных
проектов для школы, социальных партнёров и
города (дизайн, экология среды, техника,
экономика, социум); курсы “Управление проектом”, “Управление рисками”, “Управление стейкхолдерами”, “Основы психологии управления”; координация и управление общешкольным Большим проектом. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ (образовательный) РЕЗУЛЬТАТ
уровень образования/погружения в среду | компетенции и качества |
Базовый уровень: “ПРАКТИКА ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ” продукты-идеи |
опыт участия в “мозговом штурме”
командного проекта; свобода воображения + доверие к своим идеям |
Модуль-уровень: “ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА/ПРАКТИКА ПРОЕКТНЫХ РОЛЕЙ” продукты-преобразователи контекста |
опыт исполнения спектра ролей в
командных проектах; опыт преобразования в 5-ти базовых сферах деятельности человека мотивация к выбору + чувство компетентности |
Мета-уровень: “ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ” продукты-предложения |
высокий уровень интернальности в
вопросах успеха и неудач “направленность на результат” (преобладание мотивации к развитию/преобразованию действительности) опыт координации командной работы опыт управления проектами полного цикла опыт разработки конкурентоспособного предложения |
“МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА”
Структура | Качества личности (ФГОС) | КАЧЕСТВА+ (специфика ОУ) |
Измерители |
мотивационный | Устойчивая мотивация ставить цели и достигать их | Преобладание мотивации к
развитию/преобразованию действительности -
“направленность на результат” Преобладание мотивации к сотрудничеству. |
Методика “Направленность личности”; Кейс-модификации “Фрустрационного теста” Розенцвейга Методика К.Томаса “Стратегии поведения в конфликте” |
когнитивный | Высокий уровень базовой подготовки; системное представление о мире профессий | Системное представление о технологии организации деятельности в формате командного проекта, “управления рисками”, “управления стейкхолдерами”; представление о специфике проектного управления, структуре группы как социального явления, динамике групповых процессов. | Специальные кейсы, практические работы, дневники практики |
эмоционально-волевой | Воля к достижению поставленных целей | Высокий уровень общей интернальности, интернальности в вопросах успеха и неудач | Методика Дж.Роттера “Уровень субъективного контроля” (модификация) |
оценочно-рефлексивный | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в деятельности | Владение методами рефлексии (PEST-, SWOT- анализ и др.), основами супервизии | Специальные кейсы |
операционально-деятельностный | Наличие навыков планирования, целеполагания, рефлексии | Навык организации индивидуальной и командной деятельности в проектном режиме, исполнения различных ролей в командном проекте, в том числе — функции управления | Специальные кейсы, практические работы, дневники практики |
прикладной | +опыт практической деятельности | Опыт разработки и реализации проектов
полного цикла (с обязательной исследовательской
частью) в 5-ти базовых сферах жизнедеятельности
человека, управления командным проектом. Опыт работы в роли супервизора проекта. Опыт организации конференции (как формы “обратной связи”). Опыт исполнения спектра ролей в командном проекте, в том числе роли бизнес-менеджера (ответственного за бизнес-кейс проекта). Опыт погружения в различные сферы деятельности человека. |
Дневники проектов. Проектные продукты. |