Термин “портфолио” пришёл в педагогику из политики и бизнеса.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период обучения.
Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися, результатов мониторинга знаний, умений, навыков и отношений обучаемых.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных сферах деятельности творческой, социальной, коммуникативной. Основной смысл портфолио – “показать всё, на что ты способен”.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ “ООШ №33” (г.Киселёвск), работало над созданием и внедрением модели портфолио в начальной школе.
Основными задачами по внедрению модели портфолио учебных достижений младших школьников стали:
- проверить жизнеспособность и операциональность разработанной модели;
- выработать оптимальную структуру портфолио учебных достижений;
- ответить на ряд вопросов, касающихся критериального оценивания портфолио, механизмов его ведения, возможности расширения сферы применения портфолио учебных достижений младших школьников.
В ходе работы была сформулирована цель создания портфолио в начальной школе, определено его содержание, апробированы критерии оценивания, подготовлены памятки памятка составителю (ученику) портфолио и памятка учителю по оцениванию последнего, описаны методические рекомендации по представлению (презентации) портфолио учащимся 1-х классов, 2-3 классов и 4-х классов.
Цель создания портфолио учебных достижений – формирование у учащихся начальных классов способности к объективной самооценке.
Внешне портфолио могут быть различными: это файловые папки, творческие книжки, дневники достижений и т.п. Но суть одна: “портфель достижений” служит способом фиксации (или демонстрации) создаваемых учеником образовательных продуктов.
Содержание портфолио достижений включает в себя:
Титульный лист содержит основную информацию (фамилия, имя и отчество, учебное заведение, класс). Контактную информацию и фото ученика.
Раздел “Мой мир”. Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка. Возможные заголовки листов:
- “Моё имя”
- “Моя семья”
- “Мой город”
- “Мои друзья”
- “Тайны моего характера”
- “Сведения о занятости в кружках, секциях” или “Мои увлечения”
- “Сведения об участии в конкурсах”
- “Моя школа”
- “Мои любимые школьные предметы”
Раздел “Моя учёба”. В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, таблицей итоговых четвертных оценок, творческими работами.
Раздел “Моё творчество”. В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи, плоские поделки. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить её фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребёнку при наполнении этого раздела.
Раздел “Копилка советов”. В этот раздел можно поместить правила поведения в школе, на перемене, как отвечать на уроке, как написать сочинение, как выучить стихотворение и др.
Раздел “Мои достижения”. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Причём в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учёбе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а , например, в хронологическом порядке.
Раздел “Отзывы и пожелания”. В этом разделе можно поместить рекомендательные письма, отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.
Разработанная модель портфолио позволяет отслеживать, оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся и включает всё разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения: промежуточные и итоговые письменные проверочные работы, индивидуальные самостоятельные работы учащихся (по отдельной теме года); решение нестандартных задач повышенной трудности, самостоятельное исследование отдельных предметных проблем; применение изученного материала в практических ситуациях, выполнение графических лабораторных работ; написание сочинений, письменных комментариев к отдельным работам; отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также оценочные листы с оценкой учителя.
Ученик презентует содержание своего портфолио на ученической конференции, на классном родительском собрании, ученическом собрании (классный час), демонстрируя самостоятельность мышления, приобретённые знания, умения, а также способность анализировать свои успехи, давать им оценку.
На презентацию ученик выходит с подготовленным комментарием к своему портфолио, который отражает его отношение либо ко всей совокупности представленных работ, либо к отдельным работам, наиболее значимым для ученика. Учитель или специально созданный совет (жюри) оценивает портфолио в соответствии с заранее разработанными критериями.
Самый высокий уровень портфолио. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе ученика в отношении развития его мышления, умения учиться, выстраивать отношения с людьми, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету на данный момент образования. В содержании и оформлении портфолио ученик проявляет оригинальность мышления и изобретательность.
Высокий уровень. Портфолио демонстрирует солидные предметные знания и умения, но, в отличие от предыдущего уровня, в учебном портфолио могут присутствовать некоторые замыслы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в его оформлении.
Средний уровень. Основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний, умений учащихся. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого мышления, способность к содержательной коммуникации на языке учебного предмета.
Слабый уровень. По этому портфолио трудно сформировать представление о предметных знаниях и способностях учащегося. Представлены отрывочные знания из разных категорий, отдельные листы с не до конца сделанными упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.д. по такому портфолио невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели учебного предмета и критерии оценки.
По итогам работы было проведено микроисследование, в котором приняли участие учителя начальных классов школы, родители и ученики 4-х классов.
Результаты работы позволяют оценить, в какой мере педагоги и родители понимают задачи и возможности использования портфолио в начальной школе и поддерживают его введение.
Педагоги считают, что портфолио необходимо младшим школьникам для:
- повышения учебной активности (24%);
- формирования адекватной оценки учениками их достижений (23%);
- воспитания самостоятельности (26%);
По мнению школьников, портфолио в основном необходимо для представления индивидуальных достижений (51%), оценки собственных возможностей (25%), затруднились ответить 24%.
Большинство родителей считают, что они недостаточно информированы о целях портфолио и способах работы с ним (71%) ответивших); отношение к введению портфолио неоднозначное – респонденты разделились на 2 группы: 53% поддерживают введение портфолио, 37% хотели бы получить как можно больше информации о данном нововведении в начальной школе, около 3,6% родителей к введению портфолио относятся отрицательно.
Исследование мотивационно-потребностного уровня готовности учителя к введению в начальной школе портфолио учебных достижений школьников показало, что в среднем 61,5% опрошенных учителей признают его объективную необходимость в условиях перехода начальной школы на новую систему контроля и оценивания, 30,7% сомневаются в целесообразности его введения на первой ступени обучения и 7,6% учителей считают введение портфолио в начальной школе бессмысленным. При этом при условии оказания определённой помощи и создания некоторых условий для данного вида деятельности её согласны осуществлять в общей сложности 92,3% учителей начальных классов школы.
При анализе полученных данных очевидным становится характерное противоречие между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения в начальной школе и готовностью и умением педагога достигать этих целей.
Основными проблемами, возникающими при работе с портфолио, педагоги считают следующие:
- отсутствие в учебных планах и программах специально отведённых часов, на формирование общеучебных умений младших школьников, в том числе умений самоконтроля и самооценки, - 49%;
- недостаточная психолого-педагогическая подготовка педагога – 56%;
- недостаточное обеспечение специальной литературы – 24%.
Таким образом, осуществление данной деятельности для большей части учителей представляет проблему, для решения которой, по их собственному мнению, им требуется повысить уровень знаний и умений.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
- во-первых, учителя школы считают важным переход на новую систему контроля и оценивания в режиме перехода на личностно ориентированное развивающее обучение в начальной школе;
- во-вторых, учителя осознают необходимость освоения новых форм, методов и средств формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- в-третьих, для введения портфолио учебных достижений младших школьников как средства формирования самооценки необходима целостная психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя.
Литература.
- Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. -М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.-303с.
- Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному :пособие для учителя / А.В.Хуторской.- М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- С.104-111.