Нравственное воспитание в учебной деятельности в условиях реализации требований ФГОС

Разделы: Начальная школа


Воспитать человека интеллектуально, не
воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Нравственное воспитание младших школьников - это неотъемлемая часть работы учителя начальных классов. Необходимость нравственного воспитания детей закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённом приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, где в п.6 сказано, что ФГОС направлен на обеспечение «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения сторон жизни общества.

Коснулась эта проблема и нас. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках. Развитие у них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определённую сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Это требует приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объёме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания  по конкретным учебным предметам.
В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: экскурсии в природу,  по городу, на производство.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это рассказ учителя, этические беседы, проекты.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношение школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создаёт благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.

На уроках, в постоянном общении с учителем и сверстниками,  формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учёбой.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Работая в парах, в группах, дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияя друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, оценивая свои достижения и товарищей. Совместная работа школьников на уроке порождает между ними отношения,  характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачи с позиции сведения структуры учебной деятельности.

Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически,  учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определённое правило, задают их друг другу (работа в парах). Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.
Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель даёт детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Работая пятый год по ФГОС,  мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств  способствуют:

  • Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности.
  • Конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, элементах учебной деятельности.
  • Формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий на различном предметном содержании.

Для успешного формирования у младших школьников нравственных качеств мы рекомендуем:

Изменять подход к выполнению той или иной задачи.

Создавать для учащихся определённые условия, обнажающие необходимость проявления нравственности в учебной деятельности.

С этой целью мы рекомендуем применять следующие задания:

а) «Задание – альтернатива»;

б) «Задания – ловушки»;

в) «Задания – ситуации».

Решение «конфликтных задач», способствующих появлению у учащихся своей точки зрения, которую они должны отстаивать независимо от мнения других учеников, учителя.

Введение в обучение диалога «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик», в котором учащиеся высказывают своё мнение, соглашаются или опровергают мнение учителя.

Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

Литература.

1. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников- 1994. - с.187

2. Марьенко.И.С. Нравственное становление личности школьника. -1985. - с.364

3. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания- 1979. – с.277-278.