Урок окружающего мира по теме «Московская Русь»

Разделы: Начальная школа


Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 3
Авторы учебника: Н.Ф.Виноградова «Начальная школа XXI века»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.

Задачи:

  • обучающие: формировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основании Москвы;
  • развивающие: развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении;
  • воспитательные: воспитание любви к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.

Методы обучения: деятельностный, создание проблемной ситуации; поисковый; наглядно-иллюстративный; словесный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: открытие новых знаний

Средства обучения для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

Средства обучения для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

 Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

- Прозвенел для нас звонок, Принимаемся за дело-
Путь нелегкий предстоит,
В историю дорога побежит.
-Почему дорога побежит в историю?

Учащиеся готовятся к восприятию нового материала.
Отвечают, что необходимо для начала урока.

самоопределение (Л)

- самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму органи­зации учебной деятельности. )

2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Проверка домашней работы
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Предлагаю выполнить следующее задание и вспомнить материал прошлого урока.
Дети отвечают на вопросы - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг(П)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)

 

1. Закончи предложения:

1. Потомки восточных славян….

2. Во главе объединений славянских племен стояли….

3. Первый русский князь был …..

4. Древнерусское государство возникло

5. «Не ленитесь, ни обижайте никого…» такой наказ своим детям дал …..

Дописывают предложения.
Далее организуется взаимопроверка.
Ответы детей:

1...русские, украинцы, белорусы
2. ..вожди(князья)
3. ..Рюрик
4…в IX веке
5…Владимир Мономах

2. Рассказ о Ярославе Мудром по плану (р.т. с.5)
3. Подведение учащихся к «открытию» темы урока
Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни,
За Кремлевскою стеной!

- О каком городе России эти стихи?
- Какие слова это подтверждают?
- Как понимаете слово “ святыни”? (Обращение к толковому словарю)
- Почему мы будем говорить о Москве?

- Речь идет о Москве.
- «За Кремлевской стеной»
Значение слова «святыни»
(по Ожегову)
1) предмет или место религиозного поклонения.
2) что-либо дорогое, особенно чтимое.

3.Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,«Чего мы ещё не знаем?»);

- Назовите тему урока.

 - Откройте учебник на странице. 22.
Проверьте правильность вашего ответа.

 

 

 

Учащиеся предполагают тему урока.
– Тема, с которой мы познакомимся, называется «Московская Русь».

 

анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

- Сформулируйте цели урока.

Цели:

- Как и когда появилась «Московская Русь?
- Какие города вошли в княжество?
- Какой город стал столицей и почему?
- Кто правил?

- Сегодня будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о Московской Руси.  

4. Построение
проекта выхода
из затруднения

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование спо­собности к выполнению

Работа с картой.
- Рассмотрите карту Московской Руси на с.23 вашего учебника.
- Каким цветом показана территория Московского государства?
-Назовите города, которые вошли в её состав.
- С какими странами граничило наше государство в древности?
– Из маленького городка Москва превратилась в центр большого княжества. Многие князья стремились занять этот трон. Одной из главных задач князья видели в расширении владений Москвы. Города Коломна, Можайск, Переяславль-Залесский первыми присоединились к Московскому княжеству. Позже было присоединено Тверское княжество.
ФИЗ-МИНУТКА

 Рассматривают карту. Называют цвет территории Московского государства.
Перечисляют города, вошедшие в состав государства.
Перечисляют государства, которые граничили с Московской Русью.

выполнение пробного учебного действия (Р)

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

извлечение необходимой информации из карты )

подведение под понятие (П)

установление причинно-следственных связей )

 

5. Реализация
построенного
проекта

Цель: Усвоение нового способа действий.

1.Работа в паре:

«Почему Москва стала столицей?»
(уч.с.22)

- приведите причины, которые способствовали тому, что Москва стала столицей?

-Действительно, среди других русских городов того времени Москва резко выделялась и своими размерами, вольготно раскинувшись на холмистых берегах нескольких рек, и обилием жителей – бояр, купцов, стрельцов и ремесленников, и своими крепостными стенами, поражавшими заезжих иностранцев мощью и протяжённостью. Славилась столица России и своими соборами. Главным отличием Москвы от других русских городов было то, что в Московском Кремле, на высоком «столе» (престоле), восседали православные государи. По этой причине её называли «стольным градом».

Ответы детей
а) - одна причина усиления Москвы – выгодное географическое положение;
б) – вторая, центральное положение по отношению к другим княжествам;
в) – третья, центральное
положение, по отношению к
потокам переселенцев- славян;
г) - четвертая, население Москвы быстро росло, город расширялся и богател.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

построение логической цепи рассуждений (П);

слушать собеседника, вести диалог (К);

определять наиболее эффективный способ достижения результата (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения(Л);

 

 

 

 

 

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор (Л)

 

 

 

2. - Кто стал первым царем Московской Руси?
 Рассказ ученицы.
Перечитайте и дополните ответ
(на стр.24 учебника)
Читают текст и дополняют рассказ.

3 .Просмотр рубрики «Картинная галерея».
– Рассмотрите картину И. С. Глазунова «Иван Грозный».
– Какие чувства вызывает у вас этот портрет?
– Можно ли, описывая царя, употребить слова: добрый, отзывчивый, добродушный?
– При Иване Грозном продолжается расширение границ государства. Он присоединил Казань, Астрахань, вел борьбу за выход к Балтийскому морю. В 1547 году Иван IV принял титул «государя всея Руси». Но в памяти народной он остался как Грозный. За то, что оставил после себя окровавленную, растерзанную, разоренную Русь.

Рассматривают картину.
Отвечают на вопросы.
Приходят к выводу, что такие слова нельзя употребить, описывая царя.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование спо­собности к выполнению.

Самостоятельная работа Р.Т. с.7 №11
- закончите предложения:
1.Первым русским царём был…(князь Иван IV)
2.В народе его прозвали…(Грозный)
3.К концу XVII века Россию стали называть …(Московским царством)

Учащиеся выбирают и выполняют самостоятельно с обязательной самопроверкой.

- умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться (Л);

 

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, осознание метода построения, границ применения нового знания.

- Итак, наше знакомство с
историей «Московской Руси» завершается.

Подведем итог.
- Как и когда появилась «Московская Русь»?
- Какие города вошли в княжество?
- Какой город стал столицей и почему?
- Кто правил?
- Почему царя называли Грозным?
- Достигли мы целей, которые ставили перед собой?
- На все ли вопросы нашли ответ?

Отвечая на вопросы, обосновывают свой ответ.

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний (П)

8. Рефлексия.

Цель: Самооценка результатов деятельности.

Объявление и комментирование оценок.
Обсуждение домашнего задания:
1, 2 - обязательная часть;
3 - по желанию.

Учитель предлагает задание по выбору:
1. учебник стр.22-25; пересказ; 2 - р.т. с.6 №8;
3 -.р.т. с. 7 №10

- Оцените свою деятельность.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.
Я знаю…..
Я могу……
Мне надо….

-адекватно оценивать
результаты своей деятельности (Р)
- в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев)

самооценка на основе критерия успешности (Л)