Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 3
Авторы учебника: Н.Ф.Виноградова «Начальная школа XXI века»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.
Задачи:
- обучающие: формировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основании Москвы;
- развивающие: развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении;
- воспитательные: воспитание любви к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.
Методы обучения: деятельностный, создание проблемной ситуации; поисковый; наглядно-иллюстративный; словесный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: открытие новых знаний
Средства обучения для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.
Средства обучения для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Технологическая карта урока |
|||||
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . |
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». |
||||
- Прозвенел для нас звонок, Принимаемся за дело- |
Учащиеся готовятся к восприятию нового материала. |
самоопределение (Л) - самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности. (Р) |
|||
2. Актуализация знаний и |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
||||
Проверка домашней работы - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Предлагаю выполнить следующее задание и вспомнить материал прошлого урока. |
Дети отвечают на вопросы | - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг(П) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)
|
|||
1. Закончи предложения: 1. Потомки восточных славян…. 2. Во главе объединений славянских племен стояли…. 3. Первый русский князь был ….. 4. Древнерусское государство возникло 5. «Не ленитесь, ни обижайте никого…» такой наказ своим детям дал ….. |
Дописывают предложения. 1...русские, украинцы, белорусы |
||||
2. Рассказ о Ярославе Мудром по плану (р.т. с.5) |
- Речь идет о Москве. |
||||
3.Выявление |
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,«Чего мы ещё не знаем?»); |
||||
- Назовите тему урока. - Откройте учебник на странице. 22.
|
Учащиеся предполагают тему урока.
|
анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
|||
- Сформулируйте цели урока. | Цели: - Как и когда появилась «Московская Русь? |
||||
- Сегодня будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о Московской Руси. | |||||
4. Построение |
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению |
||||
Работа с картой. |
Рассматривают карту. Называют цвет территории Московского государства. |
выполнение пробного учебного действия (Р) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) извлечение необходимой информации из карты (П) подведение под понятие (П) установление причинно-следственных связей (П)
|
|||
5. Реализация |
Цель: Усвоение нового способа действий. |
||||
1.Работа в паре: «Почему Москва стала столицей?» - приведите причины, которые способствовали тому, что Москва стала столицей? -Действительно, среди других русских городов того времени Москва резко выделялась и своими размерами, вольготно раскинувшись на холмистых берегах нескольких рек, и обилием жителей – бояр, купцов, стрельцов и ремесленников, и своими крепостными стенами, поражавшими заезжих иностранцев мощью и протяжённостью. Славилась столица России и своими соборами. Главным отличием Москвы от других русских городов было то, что в Московском Кремле, на высоком «столе» (престоле), восседали православные государи. По этой причине её называли «стольным градом». |
Ответы детей а) - одна причина усиления Москвы – выгодное географическое положение; б) – вторая, центральное положение по отношению к другим княжествам; в) – третья, центральное положение, по отношению к потокам переселенцев- славян; г) - четвертая, население Москвы быстро росло, город расширялся и богател. |
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) построение логической цепи рассуждений (П); слушать собеседника, вести диалог (К); определять наиболее эффективный способ достижения результата (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения(Л);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор (Л)
|
|||
2. - Кто стал первым царем Московской Руси? Рассказ ученицы. Перечитайте и дополните ответ (на стр.24 учебника) |
Читают текст и дополняют рассказ. | ||||
3 .Просмотр рубрики «Картинная галерея». |
Рассматривают картину. |
||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению. |
||||
Самостоятельная работа Р.Т. с.7 №11 |
Учащиеся выбирают и выполняют самостоятельно с обязательной самопроверкой. |
- умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться (Л);
|
|||
7. Включение в систему знаний и повторение |
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, осознание метода построения, границ применения нового знания. |
||||
- Итак, наше знакомство с Подведем итог. |
Отвечая на вопросы, обосновывают свой ответ. |
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
|||
8. Рефлексия. |
Цель: Самооценка результатов деятельности. |
||||
Объявление и комментирование оценок. Учитель предлагает задание по выбору: - Оцените свою деятельность. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. |
-адекватно оценивать самооценка на основе критерия успешности (Л) |