Экологическая игра для учащихся 4–9-х классов с презентацией

Разделы: Биология, География, Информатика, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


В современном сложном, динамичном и полном противоречивых тенденций мире острейшей проблемой стала проблема взаимоотношений человечества и природы. Именно человек как социальный и довольно мощный фактор биотической среды способен влиять на изменение экосистем различных уровней, выводя их из состояний устойчивости и самовозобновления.

Каким бы незначительным, на первый взгляд, ни казалось какое-либо растение или животное, оно вносит свой незаменимый вклад в обеспечение устойчивости не только своей местности, но и биосферы в целом. А от экологического равновесия зависит все то, без чего не может жить человек – продуктивность почв, лесов и морей, чистота пресной воды и воздуха, обеспеченность продуктами питания и все остальное. Таким образом, естественное биологическое разнообразие – это необходимое условие выживания человечества. Но в последние два столетия под влиянием деятельности человека естественный ход экологических процессов нарушился. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, радикальное преобразование ландшафтов, уничтожение мест обитания животных и растений, загрязнение окружающей среды привели к резкому сокращению биоразнообразия и даже к изменению климата на планете.

В связи с недостаточным вниманием к данной проблеме экологические правонарушения стали нормой в общественном сознании, человек недооценивает их опасности.

 Цель данного проекта: содействовать повышению уровня информированности учащихся по вопросам обеспечения экологической безопасности и вовлеченности населения в решения социально-экологических проблем страны.

Задачи:

  1. Повысить эффективность системы экологического образования и просвещения населения.
  2. Реализовать в системе экологического образования и просвещения практический компонент, направленный на вовлечение учащихся школы в выявление и решение экологических проблем;
  3. Разработать мероприятия по экологическому просвещению и формированию экологической культуры учащихся;
  4. Формировать правовые навыки молодежи в области экологии;
  5. Формировать навыки саморазвития и самообразования;             
  6. Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации;
  7. Развивать умения выявлять главное, четко формулировать мысли;
  8.  Развивать   коммуникативные умения учеников; 
  9.  Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

На каждом этапе работы над проектом должен быть свой конкретный продукт! Поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.

Этап проекта

Что делали?

Продукт

Организационный

Происходила подготовка учащихся к работе над проектом. Проведены такие мероприятия:

  1. Урок: Экологический след человека.
  2. Тест по определению экологического следа.
  3. Классный час: Хранители воды.
  4. Беседа: Мобильные технологии для экологии
  5. Экоурок. Разделяй с нами.
  6. Особо охраняемые территории: заповедники и национальные парки.

Осознание проблемной области (постановка проблемы).  Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Планирование

Происходит распределение обязанностей между членами рабочей группы. Поэтапное распределение исследовательских задач проекта.

График выполнения работ

Поиск информации

Определение источников информации
Планирование способов сбора и анализа информации.
Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
Организационно-консультационные занятия. Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

Итогом этого этапа проекта был сбор информации. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Написание работы

 Работали над формулировкой вопросов игры и ответов на эти вопросы. Составление буклетов и презентации. В процессе работы над проектом учащиеся выполняли зарисовки животных и растений. занесённых в красную книгу. Это помогло в работе над созданием плакатов, а так же в оформлении книги. Предварительно создавались  эскизы плакатов, а затем выполнялись работы в компьютерной графике и красками на формате А-3. Среди школьников прошёл конкурс экологического плаката  «Наш дом - Земля!».
Две призовые работы помещены в презентацию.

Обучающиеся в 4 классе дети создали  под руководством учителей информатики и изобразительного искусства книжку-раскладушку  «Их надо спасти». Работы предварительно выполнялись в эскизах карандашом, а затем на компьютере. Каждый школьник создавал в компьютерной графике рисунок, посвящённый одному из животных или растений красной книги Москвы. На основе компьютерной графики детей была создана эта книга.

Среди творческих заданий было  так же создание предметов, полезных в быту из вторичного материала. Стеклянные баночки из под кофе, кетчупа и детского питания послужили прекрасной основой для вазочек.  Использованные пластиковые тарелочки были расписаны для оформления  новогодних мероприятий школы

Своя игра, буклеты, плакаты, книжка-раскладушка, поделки из вторсырья. Презентация.

Презентация

Рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Выступление.

Этап подведения итогов работы над проектом

Анализируем работу, даем оценку успешности достижения целей и намечаем перспективы на будущее.

Оценочный лист:
1. Была ли достигнута цель проекта?
2. Проблемы, возникшие при работе над проектом.
3. Что удалось в проекте?

Заключение.

Происходящие изменения в общественной жизни на современном этапе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент ставиться на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На наш взгляд такой формой образовательной деятельности может быть проект.

Проект призван решать одну из острых проблем – экологическую – путем использования современных информационных технологий, различных форм работы с информацией и, как результат, приобщит подростков и молодежь к чтению литературы по этой теме.    Этот проект способствует расширению кругозора учащихся, развивает творческое художественно-образное мышление.  В ходе работы над проектом происходит обогащение эмоционально-духовной сферы, развитие познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества учащихся.

Результаты данного проекта имеют методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.

Пояснения к презентации.

  • На игровом поле (слайд 3) для перехода к определенному вопросу щелкнуть в центре соответствующей кнопки. На слайде с вопросом, если ответ верный, для возврата  к игровому полю щелкнуть по стрелке, а если нет, то щелкнуть по полю слайда для перехода к следующему слайду с правильным ответом, с которого также можно вернуться к игровому полю, щелкнув по стрелке.
    На слайде 36 используется анимационный эффект  по щелчку для просмотра страниц книги.
  • На игровом поле (слайд 3) для перехода к определенному вопросу щелкнуть в центре соответствующей кнопки. На слайде с вопросом, если ответ верный, для возврата  к игровому полю щелкнуть по стрелке, а если нет, то щелкнуть по полю слайда для перехода к следующему слайду с правильным ответом, с которого также можно вернуться к игровому полю, щелкнув по стрелке.
    На слайде 36 используется анимационный эффект  по щелчку для просмотра страниц книги.

Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ сборник методических рекомендаций: Самара, 2003
  4. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  6.  Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000, №4.
  7.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  8. Ступницкая М.А. Что такое проект?  Москва: Первое сентября, 2012.
  9. М.В.Лукьянов Искусство плаката  Москва  «Юный художник», 2003