Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка в ходе межнационального общения

Разделы: Начальная школа


Наша страна Россия особенная: здесь живут представители более 180 народов, говорящих на 270 языках и диалектах.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является “методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования” [5,6], современным национальным идеалом становится “высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации” [5,11].

Организация межэтнического и межкультурного общения и взаимодействия в условиях общеобразовательных учреждений предполагает активное и целенаправленное сотрудничество семьи, школы, учреждений дополнительного образования и др.

Основным принципом государственной политики в сфере современного российского образования является организация образовательной деятельности, ориентированной на многомерное культурное и языковое пространство народов России, их консолидацию, формирование общероссийской гражданской идентичности на базе и во взаимосвязи с этнокультурными особенностями и традициями народов в условиях многонационального государства.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 года №1666, отмечается, что основным вопросом государственной национальной политики Российской Федерации, требующим особого внимания государственных органов, по-прежнему является сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации (не исключая русский народ), укрепление их духовной общности. При этом как эффективный путь сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества рассматривается использование в системе образования двуязычия и многоязычия.

Сегодня роль учителя огромна, особенно в выстраивании содержания языкового блока и использовании методических приемов формирующих аналитическую деятельность обучающихся. На учителя начальных классов возлагается большая ответственность за формирование личности ученика, так как этот возраст представляет собой такой период становления личности, когда формируется чувство любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств, уважения к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания [3].

Содержание работы направлено на формирование любви к Родине, воспитание гражданственности. Сначала формируется понятие о малой родине, затем понятие о России как родины разных народов, как дружной семьи этих народов, затем понятие о конкретной семье как частице одной большой Родины[10].

Этим была вызвана потребность работы по формированию общероссийской гражданской идентичности младших школьников. Основными положениями стали: знание культуры своего народа, позитивное восприятие себя как части культуры, толерантное отношение к другим культурам; изучение истории языка, истории народа, воспитание патриотизма и позитивной гражданской идентичности.

Сегодня на достижение метапредметных результатов должен быть направлен весь учебный процесс. В урочной и внеурочной деятельности мы должны использовать такие технологии, которые позволяют формировать и развивать метапредметные умения.

Усиленное внимание к культурно-исторической стороне изучаемых явлений языка предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Дагестан имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к малой родине и оказывает влияние на формирование личности учащегося, а также развивает интерес к лингвистике вообще.

Я, как учитель начальных классов, вижу необходимость усиления обучающего и воспитательного эффекта преподавания русского языка с учетом регионального компонента.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников в процессе работы – радость открытия, в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну.

“Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает”, – писал Д.С. Лихачев. Именно благодаря языку человек ощущает себя частью своего народа, и в единении с ним обретает силу духа и красоту души. Изучение родного языка в большей степени должно быть ориентировано на трансляцию родной культуры, литературы, национальных традиций во взаимосвязи с культурой других народов. На уроках родного языка и дагестанской литературы мы знакомимся с обычаями, обрядами, традициями, устным народным творчеством народов, проживающих в нашей республике.

В России все языки в статусе родных, в том числе и русский язык, равноправны независимо от сфер их функционирования, численности носителей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016г. № 637-р была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. В документе подчеркивается, что требуется разработка методик преподавания русского языка в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.

В современной дагестанской многонациональной школе с русским языком обучения, отдельной проблемой является организация межнационального общения детей внутри различной этничности Дагестана, где каждый из членов группы испытывает определенные трудности интерферентного характера в общении на русском языке, выступающем и в качестве языка обучения, и межнационального общения.

Поэтому приоритетным направлением работы учителя начальных классов является развитие и формирование коммуникативных универсальных учебных умений детей-билингвов, так как именно они станут фундаментом на последующих ступенях обучения и повысят потребность в социализации через общение.

А также, овладение системой речевой и языковой подготовки послужит основой обучения по всем предметам.

Учителю, работающему в условиях билингвизма в полиэтническом регионе (Республика Дагестан), необходимы знания специфики региона, одна из которых заключается в необходимости учета влияния родных языков учащихся (речь идет о классах со смешанным национальным составом) на процесс усвоения русского языка [7, с.69]. Поэтому свою работу строю на индивидуальном подходе в обучении, создании ситуации успеха, стимулирующей самоактуализацию и самовыражение учащихся.

Стремясь пробудить у учащихся языковое чутье, интерес к языку, я провожу систематическую работу, которая предусматривает использование различных технологий (сотрудничества, проектных, интерактивных (тренинги, ролевые игры и др.), информационно-коммуникационных, мультимедиа) и разнообразных методов (дискуссия, ролевая игра, моделирование ситуаций, анализ реальных ситуаций и др.) а также уроки-путешествия, уроки-игры с использованием малых жанров фольклора, которые являются благоприятным источником и опорой в деле патриотического воспитания младших школьников. Поэтому для развития речи и осознания общечеловеческих ценностей на своих уроках использую загадки, пословицы, поговорки, сказки. Младшие школьники осваивают не только значение того или иного слова, но и приобщаются к культуре народа, его мудрости, сравнивают отношение к миру разных народов, находят общие черты их менталитета. На таких уроках учащиеся проявляют интерес к традициям, быту, культуре своего народа и других народов России. Эту работу провожу не только на уроках, но и во внеурочных мероприятиях. На них учащиеся овладевают умениями применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности на практике и в жизни.

Стабильность современного общества и государства в целом зависит от степени сформированности общероссийской гражданской идентичности (Путин В.В. Выступление Президента РФ на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 24 августа 2012г.)

Таким образом, цель моей работы - формирование у младших школьников общероссийской гражданской идентичности; патриотизма, укрепление дружбы между народами России и Дагестана; воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении к духовно-нравственным ценностям народов России.

Литература

  1. Арефьева О.М. Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся-билингвов / О.М. Арефьева // Мир образования – образование в мире. – 2011. – №1. – С. 116-123
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Волкова И.А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках чтения. /И.А. Волкова. 2015.
  4. Гебекова А.Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения как одно из требований ФГОС НОО /А.Н. Гебекова // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – №15. – С. 79-81
  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/ М., 2011
  6. Кондаков А.М. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Маммаева П. Х., Исаева Ж. А. Справочные учебно-методические материалы для учителей начальных классов Республики Дагестан. Махачкала. 2009, с. 69
  8. Магомедов Г. И., Шурпаева М. И., Судакова Н. Я. Программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов дагестанской национальной школы, 2009, с. 3
  9. Родионова Е.Л. Патриотическое воспитание как основа гражданского становления личности ребенка /Е.Л. Родионова // Практика школьного воспитания. – 2010. – №2, с.2
  10. Соколова П.Ю. Факультативный курс “Народы России: азбука дружбы и общения” / П.Ю. Соколова// Начальная школа. – 2012. – №7. – С.59-62
  11. Чупалова Д.Г. Воспитание любви к Родине в поликультурном детском коллективе. / Д.Г. Чупалова // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – №15. – С. 46-49