Цель: мотивировать кандидатов в замещающие родители на интерактивное обучение в рамках Школы приемных родителей (ШПР).
Задачи:
- исследование наличного уровня родительской компетенции у слушателей ШПР как кандидатов в замещающие родители;
- осознание кандидатами в замещающие родители своих зон ближайшего развития;
- формирование у кандидатов в замещающие родители мотивации к обучению.
- развитие навыка взаимодействия в группе.
План занятия:
Представление тренера и введение правил работы группы.
- Упражнение “Давайте знакомиться”.
- Упражнение “Диалог в парах: все хорошее за 100 секунд”.
- Упражнение “Диалог в тройках: интересный факт”.
- Упражнение “Диалог в четверках: недавнее событие”.
- Анкета “Анкета оценки знаний принимающих родителей” (авторы Николаева Е.И., Япарова О.Г.; адаптация Глазуновой Ж.И., Давыдовой Т.Н.).
- Исследовательско-формирующее упражнение “Проблемные ситуации”.
- Мини-лекция “Цели, задачи и темы психологического блока ШПР. Формы и методы работы”.
- Упражнение “Летающие имена”.
- Шеринг.
Время: 4 академических часа.
1. Представление тренера и введение правил работы группы.
Цель: представиться участникам, ввести правила работы группы.
Материалы: не требуются.
Время: 10 минут.
Содержание: ведущий рассказывает о себе, спрашивает участников об их опыте участия в тренинговой работе и вводит правила работы группы.
Правила работы группы:
- Правило “безопасность группы” (рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников).
- Правило активности (чем больше вы будет проявлять активность, тем больший результат вы получите от тренинга).
- Правило “здесь и теперь” (обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе).
- Правила обратной связи (говорить по-существу, каждый говорит за себя и от своего имени, один говорит, другие – слушают, без оценок).
- Правило “уважение к другим” (по возможности не пропускать занятия, не опаздывать на занятия, если опоздали на занятие, сесть за круг и подождать, когда закончится упражнение и тренер пригласит в общий круг, отключить мобильные телефоны или поставить на виброзвонок).
2. Упражнение “Давайте знакомиться”.
Цель: снять мышечное напряжение, познакомить участников друг с другом.
Материалы: не требуются.
Время: 15 минут.
Содержание: группе предлагается встать со своих мест и начать ходить по комнате. Задача участников – поздороваться за руку с каждым из коллег. Физический контакт всегда сопровождается эмоциями, что, как известно, облегчает запоминание любого материала, в том числе и имен. В то же время рукопожатие – социально нейтральная форма телесного контакта, которая обычно не вызывает у участников группы смущения или настороженности.
Во время рукопожатия нужно смотреть друг другу в глаза и представляться по имени: “Я – Алла”, “Я – Владимир”, “Я – Светлана”. Кроме имени, ничего называть не надо. Участникам нужно попытаться запомнить имя и облик каждого из своих коллег по группе. Когда каждый поздоровается за руку с каждым, первый круг заканчивается.
Во втором круге участники снова обмениваются рукопожатиями, но в этот раз они уже не сами представляются друг другу, а обращаются по имени к партнеру. Формы обращения могут быть следующими: “Здравствуйте, Алла!”, “Доброе утро, Владимир!”, “Рад вас здесь видеть, Светлана!”. Если участнику не удается вспомнить имя того, с кем он обменивается рукопожатием, ему нужно переспросить. Второй круг заканчивается тогда, когда завершится вторичный обмен рукопожатиями.
3. Упражнение “Диалог в парах: все хорошее за 100 секунд”.
Цель: снять эмоциональное напряжение, продолжить знакомить участников друг с другом.
Материалы: колокольчик.
Время: 15 минут.
Содержание: группа разбивается на пары (при нечетном количестве участников в работу включается тренер) следующим образом: участники активно перемещаются по комнате. Как только тренер звонит в колокольчик, и называет какую-либо цифру (в данном случае – два), участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.
Ведущий: “Теперь в парах вам нужно рассказать друг другу о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой его внимательно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Задача слушающего – узнать о партнере как можно больше хорошего, задача говорящего – как можно больше хорошего о себе рассказать. Через 100 секунд я дам сигнал (прозвоню в колокольчик), и вы поменяетесь ролями. Тот, кто слушал, начнет говорить, тот, кто говорил – начнет слушать. Еще через 100 секунд я дам новую инструкцию”.
Ведущий: “Сейчас мы соберемся в круг, и каждый расскажет, что хорошего он узнал о другом. Если ваши слова будут переданы неверно, можно вмешаться и поправить”.
4. Упражнение “Диалог в тройках: интересный факт”.
Цель: продолжить углубленное знакомство участников друг с другом.
Материалы: колокольчик.
Время: 15 минут.
Содержание: группа разбивается на тройки путем счета на 1, 2, 3, 4 (если в группе 12 человек) и дальше (если в группе большее количество человек). Когда участники рассчитаются, они образовывают мини-группы по номеру расчета: первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. Если не образуется ровное количество троек, то пусть останется пара, а если остался один человек, то пусть он образует с одной мини-группой четверку.
Ведущий: “Теперь в мини-группах вам нужно рассказать друг другу какой-либо факт, связанный с вашим именем. Вы называете свое имя и рассказываете то, что связано с вашим именем (происхождение, кто назвал, как история стоит за именем и т.д.)”.
Затем участники каждой из мини-групп рассказывают друг о друге (первый о втором, второй о третьем, третий о первом) то, что они узнали об имени соседа. После того, как все мини-группы выскажутся, участники снова образуют общий круг.
5. Упражнение “Диалог в четверках: недавнее событие”.
Цель: продолжить углубленное знакомство участников друг с другом.
Материалы: не требуются.
Время: 15 минут.
Содержание: участники группы разбиваются на четверки по следующему критерию: кто ни разу не пересекался в мини-группах, кто хотел бы узнать о другом участнике побольше. Объединившись в группы, участники рассказывают друг другу по очереди о каком-либо значимом событии своей жизни. После работы в мини-группах, участники садятся в большой круг. Ведущий просит участников поделиться информацией друг о друге, кто, что узнал.
6. Анкета “Анкета оценки знаний принимающих родителей” (авторы Николаева Е.И., Япарова О.Г.; адаптация Глазуновой Ж.И., Давыдовой Т.Н.).
Цель: исследовать наличный уровень родительской компетенции у слушателей ШПР как кандидатов в замещающие родители.
Материалы: ручки, бланки анкет (Приложение 1).
Время: 10 минут.
Содержание: ведущий раздает анкеты и дает следующую инструкцию: “Отметьте любым удобным для Вас способом один из вариантов ответа (“да”, “нет” или “не знаю”), на приведенные ниже утверждения. Вы отвечаете в соответствии с вашими знаниями и опытом”. Никаких комментариев больше давать не следует. По мере того, как участники заполняют анкеты, ведущий их собирает.
7. Исследовательско-формирующее упражнение “Проблемные ситуации”.
Цель: исследование кандидатами в замещающие родители уровня своей родительской компетенции и осознание своих зон ближайшего развития.
Материалы: лист-задание “Когда ребенок попадает в замещающую семью, с чем столкнется семья?”. Карточки с проблемными ситуациями (Приложение 2).
Время: 50 минут.
Содержание: участники делятся по порядку на 1, 2, 3. Первые номера собираются там, где обозначает ведущий, вторые – в другом месте зала, третьи – в третьей зоне, чтобы были организованы мини-группы. Каждая подгруппа получает лист с заданием-вопросом: “Когда ребенок попадает в замещающую семью, с чем столкнется семья?”. После 5 минут обсуждения, каждая из групп зачитывает то, что у нее получилось. Далее участники остаются в своих мини-группах и получают по три карточки с ситуациями и отвечают на вопрос: “Что делать семье?”. После 5 минут обсуждения, участники, оставаясь в своих подгруппах, начинают взаимодействие между собой. Одна группа из роли ребенка, т.е. зачитывает ситуации, вторая – из роли родителя, решает, сто с этими ситуациями делать, как быть родителями, как помочь ребенку, третья группа находится в роли наблюдателя, т.е. наблюдает за тем, что происходит.
Шеринг после упражнения: Когда каждая из мини-групп побывает во всех трех ролях, ведущий обращается к участникам и просит ответить на вопрос из роли наблюдателей: “Как вы думаете, что могли чувствовать замещающие родители, столкнувшись с такими ситуациями?”. Отвечают те участники, которые хотят. Ведущий принимает все чувства, тех, кто высказывается, мотивируя тем самым группу дать как можно больше ответов и высказаться как можно большее количество участников.
8. Мини-лекция “Цели, задачи и темы психологического блока ШПР. Формы и методы работы”.
Цель: познакомить слушателей ШПР с целями, задачами, темами психологического блока, а также формами и методами тренинговой работы.
Материалы: текст мини-лекции (Приложение 3).
Время: 15 минут.
Содержание: ведущий знакомит кандидатов в замещающие родители с целями, задачами, темами психологического блока ШПР, а также формами и методами тренинговой работы.
9. Упражнение “Летающие имена”.
Цель: закрепить запоминания имен, настроить участников группы на последующие занятия.
Материалы: 10 метров бельевой резинки белого цвета.
Время: 15 минут.
Содержание: участники сидят в кругу. У одного из них в руках клубок резинки. Он бросает кому-то из группы этот клубок, называя при этом имя того, кому перебрасывает мяч: “Внимание, Ольга!”. Ведущей рукой человек кидает клубок следующему, а неведущей – придерживает нитку, натягивая ее между собой и партнером. Получивший клубок должен поблагодарить кидавшего: “Спасибо, Зина!”. Если кто-то вдруг забыл имя, то другие могут помочь. Каждый должен поучаствовать минимум один раз. К концу упражнения в кругу оказывается сотканным целое полотно. После того, как закончится первый этап упражнения, участники, держа в руках получившееся полотно, по кругу говорят друг другу пожелания.
10. Шеринг.
Цель: рефлексия прошедшего занятия.
Материалы: не требуются.
Время: 20 минут.
Содержание: ведущий задает участникам следующие вопросы: “С чем вы сегодня уходите?”, “Что вы сейчас чувствуете?”. Каждый участник по кругу на них отвечает.
Список литературы.
- Авидон И.Ю., Гончукова О.П. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь. 2010. 256 с.
- Николаева Е.И. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот. М.: ООО “Издательство “Проспект”. 2010. 184 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство “Речь”. 2010. 224 с.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. 3-е изд. М.: Генезис. 2011. 240 с.
- Фопель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис. 2011. 336 с.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь. М.: Смысл. 2002. 80 с.
- Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга. Учебное пособие. Челябинск: Издательство ЮУрГУ. 2008. 44 с.