Участники: дети подготовительной к школе группы - 26, родители воспитанников, педагог группы
Место реализации: МОУ Центр развития ребенка № 5, группа 05
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный
Актуальность
В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый день мы выбрасываем всевозможные картонные коробки, пластиковые бутылки, баночки, пробки, одноразовую посуду и вряд ли задумываемся о том, что ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей и идей для творчества, и очень многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, детской поделки или игрушки.
Потребность в рациональном использовании отходов становиться с каждым днём всё более актуальной. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды! Поэтому, для того, чтобы решить эту проблему, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам, с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли среду в качестве отходов.
Проблема: что же делать с мусором, которого так много?
Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование у детей положительного отношения к окружающей среде, привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам, к эффективному вторичному использованию отходов в целях охраны окружающей среды.
Задачи проекта:
1. Формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.
2. Развивать творческие способности детей и родителей. Оптимизировать детско-родительские отношения.
3. Показать на примере работ, как можно вторично использовать отходы в целях бережного отношения к окружающей среде.
4. Насыщение предметно-развивающей среды группы полезными поделками из ненужных вещей.
Прогнозируемые результаты
1. Привлечение внимания детей и родителей к проблеме сохранения чистоты окружающей среды на примере рационального использования отходов.
2. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
3. Продуктивное использование ненужных вещей в целях сохранения окружающей среды;
4. Изготовление поделок для предметно - развивающей среды группы.
Технология проекта и этапы реализации плана проекта
I этап - подготовительный
Основными задачами на этом этапе были изучение методической литературы по данной проблеме, определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта.
На этом этапе важно было заинтересовать детей и родителей проблемой накопления огромного количества отходов и необходимостью их вторичного использования в целях бережного отношения к окружающей среде.
План реализации подготовительного этапа:
№ п/п | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники |
1. | Сбор информации из различных источников об использовании ненужных вещей | декабрь | Воспитатели, родители |
2. | Сбор и подготовка необходимого материала для изготовления различных поделок | декабрь | Воспитатели, дети, родители |
3. | Анкетирование родителей | декабрь | Воспитатели, родители |
4. | Составление плана реализации проекта | декабрь | Воспитатели |
II этап - основной
Для реализации основного этапа был подобран материал для бесед и занятий с детьми и родителями, собран материал для изготовления различных поделок, составлен план работы по реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники |
1. | Беседа "Какой вред может нанести природе мусор?" | декабрь | Воспитатели, дети |
2. | Экскурсия по улицам города. | декабрь | Воспитатели, дети, родители |
3. | Занятие "Чудеса для детей из ненужных вещей" | январь | Воспитатели, дети |
4. | Игра-викторина "Берегите наш город от мусора" | январь | Воспитатели, дети |
5. | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим играм по правилам дорожного движения. | январь | Воспитатели, дети, родители |
6. | Экологическая игра "Любите Землю-матушку" | февраль | Воспитатели, дети |
7. | Конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь" | февраль | Воспитатели, дети |
8. | Изготовление музыкальных шумовых инструментов, различных видов театра | февраль | Воспитатели, дети, родители |
9. | Составление творческих рассказов на тему "Истории не выброшенных вещей" | февраль | |
10. | Мастер-класс для детей и родителей "Ненужных вещей не бывает" | март | Воспитатели, дети, родители |
11. | Изготовление нестандартного физкультурного оборудования | март | Воспитатели, дети, родители |
12. | Беседа "Береги свою планету" | март | Воспитатели, дети, родители |
13. | Украшение участка поделками, изготовленными из ненужных вещей | март | Воспитатели, дети, родители |
Для привлечения внимания детей к проблеме загрязнения окружающей среды были проведены разнообразные мероприятия, направленные на формирование у детей экологически грамотного поведения.
Из беседы "Какой вред может нанести природе мусор" дети узнали о последствиях некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, получили представления о разумном использовании некоторых бытовых и хозяйственных отходах.
Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше? Подумали и решили украсить свою группу разнообразными поделками, пополнить атрибутами для игр, занятий.
Всевозможные коробки - благодатный материал для детской творческой игры. Первое, что мы сделали из картонных коробок, маленьких и больших, - это атрибуты для сюжетно-ролевых, дидактических игр, что доставило огромное удовольствие детям, вызвало бурю эмоций и восторга.
Фантазия и немного времени - нам этого, оказалось, достаточно, чтобы изготовить из пластиковых заготовок нестандартное оборудование и игры для центра физического развития, целую коллекцию шумовых инструментов для музыкального центра.
Дети просто обожают киндер-сюрпризы. После того, как шоколад съеден, а игрушки присоединились к своим товарищам на полках шкафчика, остаются пластиковые яйца, из которых у нас получилось еще одно нестандартное оборудование - скакалка.
Стаканчики и соломинки. Из них тоже может кое-что получиться. Мы решили превратить их... и превратили! Сначала один, потом еще один...и теперь у нас в группе живет семейство паучков и семейство пингвинов. Неуемная фантазия и смелое воображение и на столе появились царевна - лягушка, бычок - смоляной бочок, волк и семеро козлят и многие другие герои сказок.
Большой интерес у детей и родителей вызвал объявленный конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь". Большинство из них приняли в нем активное участие, изготовив свою оригинальную поделку.
Не обошли вниманием и свой участок, мы украсили его красивыми поделками, изготовленными совместно с детьми и родителями.
III этап - заключительный
Для реализации заключительного этапа проекта "Вторая жизнь вещей из отходов!" мы использовали весь материал, изготовленный в ходе проекта. Итоговым мероприятием стало представление результатов нашего проекта родителям. Мы с большим удовольствием оформили выставку работ, сделанных детьми совместно с воспитателями, родителями. Ребята с гордостью продемонстрировали поделки, которые мы изготовили для различных центров группы.
№ п/п | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники |
1. | Экологическая акция для родителей и детей на тему: "Чистая улица": чисто не там, где убирают, а там, где не сорят" | март | Воспитатели, родители, дети |
2. | Выставка детско-родительских работ "Вторая жизнь вещей из отходов" | март | Воспитатели, дети, родители |
3. | Представление результатов проекта родителям | март | Воспитатели, дети, родители |
Итоги реализации проекта
В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Для этого нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. У нас фантазии не занимать, доказательство тому - наши готовые поделки. Мы сделали их из отходов, чтобы наглядно показать, что некоторым из них можно подарить вторую жизнь, тем самым сохранив нашу планету от мусора. И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с различными материалами.
Список используемой литературы:
- Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду, М: Издательский дом "Карапуз", 2001г.
- С.Н.Николаева Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2010г. СПб "Детство- Пресс", 2008г.
- О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию! СПб "Детство- Пресс", 2008г.
- И.А. Лыкова "Художественный труд в детском саду" (конспекты занятий и методические рекомендации).
- В.Морозова "Забавные поделки из подручных материалов".
- М. Костюченко "Поделки из бросового материала".
- Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. - М.: Эксмо, 2012. - 512 с.
- Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. - М.: АСТ:Астрель, 2008. - 210 с.
- Е.Цамуталина "100 поделок из ненужных вещей".