Урок на тему "Географические открытия в Сибири и их научное значение". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Педагогические цели Создать условия для формирования представлений об географических открытиях Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова и др. Познакомить с научным и практическим значением открытий первопроходцев.
Тип урока комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные: Проводят оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому; характеризуют личность атамана Ермака.

Сопоставляют различные мнения, анализируют исторические события, выделяют и обобщают их существенные признаки, делают собственные выводы, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.

Знают хронологические рамки освоения Сибири, названия первых острогов и деревень; условия труда первопроходцев; морские и речные пути проникновения в Сибирь промышленников Поморья, мотивы походов.

Раскрывают значение понятия “землепроходцы”, характеризуют их заслуги. Читают историческую карту с опорой на легенду. Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве

Понимают разницу между историческими фактами и мнениями.

Усваивают новые понятия и термины.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют работать с исторической картой; овладевают приемами рационального чтения, выделяют существенную информацию из текста; представляют результаты своей деятельности в табличной форме.

коммуникативные: владеют культурой речи; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки; оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние;

Личностные: понимают необходимость учения; учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений.

Межпредметные связи география, литература
Образовательные ресурсы Инновационный учебно-методический комплекс “История”. Учебное пособие для образовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений РФ /отв. ред. : В.А. Зверев, О.М. Хлытина. - М.: ООО “Интеграция: Образование и наука”, 2015. - 218 с., илл, карты.
  • Презентация “Первооткрыватели и землепроходцы в Сибири XVII в.”, подготовленная учителем;
  • видеофрагмент “Освоение Сибири” (История. РФ) 4.44 мин
  • карта “Сибирь в XVII веке”
Оборудование экран, компьютер, проектор
Основное содержание темы, понятия и термины Первопроходцы Сибири. Условия повседневного труда первопроходцев. Практическое и научное значение открытий первопроходцев. Географические открытия. Ясачные книги, Мангазея, кочи, дощаники, мягкая рухлядь, рыбий зуб
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации и совзаимодействия на уроке Планируемые результаты Формы контроля
предметные формируемые умения (УУД)
I. Организационный момент   Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. фронтальная   личностные: понимают необходимость учения  
II. Актуализация и проверка знаний Беседа по пройденному материалу - Покажите на карте путь отряда Ермака от реки Чусовой до Кашлыка.

- Перечислите в хронологическом порядке события похода Ермака.

- Объясните, почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах.

- На основе составленной дома таблицы приведите факты об экспансии и колонизации при присоединении Сибири. Сделайте выводы об их соотношении.

Формулируют ответы, приводят примеры фронтальная Проводят оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому; характеризуют личность атамана Ермака.

Сопоставляют различные мнения, анализируют исторические события, делают собственные выводы, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.

коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач Устный опрос
III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Формулируют учебные задачи фронтальная   регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи  
IV. Изучение нового материала Просмотр видеофрагмента “Освоение Сибири” Предлагает обсудить: Каких людей называли землепроходцами, в чем их заслуги? Какие первые остроги и деревни были основаны на территории Формулируют ответы индивидуальная Знают хронологические рамки освоения Сибири, названия первых острогов и деревень. Раскрывают значение понятия “землепроходцы”, характеризуют их заслуги   Устные ответы
Работа с картой “Сибирь в XVII веке” Предлагает изучить карту “Сибирь в XVII веке” и выполнить следующие задания:

- найти маршруты походов землепроходцев

- провести анализ дат постройки острогов, сделать вывод о темпах освоения Сибири

Изучают карту, формулируют ответы.

учащиеся должны показать маршруты походов Е. Хабарова, С. Дежнёва, В. Пояркова, В. Атласова

Первые остроги Мангазея (1601), Томск (1604), Туруханск (1607). Быстрое заселение и основание большого количества острогов в 1632-1654 (14 шт).

фронтальная Читают историческую карту с опорой на легенду. Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют работать с исторической картой.

Коммуникативные: владеют культурой речи

Ответы на вопросы, работа с картой
Презентация Рассказ учителя с комментариями презентации, подробнее останавливаясь на наиболее существенных моментах. Кто они, первопроходцы Сибири? Условия их труда и быта. (Приложение) Слушают учителя. Делают краткие записи в тетради. индивидуальная работа Понимают разницу между историческими фактами и мнениями, знают морские и речные пути проникновения в Сибирь промышленников Поморья, мотивы походов.

Знают условия труда первопроходцев.

Усваивают новые понятия и термины: кочи, дощаники, шиверы

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Записи в тетради
Работа с историческим источником Предлагает разбиться на группы, прочитать документы: челобитные и отписки первопроходцев Сибири и выполнить задания

1. челобитная тобольского казака Ивана Реброва от 15 февраля 1649г. (с. 57-59)

2. отрывки из отписок Семена Дежнева (с.59)

изучают исторические источники (Приложение) и формулируют аргументированные ответы на вопросы работа в группах Познавательные: выделяют логические части текста и определяют в них главное.

Личностные: учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений

коммуникативные: обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Устный опрос
V.Первичное осмысление и закрепление знаний Работа с текстом учебника, составление таблицы Предлагает составить обобщающую характеристику практического и научного значения открытий первопроходцев, используя текст учебника. Ответ оформить в виде таблицы. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание индивидуальная работа анализируют исторические факты, выделяют и обобщают их существенные признаки познавательные: овладевают приемами рационального чтения, выделяют существенную информацию из текста; представляют результаты своей деятельности в табличной форме.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки

таблица
VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа - Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Каким образом вы их преодолели?

- Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние фронтальная   Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке
домашнее задание Составьте исторический портрет одного из первопроходцев Сибири. Подберите иллюстрации. Записывают домашнее задание Индивидуальная работа

Приложение 1

Приложение 2