Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об географических открытиях Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова и др. Познакомить с научным и практическим значением открытий первопроходцев. |
Тип урока | комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Проводят оценку
завоеванию и присоединению Западной Сибири к
государству Российскому; характеризуют личность
атамана Ермака. Сопоставляют различные мнения, анализируют исторические события, выделяют и обобщают их существенные признаки, делают собственные выводы, аргументированно отстаивают собственную точку зрения. Знают хронологические рамки освоения Сибири, названия первых острогов и деревень; условия труда первопроходцев; морские и речные пути проникновения в Сибирь промышленников Поморья, мотивы походов. Раскрывают значение понятия “землепроходцы”, характеризуют их заслуги. Читают историческую карту с опорой на легенду. Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве Понимают разницу между историческими фактами и мнениями. Усваивают новые понятия и термины. Метапредметные: Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют работать с исторической картой; овладевают приемами рационального чтения, выделяют существенную информацию из текста; представляют результаты своей деятельности в табличной форме. коммуникативные: владеют культурой речи; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки; оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние; Личностные: понимают необходимость учения; учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений. |
Межпредметные связи | география, литература |
Образовательные ресурсы | Инновационный учебно-методический
комплекс “История”. Учебное пособие для
образовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История
Сибири: история России через историю регионов.
Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений РФ /отв. ред. : В.А. Зверев, О.М. Хлытина. -
М.: ООО “Интеграция: Образование и наука”, 2015. - 218
с., илл, карты.
|
Оборудование | экран, компьютер, проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Первопроходцы Сибири. Условия повседневного труда первопроходцев. Практическое и научное значение открытий первопроходцев. Географические открытия. Ясачные книги, Мангазея, кочи, дощаники, мягкая рухлядь, рыбий зуб |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации и совзаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (УУД) | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | фронтальная | личностные: понимают необходимость учения | |||
II. Актуализация и проверка знаний | Беседа по пройденному материалу | - Покажите на карте путь отряда
Ермака от реки Чусовой до Кашлыка. - Перечислите в хронологическом порядке события похода Ермака. - Объясните, почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах. - На основе составленной дома таблицы приведите факты об экспансии и колонизации при присоединении Сибири. Сделайте выводы об их соотношении. |
Формулируют ответы, приводят примеры | фронтальная | Проводят оценку завоеванию и
присоединению Западной Сибири к государству
Российскому; характеризуют личность атамана
Ермака. Сопоставляют различные мнения, анализируют исторические события, делают собственные выводы, аргументированно отстаивают собственную точку зрения. |
коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач | Устный опрос |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. | Формулируют учебные задачи | фронтальная | регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Просмотр видеофрагмента “Освоение Сибири” | Предлагает обсудить: Каких людей называли землепроходцами, в чем их заслуги? Какие первые остроги и деревни были основаны на территории | Формулируют ответы | индивидуальная | Знают хронологические рамки освоения Сибири, названия первых острогов и деревень. Раскрывают значение понятия “землепроходцы”, характеризуют их заслуги | Устные ответы | |
Работа с картой “Сибирь в XVII веке” | Предлагает изучить карту “Сибирь в
XVII веке” и выполнить следующие задания: - найти маршруты походов землепроходцев - провести анализ дат постройки острогов, сделать вывод о темпах освоения Сибири |
Изучают карту, формулируют ответы. учащиеся должны показать маршруты походов Е. Хабарова, С. Дежнёва, В. Пояркова, В. Атласова Первые остроги Мангазея (1601), Томск (1604), Туруханск (1607). Быстрое заселение и основание большого количества острогов в 1632-1654 (14 шт). |
фронтальная | Читают историческую карту с опорой на легенду. Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве | познавательные: осознанно
строят речевые высказывания в устной форме,
умеют работать с исторической картой. Коммуникативные: владеют культурой речи |
Ответы на вопросы, работа с картой | |
Презентация | Рассказ учителя с комментариями презентации, подробнее останавливаясь на наиболее существенных моментах. Кто они, первопроходцы Сибири? Условия их труда и быта. (Приложение) | Слушают учителя. Делают краткие записи в тетради. | индивидуальная работа | Понимают разницу между
историческими фактами и мнениями, знают морские
и речные пути проникновения в Сибирь
промышленников Поморья, мотивы походов. Знают условия труда первопроходцев. Усваивают новые понятия и термины: кочи, дощаники, шиверы |
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Записи в тетради | |
Работа с историческим источником | Предлагает разбиться на группы,
прочитать документы: челобитные и отписки
первопроходцев Сибири и выполнить задания 1. челобитная тобольского казака Ивана Реброва от 15 февраля 1649г. (с. 57-59) 2. отрывки из отписок Семена Дежнева (с.59) |
изучают исторические источники (Приложение) и формулируют аргументированные ответы на вопросы | работа в группах | Познавательные: выделяют
логические части текста и определяют в них
главное. Личностные: учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений коммуникативные: обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности |
Устный опрос | ||
V.Первичное осмысление и закрепление знаний | Работа с текстом учебника, составление таблицы | Предлагает составить обобщающую характеристику практического и научного значения открытий первопроходцев, используя текст учебника. Ответ оформить в виде таблицы. | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание | индивидуальная работа | анализируют исторические факты, выделяют и обобщают их существенные признаки | познавательные: овладевают
приемами рационального чтения, выделяют
существенную информацию из текста; представляют
результаты своей деятельности в табличной форме. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки |
таблица |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | - Что мы изучали сегодня на уроке? - Какие вопросы вызвали у вас затруднения? - Каким образом вы их преодолели? - Что в новом материале вас заинтересовало? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся на уроке | |
домашнее задание | Составьте исторический портрет одного из первопроходцев Сибири. Подберите иллюстрации. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |