Технологическая карта урока алгебры на тему "Число решений систем линейных уравнений с двумя переменными". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Класс - 8б

Авторы УМК - ДорофеевГ.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: вырабатывать умение решать системы уравнений с двумя переменными, интерпретировать результат

Задачи урока:

  • Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию
  • Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, умение осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные: развивать умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации числа решений систем

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация “Системы линейных уравнений”, раздатка для групп “План исследования”, Памятки при работе в группе, карточки для рефлексии.

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, мобилизация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока  
2. Актуализация знаний (устная работа) Актуализация опорных знаний и способов деятельности 1. Организует устную работу

(презентация “Линейные уравнения с двумя переменными” - слайды №2-№9)

1. Отвечают на вопросы Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности Актуализация опорных знаний и способов деятельности Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

Сколько решений имеют системы, которые вы решали дома?

Отвечают на вопросы.

 

- одно решение

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения

4. Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока, выдвижение гипотезы Вопрос: как вы думаете, а всегда ли система имеет 1 решение?

Какой проблемный вопрос встает перед нами?

Высказывают свои предположения

Формулируют тему и цель урока – выяснить, сколько решений может иметь система, от чего это зависит

Записывают в тетрадь тему урока.

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели

5. Открытие нового знания, проверка гипотезы Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, создание мотивации на успех 1. Работа в группах.

Решать эту проблему мы будем в группах. Я предлагаю каждой группе план исследования системы. (приложение 1)

Перед началом работы хочу напомнить, что при работе в группе надо придерживаться определенных правил, которые вы знаете (памятки на партах – приложение 2)

1. Работают в группах: выполняют исследовательскую работу по определению числа решений систем, выясняют, от чего зависит число решений системы.

Записывают в тетрадях результат.

По мере выполнения каждая группа записывает свои выводы на доске. Размещает полученные графики в таблицу

Опорный сигнал записывается в тетрадь (приложение 3)

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывание общего решения

6. Первичный контроль 1. Применение новых знаний в учебной деятельности – первичное закрепление 1. Предлагает решить №642 – проговаривание в речи 1. 1 ученик решает на доске с проговариванием, все решают в тетрадях Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

2. Применение знаний в новой ситуации 2. Презентация - слайды № 10-11 - устно

Приведите примеры таких значений а, что система имеет одно решение

не имеет решения

\

Известно, что система имеет бесконечно много решений. Определите число a.

2. Отвечают:

 

 

а 2

а = 2

 

 

 

Рассуждают, приходят к выводу: а = 5

 
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону 3. №643 – работа в тетрадях    
7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания п.4.4,

№639(а),

№648(3,4)

Записывают домашнее задание  
8. Рефлексия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял

2. Выставляет оценки

1. Отмечают в карточках

(приложение №4)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Используемая литература.

1. Учебник “Алгебра 8”. Авторы: Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и другие. Издательство - М.: “Просвещение”, 2014 год.

2. Книга для учителя “Алгебра: поурочные разработки для 8 класса”. Авторы: С.А.Бокарева, Т.В.Смирнова. Издательство “Просвещение”, 2009 год.

3. Стандарты второго поколения. “Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы”. Москва “Просвещение” 2011


Приложение 1

План исследовательской работы.

1. Решить данную систему способом сложения.

2. Построить в одной системе координат график каждого уравнения системы.

3. Сравнить коэффициенты k и l? Cделать вывод.

4. Сравнить отношение коэффициентов при х, коэффициентов при y и свободных членов.

5. Сформулировать признак, по которому можно определить:

Система не имеет решений (1 и 4 гр.)

Система имеет бесконечное множество решений ( 2 и 5 гр.)

Система имеет единственное решение (3 и 6 гр.)


Приложение 2

Правила работы в группе (памятка)

1. Работать тихо, не мешать работать другим группам.

2. Не говорить всем сразу. Обращаться друг к другу по имени.

3. Всегда начинать работу с ознакомления с материалом, распределения заданий внутри группы;

4.  Слушать внимательно товарищей, отмечать прежде всего положительное, стараться работать хорошо.

5. Результатом работы группы является общее мнение.


Приложение 3

Заготовка на доске

  система для исследования сравнение отношения коэффициентов при x, y и свободных членов сравнение коэффициентов k и l геометрическая интерпретация вывод о количестве решений
1,4 гр. 3x - 2y = 9

3x - 2y = 5

       
2,5 гр. 4x - 2y = 6

2x – y = 3

       
3,6 гр. x – y = -1

2x + y = 4

       

Заполненный опорный сигнал

  система для исследования сравнение отношения коэффициентов при x, y и свободных членов сравнение коэффициентов k и l геометрическая интерпретация вывод о количестве решений
1,4 гр. 3x - 2y = 9

3x - 2y = 5

a1/a2=b1/b2 c1/c2 k1 = k2

l1 l2

прикрепляются

построенные графики

нет общих решений

прямые параллельны

2,5 гр. 4x - 2y = 6

2x – y = 3

a1/a2=b1/b2 = c1/c2 k1 = k2

l1 = l2

прикрепляются

построенные графики

множество решений

прямые совпадают

3,6 гр. x – y = -1

2x + y = 4

a1/a2 b1/b2 c1/c2 k1 k2 прикрепляются

построенные графики

1 решение

прямые пересекаются

Приложение 4. Рефлексия

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял