Наглядная геометрия. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


В рамках введения новых ФГОС появилась возможность час внеурочной деятельности посвятить пропедевтическому курсу наглядной геометрии. Представленная программа – продолжение ранее опубликованной программы наглядной геометрии в 5 классе (https://urok.1sept.ru/articles/559512/).

Ни для кого не секрет, что курс геометрии в средней и старшей школе плохо вписывается в отведенные два часа по учебному плану. Кроме большого объема фактических знаний, необходимо формировать у учащихся навыки применения этих знаний в решении задач, как вычислительных, так и на доказательство, развивать пространственные представления, образное и логическое мышление, а также навыки устных и письменных рассуждений. У детей с недостаточной математической подготовкой вызывает большую сложность решение геометрического блока задач на выпускном экзамене за курс основной школы.

Таким образом раннее введение расширенного (по сравнению с программными требованиями 5 – 6 классов) геометрического материала в доступной форме, с опорой на поисковые и исследовательские методы, практические задания способствует первичному восприятию сложных понятий и формированию навыков наблюдения, рассуждения, мышления.

Основная цель курса наглядной геометрии в 6 классе, как и в 5 – формировать интерес учащихся к изучению систематического курса геометрии на плоскости и в пространстве, облегчить восприятие материала как теоретического, так и практического на ступенях средней и старшей школы, развивать пространственные представления, все виды памяти и мышления, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выполнять чертежи.

Ниже представлено примерное содержание и практическая составляющая курса наглядной геометрии в 6 классе.

№ урока Тема Содержание, практическая составляющая.
1 Медиана треугольника. Биссектриса треугольника. Введение понятий через практическое построение. Отличие биссектрисы угла и биссектрисы треугольника. Построение (с помощью линейки и транспортира) медиан и биссектрис в остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольниках.
2 Высота треугольника. Повторение понятия перпендикулярных прямых и перпендикуляра к прямой. Введение понятия высоты треугольника через ее практическое построение с помощью линейки и угольника. Построение высот в остроугольном, прямоугольном и тупоугольном треугольниках.
3 Пересечение медиан, биссектрис и высот в равнобедренном треугольнике. Исследование вопроса о точке пересечения медиан (биссектрис, высот) треугольников. Построение медианы, биссектрисы и высоты равнобедренного треугольника, проведенного из его вершины. Свойство медианы (биссектрисы, высоты) равнобедренного треугольника.
4 Пересечение медиан, биссектрис и высот в равностороннем треугольнике. Построение медианы, биссектрисы и высоты равностороннего треугольника. Свойство медианы (биссектрисы, высоты) равностороннего треугольника. Решение простейших задач. Правила оформления геометрических задач.
5 Практическая работа. На чертежном листе: изобразить по три равных остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников. Построить в каждом виде треугольников по три медианы, биссектрисы и высоты. Указать точки пересечения данных отрезков (или их продолжений).

Рисунок 1

6 Решение простейших задач по теме “Медиана, биссектриса и высота треугольника”. Простейшие задачи на нахождение элементов треугольника по данным отрезкам или углам. Вырабатывать навык записи того, что дано, найти; делать чертежи, отмечать на них данные элементы и промежуточные результаты (ручкой другого цвета); записывать рассуждения по действиям с обоснованием.

Практический вывод об отношении отрезков медиан в точке их пересечения. Решение простейших задач на данный факт.

7 Вертикальные и смежные углы. Введение понятий через практическую работу определения градусных мер названных углов. Нахождение этих углов на различных чертежах. При этом определения вертикальных и смежных углов разбираются, но не заучиваются.
8 Решение простейших задач на вертикальные и смежные углы в рассматриваемых треугольниках. Простейшие задачи на нахождение углов в геометрических фигурах с применением свойств вертикальных и смежных углов. Отработка навыка записи геометрических задач.
9 Простейшие геометрические построения. Построение середины отрезка, биссектрисы угла и угла, равного данному. Отработка навыка названных простейших геометрических построений в разных конфигурациях.
10 Простейшие геометрические построения. Построения прямой, перпендикулярной данной и проходящей через данную точку, лежащую и не лежащую на данной прямой. Отработка навыка названных простейших геометрических построений в разных конфигурациях.
11 Построение медианы и биссектрисы треугольника. Применение навыка простейших геометрических построений для построения элементов треугольника (в разных конфигурациях).
12 Построение высот треугольника.
13 Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Применение навыка простейших геометрических построений для построения треугольников по известным компонентам. Обсуждение вопроса возможности построения треугольника по данным компонентам и единственности решения задачи.
14 Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам.
15 Построение треугольника по трем сторонам.
16 Решение задач на комбинированные построения. Построение прямоугольных треугольников по заданным компонентам.
17 Практическая работа. Выполнение всех видов простейших геометрических построений на чертежном листе.
18 Симметрия относительно точки. Симметрия в жизни. Виды симметрий. Введение понятия симметрии относительно точки. Построение геометрических фигур, симметричных данным относительно точки.
19 Симметрия относительно прямой. Введение понятия симметрии относительно прямой. Построение геометрических фигур, симметричных данным относительно прямой.
20 Параллельный перенос. Введение понятия параллельного переноса. Построение геометрических фигур с помощью параллельного переноса.
21 Поворот. Введение понятия поворота. Построение геометрических фигур с помощью поворота.
22 Решение практических задач. Все виды движений. Рассмотреть вопрос о фигурах, симметричных относительно точки, прямой.
23 Практическая работа. Проектная работа. Выполнить одно из рассмотренных движений (по вариантам) на примере любого рисунка, используя его шаблон.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Проектная работа: презентация “Симметрия вокруг нас”.

24 Призмы. Повторение основных элементов призм. Виды призм: прямая, правильная, наклонная. Рассмотреть указанные понятия на чертежах. Отрабатывать навык выполнения построений. Ввести понятие площади боковой и полной поверхности прямой призмы. Решение простейших задач.
25 Пирамида. Повторение основных элементов. Правильная пирамида. Рассмотреть указанные понятия на чертежах. Отрабатывать навык выполнения построений. Решение простейших задач на вычисление поверхностей тел вращения.
26 Конус. Цилиндр. Сфера. Шар. Повторение основных элементов.
27 Усеченный конус. Усеченная пирамида. Ввести понятия усеченных пирамиды и конуса. Отрабатывать навык построения этих фигур. Понятие правильной усеченной пирамиды.
28 Правильные многогранники. Ввести понятие правильных многогранников. Установить различие между правильными многогранниками и правильными призмой и пирамидой.
29 Правильные многогранники. Отрабатывать навыки изображения правильного тетраэдра и октаэдра. Развертка правильных многогранников. Решение простейших задач на вычисление площади поверхности правильных многогранников.
30 Практическая работа. На чертежном листе выполнить или приклеить рисунки рассматриваемого правильного многогранника (по вариантам), его развертки. Написать информацию о существовании (или применении) правильных многогранников в природе и жизни, их значении.

Рисунок 6

Рисунок 7

31 Векторы. Основные понятия. Рассмотреть основные понятия, связанные с понятием вектора. Решать простейшие задачи на действия с векторами. Нахождение суммы и разности векторов по правилу многоугольника и многогранника. Нахождение суммы и разности векторов в различных геометрических фигурах. Представление данного вектора в виде разности или суммы исходных векторов.
32 Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.
33 Векторы в пространстве. Основные понятия. Решение простейших задач.
34. Обобщающий урок по материалам курса, подведение итогов.