Урок русского языка по теме "Публицистический стиль речи"

Разделы: Русский язык


Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели:

  • Предметные:
    • иметь представление об использовании различных стилей в речи,
    • дать представление о публицистическом стиле, его роли в речи, видеть текст
    • как единое целое, иметь представление о микротемах в тексте, уметь
    • употреблять данные категории с учетом речевой ситуации,
  • Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;
  • Развивающие: развивать речевой слух; формировать понимание связанности языковых явлений; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные: воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект
  • учащегося.

Оборудование:

  • Русский язык. 7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений //М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская , М “Просвещение”, 2016 г.
  • Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
  • Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  • Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

(обсуждение тем)

  • Технический прогресс и озоновые “дыры”
  • Не хожу я купаться на нашу речку
  • Как влияет технический прогресс на изменение климата планеты
  • АЭС: за ними будущее или будущее без них?

2. Мотивация к УД. Целеполагание. Тема и цели урока, определение содержания, установка на беседу.

Чтение предложенного текста.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

(Из “Поучения Владимира Мономаха”)

– Какова цель автора “Поучения...”? (дать наставления молодежи, поучение)

- Как лексика влияет на тон текста? (текст должен прочитываться с интонацией наставления, поучения)

- Какова основная тема "Поучения"?

- Какую мысль пытается передать автор текста?

- Является ли данный текст поучительным?

- Чему он учит? Что воспитывает?

- К какому стилю он относится? (к публицистическому)

- Почему?

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? С чем знакомиться? Правильно, с публицистическим стилем речи.

Запись названия темы урока.

Совместное открытие знаний

3. Актуализация знаний.

Словарная работа

Знакомство со словом "публицистический", "публицистика", "публичный" (работа со словарем, выяснение значения терминов)

Творческое задание

Соотнесите термины с их значением :

А) консенсус (5)

Б) транснациональный (2)

В) коммюнике (1)

Г) консолидация (4)

Д) девальвация (3)

Е) публицистика (6)

1) официальное сообщение о переговорах между государствами

2) выходящий за пределы одного государства, одной нации

3) понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте

4) упрочение, укрепление чего-либо

5) общее согласие по спорному вопросу

6) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.

Подберите однокоренные слова к слову публицистика: публицист, публицистический, публика, публичный, опубликовать.

- Когда же можно использовать данный стиль речи?

- Какие вы можете назвать особенности этого стиля?

- В чем его своеобразие? Каковы стилистические особенности?

4. Этап реализации построенного проекта

А сейчас я вам предлагаю создать собственное публичное выступление

Работа в группах:

  • 1 группа: создание выступления о необходимости создания школьного музея;
  • 2 группа: создание выступления о необходимости занятий спортом в подростковом возрасте.

5. Этап самостоятельной работы

Работа с текстом.

Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева “Земля родная”, за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

(на столах разложен распечатанный текст)

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

Беседа по прочитанному тексту

- Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? (эмоциональность, страстность). Эмоциональность “роднит” публицистику с художественным стилем.

- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (постоянно учиться говорить и писать). Призывность – отличительная черта публицистического стиля.

- Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).

6. Рефлексия

Составьте синквейн:

- 3 глагола

- 2 прилагательных

- 1 существительное

- 1 предложение

- ключевая фраза, отражающая тематику урока.

Выполнили мы задачи нашего урока? (Индивидуальные ответы; подведение итогов)

Откройте свои "Листы ожидания" от урока.

(зачитать некоторые)

7.  Самооценка. Оценить свою работу по карточкам: синяя - все удалось, активно работал; желтая - были проблемы, не всегда был активен; красная - не все получилось

8. Домашнее задание (на выбор):

  • Написать репортаж о каком-то знаменательном событии.
  • Сочинение-миниатюра "В защиту русских деревень",
  • "Технический прогресс или возвращение к истокам?"