Урок русского языка на тему "Строчная буква «р»". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет: русский язык ( обучение грамоте) 1 класс

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:  Тетрадь “Пропись” № 2, м/м проектор, компьютер, касса букв, карточка-образец написания строчной буквы р.

Цели урока:

  • Познакомить с письменным образцом строчной буквы р;
  • Способствовать формированию навыков анализа образца изучаемой буквы;
  • Способствовать формированию умений писать строчную букву р в слогах, словах, правильно выполнять соединения;
  • Способствовать формированию навыков чтения, умения формулировать ответ на поставленный вопрос, записывать ответ;
  • Способствовать развитию мелкой моторики на основе упражнений, развитию фонематического слуха.

Планируемые результаты:

Предметные:

- писать строчную букву р по образцу;

- выполнять слого–звуковой анализ слов;

- писать слоги, слова, комментируя;

- Составлять и писать предложения.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке;

- взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

- оценивать результаты своих достижений на уроке.

Личностные:

- Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

Ход урока

I. Организационный момент

Цели:

  • Организация настроя учащихся на учебную деятельность.
  • Формировать умения планировать работу на уроке, следовать поставленным задачам

Презентация.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечания
Приветствие

- Мы начинаем наш урок с планирования

Приветствие

- С чего мы всегда начинаем наш урок?

- Назовите ступеньки, по которым сегодня будем шагать.

На доске лесенка. По ходу ответов детей появляются записи на каждой ступеньке.

- 1. Определим тему и цели урока

Определяем, что будем делать и чему учиться

- 2. Делаем пальчиковую гимнастику

- 3. Применяем знания. Как будем применять знания: 1. Прописываем элементы букв;

2. Прописываем строчную букву р.

3. Прописываем слоги, работаем со схемами;

4  Прописываем слова;

5.Прописываем предложения.

-4. Проверяем, достигли ли цели: что узнали, чему научились.

Во время ответов учитель фиксирует на доске под вопросом как все этапы работы на уроке  
II. Актуализация знаний

Цели : актуализация знаний о звуках [ р],[ р'], написание печатной буквы р.

- На уроке чтения познакомились со звуком [ р].

- Я узнал(а), что звук [ р] согласный, звонкий, может быть твердым, может быть мягким.

- Звук [ р] обозначается буквой Р.

- С каким звуком познакомились на уроке чтения ?

 

- Что вы узнали об этом звуке?

 

- А какой буквой обозначается звук [ р]?

Учитель следит за речью учащихся, требует от детей полных ответов.

 

 

К доске выходит учащийся и из кассы букв выбирает нужную букву( печатную).

III. Определение темы, постановка целей урока

Цели: Определение темы урока

  • Постановка целей урока.
  • Определение собственной цели на данный урок каждым ребенком;
  • Определение форм работы на уроке для достижения поставленных целей
- Мы учимся писать. - Но у нас сейчас урок письма.

- Чему мы учимся на уроке письма?

Учитель требует полных ответов, не допускает хоровых ответов.
- Мы будем учиться писать письменную букву р. - Чему будем учиться сегодня на уроке? Показывает страницу и ориентирует учащихся.
- Будем учиться писать строчную букву р. - Откройте свои прописи на стр.26 и попробуем уточнить тему урока.  
Учащиеся проговаривают свои цели на урок:

- Научится писать строчную букву р.

- Научится правильно писать слоги и слова с буквой р.

- Пусть каждый поставит себе цель, чему он научится сегодня на уроке.

 

Желательно опросить всех детей, но если время не позволяет, можно опросить несколько детей, которые сами уже могут сформулировать цель, а затем помочь с определением цели тем, кому еще трудно.
IV. Пальчиковая гимнастика

Цели: Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики.

Выполняют упражнения для пальчиков рук по показу учителя.

Кто знает стишок- проговаривает.

Показывает упражнения, проговаривая:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора!

В качестве пособия для проведения пальчиковой гимнастики использую книжечку “Играем пальчиками и развиваем речь” авт. В. Цвынтарный - СПб. 2002г.
V. Работа по теме урока

Цели: Анализ элементов строчной буквы р. Правописание срочной буквы р; правописание слогов и слов с буквой р.

Донести до понимания каждого ребенка учебную задачу урока;

Способствовать формированию умений работать самостоятельно, в паре.

Рассматривают показы в “Прописи” стр. 26 - Рассмотрите, пожалуйста, как пишется строчная буква р.

- Какие элементы есть у этой буквы?

 
- У буквы р есть длинная палочка и палочка с закруглением вверху и внизу

Смотрят показ по CD диску (приложение к “Азбуке” Горецкого В.Г.)

- Давайте посмотрим, как пишется буква р Используется CD-диск (приложение к “Азбуке” Горецкого В.Г.)
- Начинаем писать палочку сверху вниз, затем возвращаемся и прописываем палочку с закруглением вверху и внизу. - Откуда начинаем писать букву р?  
- Смотрят показ и повторяют письмо в воздухе. - Просмотрите еще раз показ и в воздухе пропишите букву р.  
Выходят по рядам к доске и прописывают на доске букву р. - Выйдем к доске по рядам и покажем на доске, как вы можете написать строчную букву р.

- Как можем применить полученные знания?

Такой прием на уроке способствует предупреждению переутомления и помогает каждому ребенку проявить себя в овладении новыми навыками.
- Сначала прописываем показы элементов буквы р.

Затем пропишем букву р строчную.

  Учитель обращает внимание на правила посадки при письме.

Наблюдает, как ребята выполняют задание, если просят о помощи помогает, подбадривает

Дети самостоятельно работают в тетради. Подает сигнал окончания времени.

- Проверяем выполнение задания

- Что нужно было сделать?

Учитель наблюдает, чтобы все дети выполнили задание.
- Надо было прописать элементы и букву р. - Посмотрите, красиво ли получилась буква р обведите карандашом самую красивую букву. На доске карточка-образец строчной буквы р.
Выполняют самопроверку - Что дальше будем делать?  
- Будем писать слоги и слова - Как выполняем задание?  
- Сначала читаем слоги и слова, затем пишем.

Работают в парах, затем пишут слоги и слова.

- Прочитайте друг другу, что написано в “Прописи” Учитель обращает внимание на правила посадки при письме.

Учитель все время наблюдает, может спросить ребенка, какое слово он пишет.

VI. Физминутка

Цель: Предупреждение переутомления на уроке.

Повторяют движения и проговаривают. Показывает движения:

Мы писал, мы писали, Наши пальчик устали.

А теперь мы отдохнем и опять писать начнем.

 
VII. Этап применения знаний

Цели: Определить насколько полно могут применить свои знания на практике.

Понимать задания, выполнение под руководством учителя.

- Нет, ещё есть предложение.

 

Читают

- Все задания выполнили?

- Кто может прочитать предложение?

- Можно назвать это предложением?

Слайд 1

- Нет. Назвать это предложением не можем.

- Не понятно, что у Иры.

- Почему?

- Есть подсказка?

 
- Да. Нарисованы краски.

- И написано слово краски.

- Что можно сделать, чтобы получилось предложение?  
- Надо рядом со словом Иры дописать слово краски. - Прочитайте, что получится.  
- У Иры краски. - Давайте допишем слово краски.  
Дописывают слово, проговаривая.

- В конце предложения поставим точку.

- Что поставим в конце предложения?  
Взаимопроверка. - Проверьте друг у друга, правильно ли вы написали.

- Что еще увидели интересного?

Слайд 3

- Есть схема.

- Нет, не подходит.

 

- Подходит схема к слову краски?

 
- Над словом краски есть цифры. - Прочитайте с соседом по парте, какое слово получится.  
Работают в парах. - Какое слово получилось?  
- Получилось слово киска.

Сличают.

- Сличите слово киска со схемой.  
- Схема подходит к слову киска.

- В слове киска пять звуков.

Отхлопывают слоги. Считают:

- Два слога.

- Сколько звуков в слове?

- Сколько слогов?

 
-кис-

-ка

- Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

 
Работают в парах, раскрашивают схему. - Обсудите в парах каждый звук и раскрасьте схему. Учитель контролирует, помогает.
Проверяют схему. Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.  
- Да . Сделали все задания. - Есть пары, которые допустили ошибки?

- Посмотрите на нашу страничку. Все задания выполнили?

Слайд 4

Если есть дети, которые допустили ошибки, с ними следует провести индивидуальную работу в удобное время.

VII. Рефлексия

Цели: Учащиеся оценивают свои достижения на уроке

Учащиеся вспоминают цели урока, свои цели. - Чему учились на уроке?

- Какие цели ставили?

- Определите, насколько вы сегодня достигли своих целей.

Обращает внимание, на какой ступеньке находимся сейчас.
Определяют уровень усвоения материала: руки на поясе – низкий уровень, руки у плеч – средний, руки вверх – высокий уровень. Учитель прочитывает фразу, дети её продолжают Перед началом урока учитель заготавливает макеты ручек из бумаги.
- Ответы учащихся.

 

 

 

 

Встают, прикрепляют ручки.

- В начале урока при планировании мы поставили шкалу. На этой шкале я попрошу прикрепить ручку на том уровне, где вы сейчас находитесь. Слайд 5

Литература.

1. Бойкина М.В, Баканча Н.В. Обучение грамоте. Технологические карты уроков (к УМК “Школа России) – М.;СПб.: Просвещение 2013.

2. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте . Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс – М.: Просвещение 2012.