Программное содержание.
Познавательное развитие:
- Расширить представления детей о семье.
- Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения при решении математических задач и ребусов.
- Познакомить детей с правами и обязанностями.
Речевое развитие:
- Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя простые распространенные предложения.
- Учить пользоваться прямой и косвенной речью.
- Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
- Формировать интерес детей к изучению татарского языка и использованию татарских слов и выражений в речи.
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать культуру общения.
- Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.
- Развивать общительность и коммуникабельность.
Физическое развитие:
- Cовершенствовать умения детей согласовывать движения со словами, развивать двигательную активность детей.
- Формировать интерес к выполнению физических упражнений.
Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию творческой инициативы и художественных способностей ребенка.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Педагог. А что такое ребус, вы знаете? (Ответы детей) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.
Показывает карточку, на которой изображено: 7 я. Дети называют слово: семья.
- Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
2. Составление рассказа о семье.
- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя семья”. Кто хочет рассказать о своей семье? (Рассказы детей.) По ходу рассказа воспитатель задает вопросы:
- С кем ты живешь?
- Как зовут членов твоей семьи?
- Кто самый старший (младший) в семье?
- Для мамы, папы ты кто?
- Для бабушки, дедушки ты кто?
- Ты любишь своих близких? Почему?
- Кто чем занимается в твоей семье?
- Как ты заботишься о своих близких?
- Ребята, вы заметили, что дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Почему?
- Вы правы, потому что они любят своих родителей, свою семью. Когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, дома тепло и уютно. Вся семья счастлива. Приятно вспомнить минуты, когда вместе фотографировались.
- Назовите членов семьи на татарском языке. (əни, кыз, малаи, əти, əби, бабай)
3. Пальчиковая гимнастика
Бармак уены: «Гаилə».
- Бу бармак бабаи,
- Бу бармак əби,
- Бу бармак əти,
- Бу бармак əни,
- Бу бармак малаи (уң кулда).
- Бу бармак бабаи,
- Бу бармак əби,
- Бу бармак əти,
- Бу бармак əни,
- Бу бармак кыз (сул кулда).
4. Рассматривание иллюстраций «Семьи животных»
- Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц.
- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Объясните свой ответ.
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
- Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
- Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
- Найдите картинку и объясните, где изображена не семья.
5. Логические задачки.
1. В коридоре стоят 8 башмаком. Сколько детей в комнате?
2. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы?
3. Зайчиха-мать хочет напоить своих зайчат молоком. Посчитай по ушкам сколько у зайчихи зайчат?
6. Физкультминутка «Находчивая мама»
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
Устала я шагать-идти!
Зачем шагать? - сказала мать.
- Попробуй зайцем поскакать.
Вот так. Ещё давай-ка!
Отлично! Ай да зайка!
Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха...
Теперь - как бегает щенок.
Ух как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадётся кошка?
Неслышно, вкрадчиво, сторожко...
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но постой! Вот мы уже и дома!
(С.Погореловский)
7. Права ребенка
- Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Реб.
- Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Дети показывают картинки и объясняют свои права.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
1. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
2. Иметь просторный, добрый дом
3. Видеть тихий мирный сон.
4. Врачей помощь получать,
5. Обучаться, отдыхать,
6. Быть веселым и здоровым,
7. Восхищаться чем-то новым
8. И любить, и быть любим
Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Вы можете сообща:
Петь, играть и веселиться,
Бегать, прыгать и резвиться!
8. Игра «Помогаю маме»
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас? Дети берут со стола посуду, утюг, постель… и объясняют как они помогают маме.
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей
9. Психологическая гимнастика "Покажи как"
Ход: Дети с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя:
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
- нахмуриться, как - осенняя туча, злая волшебница
- улыбнуться, как- солнышко;
- разозлиться, как жадина
- испугаться, как трусливый заяц
- устать, как трудяга-муравей, как папа после работы.
10. Творческая работа «Я рисую семью»
Дети соединяют линиями точки с цифрами. Получается дом. В пустых окошках рисуют членов семьи.
- Ребята, кого вы поселили в своем домике?
- А вы маму свою любите? (Да).
- А за что вы маму любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т.д.).
- Значит, мама у вас какая? Добрая, заботливая, любимая, краси вая, ласковая и т.д.).
- А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да).
- (Дети поселяют маму - готовый трафарет. Радуются).
- Ребята, а кто в вашей семье водит машину? (Папа).
- А вы папу своего любите? (Да).
- А за что вы папу любите? Что он делает хорошего? (Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол и т.д.).
- Значит, папа у вас какой? (Хороший, умный, добрый, сильный и т.д.).
- Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите?
- Как хорошо вам теперь живется в своем домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.
Хорошо, что у вас у всех есть семья!
11. Итог занятия
- Скажите, что же такое семья?
- Семья — это группа людей, которые являются родственниками, проживают вместе в одном доме и ведут совместное хозяйство.
- Семья — это мама, папа и я.
- Семья — это родные люди, которые живут вместе.
- Что бы вы хотели пожелать своей семье?
(пожелания детей своей семье)