Игровая программа для 5–6-х классов о малочисленном финском народе - вепсах "Весь-чудь-вепсы"

Разделы: География, Внеклассная работа


Сценарный план.

  1. Подборка книг для ознакомления об одном из малочисленных угро-финских народов-вепсов.
  2. Составление сценария
  3. Публикация в сми кода к игре и приём заявок на игровую программу.
  4. Работа над презентацией
  5. Работа с ведущими над сценарием.
  6. Проведение мероприятия.

Что нужно знать и почитать перед игровой программой:

Шугай - душегрейка, “казачка”, фартуг, шамшура, калитки, “полька” и “ершик”, “без числа”, “смычок”, “лапа”. Осина, ель, рябина, весь-чудь, чухарь, бурак, корчага.

Литература.

1. Вепсы. Русский север. С-Пб, “золотой век”, М., “Бертельсманн медиа москау”, 2013, стр.16-17

2. Вепсы. Прибалтийско-финские народы. Народы и культуры. М., “Наука”, 2005, стр. 345-348, 388-396,  401-402, 404-405, 433-436.

3. Вепсы многонациональный петербург. История. Религии. Искусство. Спб., “Искусство-С-Пб”, 2002, стр.616-630 (информация похожая как во 2 источнике)

4. Вепсы. Северная энциклопедия. Европейское издание “Северные просторы”. М., 2006, стр.134-138

5. Вепсы. Народы и религии мира. Энциклопедия. Научное общество. “Большая российская энциклопедия”, М., 1998. Стр.124-125.

6. Вепсы. Атлас культур и религий. Народы россии, М., 2009, стр.196

Ведущие: матрёна и ефросинья (распространённые имена среди вепсов)

Матрёна:

Вепсь, бепся, людиникад, вепслайне — так называют себя вепсы, один из древнейших финно-угорских малочисленных народов России. В наши дни они живут небольшими группами между Ладожским, Онежским и Белым озерами в Ленинградской области, в Шелтозерском сельском поселении в Карелии, а также в Вологодской области. 

Вепсы потомки легендарных весей в Прибалтике. По приметам судили о благополучии семьи, о погоде, предсказывали судьбу. Сеять не начинали пока на небе не появлялись белые облака - значит будет хороший урожай ржи. когда на озёрах появляются кувшинки - пора садить ячмень. благоприятный день для посева – четверг, в понедельник садить нельзя.

Считается, что вепсы самые светлые среди европейцев.

А мы сегодня находимся в уникальном музее “вепслайне”. Давайте поприветствуем всех, кто сегодня собрался в нашем музейном комплекса.

После такой радушной встречи нельзя не заметить, что мы готовились к этому дню и поэтому

Вопрос 1. Внимательно слушать вопрос и услышать ответ в вопросе. Приготовились? Перед вами вепсы, именно так стали называть этот народ русские.

Слегка прослеживается монголоидность в разрезе глаз, тёмно-русый цвет волос. Если бы не национальные костюмы. На какой народ похожи вепсы на фотографии?

Ответ: не отличаются внешне от русских, (украинцев, белорусов).

Вопрос № 2. Внимание на экран. Слайд № 3. Этот головной наш офис имеет особенность. Внимательно присмотритесь. Именно эта деталь говорит о самобытности и древности этого народа, так как форма детали в образе птицы играла роль оберега жилища, поэтому и стала героиней многих сказок у разных народов. О какой домашней птице идёт речь?

Ответ: “курица”.

Просим вас зайти вовнутрь вепсского дома.

Вопрос № 3.

Слайд № 4.Вепские дома состояли из 2 изб, выстроенных под прямым углом друг к другу- так строили жилища древние народы, населявшие территорию современной Швеции и Финляндии. Что считалось в избе особенностью?

Ответ: в центре мы видим висячую колыбель или люльку, в которой ребёнок спал до 3 лет – это правильные ответы.

А из этого ответа Вопрос № 4. Вы ещё не ответили про особенность, почему люльку-колыбельку неоднократно использовали, а бывало так, что её просто сжигали. Можно предположить: почему так делали в семьях, что несколько поколений и одна и также колыбелька? С чем же это было связано?

Ответ: хранили несколько поколений, а значит никто из малышей не болел, т.е. связано со здоровьем. А если кто-то был болезненным до 3 лет – колыбель сжигали.

И ещё Вопрос № 5. Зачем в колыбель клали камень. Чем служил камень в люльке у малыша?

Ответ: в неё клали камень как оберег от злых духов.

Вопрос № 6. Обратите внимание на экран - всё та же изба, где справа находилось то, без чего хозяйка и семья не могли обходиться. Чем это место было так необходимо дому?

Ответ: тепло и пища. И если вы правильно посмотрели, то и правильно ответили и заработали 2 балла.

Вопрос № 7. Мы никуда не уходим из избы вепсов. Слева находится то, без чего невозможно было бы тепло в избе и на улице. О чём идёт речь?

Ответ: ткацкий станок. Обратите внимание на половички в доме - это тепло ногам ходить в холод, а одежда – на улице.

Слайд № 5. Каждая хозяйка должна уметь многое сама делать в своей избе и учить своих детей, а если этого не происходит тогда следующий Вопрос № 8. Кого называли жители “соломенной бабой”?

Ответ: Невесту. Ту невесту, которая мало вышила полотенец и если оставались в доме у жениха пустые крючки на них вешали пучки соломы, как позор неумехе.

Вопрос № 9.

А вот сейчас подсказки в нашей избе нет. Этот “бурак” обязательно есть в каждой семье. Он может быть для сбора ягод и грибов, а может и храниться одежда. Какой материал использовали для изготовления “бурака”?

Ответ: слайд № 6 . Бересту.

Вопрос № 10. Слайд № 7. Для чего использовали данный предмет вепсы? Можно написать название предмета утвари.

Ответ: корчага или для ловли рыбы.

(В этот момент в “избу” входит Ефросинья Романовна).

Матрёна: Ефросинья Романовна, а не поговорить ли нам о самом модном бренде этого сезона?

Ефросинья: с удовольствием, Матрёна Борисовна. Мода - это всегда и везде... пригодиться. Однако, зима наступила очень быстро и без “казачки” просто не обойтись.

Матрёна. Какая “казачка”?

Ефросинья. Какая? Какая? С широкими полями, конечно.

Матрёна. Ефросинья Романовна, вы ошибаетесь. К нам “казачка” в шляпе с широкими полями точно не придёт, так как ты не так всё поняла.

Ефросинья.

Команды, будьте добры напишите ответ на Вопрос № 11. мне его в кроссворд нужно поставить, если до вечера ничего не отвечу, не отдаст мне моя бабуля Мария Ферапонтовна мой телефон. Спрашиваю тихо, подскажите мне про казачку с широкими полями. Кто она? Или что она из себя представляет? Это вопрос № 11.

Матрёна. Ответили? и это правильный ответ: кофта

Ефросинья: Вот-вот всё подходит. А ещё можно вас спросить??

Вопрос № 12. Что такое “полька” или “ёршик”?

Матрёна.

Ответ: стрижка или причёска.

Ефросинья: нет, стрижка не подходит. У меня длиннее слово. Значит “причёска”. Ой, спасибочки. И ещё такой вопрос.

Матрёна: Напоминаю. Мы о моде задаём вопросы.

Ефросинья: Всё-всё. Молчу-молчу.

Вопрос № 13. Назовите элемент сарафанного комплекса, представляющий собой нагрудную одежду типа жилета, надеваемую поверх рубахи и сарафана?

Ответ: душегрея - душегрейка (жилетка).

Вопрос № 14 Внимание слайд № 8. Определите, где здесь “душегрея”, а где “шугай”?

Ефросинья. Эх, обожаю шугай, да ещё с пуговицами.

Матрёна. Не сбивай, команды с толку. Им сейчас нужно внимание. Написать под цифрой 14.1 цифры, которые относятся к душегрейке, а под цифрой 14.2 – цифры, относящиеся к шугаю. Все ответы оцениваются в 0,5 балла. (Время: 1,5 минуты)

А теперь правильные ответы: под цифрой 14.1 – 2,4,5,6, и под цифрой 14.2- 1,3.

Вопрос № 15.

Поверх сарафана надевали то, расцветка которого зависела от возраста женщины.

Ответ: слайд № 9.Фартуг.

Вопрос № 16.

Слайд № 10. Традиционный головной убор замужней женщины был похож на настоящее произведение искусства, А теперь: слайд № 11. Сейчас вы уже готовы сказать правильный ответ своему эксперту.

Как раз Ефросинья Романовна пойдёт вышивать себе этот головной убор.

Ефросинья: Пока не услышу правильный ответ не уйду - у меня в кроссворде этот вопрос имеется.

Матрёна: И вы совершенно правы это “шамшура”.

Ефросинья: Так - так всё подходит. Однако немножко ещё вопросиков и я ушла.

Вопрос № 17.  Что было принято крошить в молочный суп?

Матрёна: Ответ: хлеб.

Ефросинья.

Вот, здорово! Остаюсь дальше задавать вопросы, получать ответы и заносить их в свой кроссворд.

Вопрос № 18. Назовите волокуши, запряжённые лошадью для перевозки любого груза, так как называли вепсы.

Матрёна:

Между прочим, это слово похоже на часть скрипки, без которой мы не услышим музыки.

Ответили? Правильный ответ: слайд № 12. - это “смычок” именно так и именуют волокуши.

Ефросинья. А как праздники - так и вообще весело.

Матрёна: Так у всех народов праздники всегда долгожданные. Особенно любят их дети.

Вопрос № 19. да вот следующий вопрос. На Пасху для молодёжи устраивали на улице или в сарае несколько сколоченных досок, подвешенных на верёвках такое сооружение, которое сейчас есть в каждом современном дворике. раньше вмещало 5-6 человек, причём 4 человека посередине, а два по бокам, а сейчас в каждом дворике и 1-2 человека и хоть каждый день. Внимание!!! Как называется это сооружение, которое сооружалось для молодёжи на праздники, в частности на Пасху?

Ответ: качели.

Вопрос № 20. И ещё один известный в России народный праздник. Внимание! В это воскресенье этими пушистыми прутиками родители стегали детей, а также и кур – для здоровья, а позже ими погоняли скот во время первого выгона в поле.

Назовите воскресенье и прутики одним словом?

Ответ: верба.

Вопрос № 21. На Рождество и Новый год вепсы придерживались многочисленных запретов: нельзя было отдавать посторонним что-либо из дома: деньги, семена, соль, а вы назовёте ещё один запрет, который у многих народов считается вообще самым главным. Итак, на рождество нельзя отдавать из дома семена, деньги, соль и продолжите мою мысль?

Ответ: огонь.

Ефросинья. Вот мои последние вопросы:

Вопрос № 22. Речь идёт о девичьей косе. Сколько прядей “без числа” у вепсов?

Ответ: 6 прядей.

Вопрос № 23. Как называются открытые пирожки из ржаной муки?

Ответ: калитки.

Ура, вот теперь можно и к бабушке за телефоном.

Матрёна. А шамшура?

Ефросинья. После бабушкиных калиток и телефона.

Матрёна.

До встречи! Только не забудь у экспертов забрать все листы.

Сейчас мы узнаем результаты игры, а пока Ефросинья немножко вопросиков на прощанье задаст 3 вопроса.

Ефросинья: Эх, думала уж можно к бабуле и, наконец-то, возьму в руки свой телефон... Ладно, в ход идут мои любимые вопросы:

Почему весной и летом вепсы не брили бороды?

Ответ: Кто сеет, тот не стрижёт волосы и не бреет бороду с весеннего сева до поздней осени, “Чтобы был обильным и густым урожай”.

Кому в лес несли две горбушки от целой буханки хлеба, соль, яйцо от белой курицы, сушёную рыбу, табак, спички, сахар, чай, красные нитки, а узел нужно было завязывать левой рукой. Кто должен в лесу принять такой подарок?

Ответ: хозяину леса, лешему.

Зачем?

Если кто-то потерялся, чтоб найти.

Подведение итогов игровой программы.

Презентация

Приложение