Урок русского языка на тему "Однокоренные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Формируемые УУД:

  • познавательные - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные – установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Наглядность: плакат, карточки с заданием, символы “Смайлы”.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте предложения. Определите части речи.

Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.

- Дайте определение каждой части речи.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Прослушайте сказку “Семья слов”.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.

Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.

Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

Учитель показывает карточку с обозначением корня.

- Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.

Учащиеся читают на плакате:

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.

2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.

лес сад цвет
лесок посадка цветок
лесной посадил цветной
лесник садовник цветник

IV. Работа по теме урока.

1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.

Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.

2. Работа по учебнику.

Упр. №107 (с.61).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова, выделите корень.

- Прочитайте правило.

- Расскажите правило соседу по парте.

Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).

Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)

4. Выполнить упр. №108(с.61).

Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.

V. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

VI. Закрепление изученного.

1. Найдите в пословицах однокоренные слова.

(Пословицы на интерактивной доске).

  • Ум да разум надоумят сразу.
  • Думай, да чтобы не передумать.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.

Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.

2. Грамматическая сказка.

- Прослушай те сказку.

Родня ли Гусеница Гусю?

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- Я ваша тётка – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе “родственники”?

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.

А Петя возразил:

- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав?

Почему?

3. Работа по учебнику.

Упр. №109(с,62).

- Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.

Упр. №110(с.62). Устно.

Знакомство с новым словом из словаря.

Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).

Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.

VII. Рефлексия.

- Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.

(Работа с карточками).

1. Водитель, водит, вода

2. Вода, водичка, водить.

3. Коса, косичка, косить.

4. Желток, железо, жёлтый.

5. Циркуль, циркач, цирк.

6. Часовщик, час, часть.

- Проверка работ.

- Какие слова называют однокоренными?

- Оцените свою работу на уроке.

( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”).

VII. Подведение итогов.

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие задания были наиболее интересными?

Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.