Развитие двигательных качеств школьников средствами спортивного ориентирования и туризма в урочной и внеурочной деятельности (из опыта работы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность и перспектива

“Развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся...” как отмечено в ФГОС, является целью физической культуры основной школы. Важным качеством образования является и состояние здоровья школьников.

На сегодняшний день в школе учится 740 человек.

  • 93% учащихся составляет основную группу здоровья,
  • 15% - подготовительную,
  • 2% - специальную.

Медицинский осмотр в начале учебного года показал, что

  • 30% школьников имеют заболевания дыхательной системы,
  • 36% - нарушение опорно-двигательного аппарата,
  • 24% - органов зрения,
  • 10% - заболевания сосудистой системы.

Анализ данных показывает необходимость поиска новых средств повышения здоровья учащихся.

Два урока в неделю не могут решить проблему повышения двигательной активности школьников. Министерством образования РФ был введен третий час внеурочной деятельности.

Учитывая пожелания школьников, я выбрала проведение дополнительного часа внеурочный деятельности “Спортивное ориентирование и туризм” в 5 классе (34 часа в год), которое было утверждено администрацией школы. По данной программе работаю 3 года. Вначале была утверждена, как программа кружка внеурочной деятельности, составленная в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Оздоровительное значение ориентирования давно известно. В ряде европейских государств это обязательная школьная дисциплина, а с 2001 года – это обязательный предмет во всех учебных заведениях Китая.

Умение ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимо в трудовой и военной деятельности каждому человеку.

Основная педагогическая идея:

  • приобщение к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
  • поиск новых средств улучшения здоровья школьников;
  • снижение потребности в занятиях спортом.

Причины разработки опыта:

  • ухудшение здоровья школьников;
  • необходимость улучшения физической подготовленности учащихся.

В работе опираюсь на достижение успеха и необходимость развития индивидуальных способностей учащихся. Ликвидации слабых сторон физической подготовленности.

Тренировки проходят на открытом воздухе, на природе. Что благоприятно сказывается на психическом состоянии ребят, снимает эмоциональное напряжение. Поэтому использование этого вида спорта в качестве средства повышения состояния здоровья, улучшения физической подготовки школьников, весьма актуально. Прикладное значение занятий ориентированием делает его актуальным в военно-патриотическом воспитании.

Достоинства спортивного ориентирования – нет потребности в больших материальных затратах, занятия проходят на природе.

Технология опыта: проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, сохранения и укрепления здоровья школьников, является в настоящее время одной из важных.

Цель: повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Задачи:

  • укрепление здоровья школьников;
  • развитие двигательных способностей;
  • воспитание потребности к систематическим занятиям спортом. Формирование ключевых компетенций для самореализации;
  • формирование умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями в целях тренировки, отдыха, совершенствования и укрепления здоровья.

Формы организации и виды урока:

  • соревнование;
  • урок-тренинг;
  • игра.

Урок строится с использованием приемов и методов технологий: элементов дифференцированного обучения, игровых технологий, элементов здоровьесберегающих технологий. В основе урока - личностно-ориентированное обучение, поэтому основные формы организации урока – парная, индивидуальная. Методы обучения – информативно-развивающий, практические (метод целостного, целостно-расчлененного разучивания, метод подводящих упражнений). При этом высок уровень самостоятельности обучающихся: на уроке ставится общая цель и каждым учеником личная, в зависимости от уровня владения техникой и тактикой ориентирования, планируется программа действий на уроке, прогнозируется деятельность, анализируется, контролируется, рефлексируется.

Контроль за развитием физических качеств, занимающихся осуществляется на основе разработанной методики оценки по абсолютным и с учетом прироста результатов. В конце курса учащимся присваивается юношеский разряд (за прохождение трех дистанций городских соревнований по ориентированию и туризму). Что является итоговым показателем освоения программы.

На уроке осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Дифференцирую нагрузки по уровню физической подготовленности, по половому, психологическому признакам. В уроки включаются информационные беседы.

Особенностью спортивного ориентирования является сочетание мыслительных операций с большой физической нагрузкой. Дистанция ориентирования планируется таким образом, чтобы от одного контрольного пункта к другому было минимум три варианта пути. Спортсмену необходимо потрудиться, оценивая преимущество того или иного маршрута. Рассчитывая скорость бега в зависимости от условий местности. Держа в памяти цепочку ориентиров, по которым пролегает путь. Контролируя расстояние, направление движения и прохождение ориентиров. Все это требует от спортсмена концентрации внимания, наблюдательности, скорости мышления, памяти. Мыслительные процессы осуществляются на высокой скорости передвижения. Что требует хорошей физической подготовки участника соревнований.

Поэтому большое внимание уделяется организации и проведению теоретических и практических занятий в классе – тренингов. На начальном этапе обучения детей технике ориентирования использую составление простейших схем местности с применением измерений, что способствует адекватному восприятию местности и карты, развитию воображения, что качественно влияет на темпы формирования у занимающихся умений и навыков, составляющих основу техники спортивного ориентирования.

Практические занятия на местности включают: кроссы, способы передвижения на лыжах, подвижные и спортивные игры, тренировочные старты, отработку технических и тактических приемов ориентирования и туризма. Большое внимание уделяю тренировке силы, выносливости, ловкости. Обучение техническим приемам и развитие двигательных качеств на уроке – два взаимосвязанных процесса.

Большое внимание на тренировках уделяется таким упражнениям: чтение карты, контроль направления, способы контроля расстояния, выбор пути, движение по азимуту. А также упражнениям на развитие памяти, внимания. Например, кросс по пересеченной местности сочетается с ориентированием по памяти. Уроки, на которых целенаправленно отрабатываются отдельные элементы ориентирования (без компаса, по памяти, в паре. У одного только четные контрольные пункты, у другого – нечетные). Очень нравится ребятам упражнение “веер”. На старте запоминается путь на первый контрольный пункт и пробегается с отметкой. Затем на второй и т.д.

Выбор пути – одна из интересных задач в ориентировании. Умение выделить цепочку ориентиров каждого варианта, просчитать скорость и надежность каждого. Выбрать оптимальный. Это основной прием ориентирования. Требует постоянной тренировки.

Для отработки использую такое упражнение. Спортсмены на карте рисуют три возможные пути передвижения от одного контрольного пункта к другому. Оценивают. Поясняют. Затем по очереди в одинаковом темпе пробегают каждый. Это упражнение проводятся также во время кросса.

В каждом занятии включаю для отработки один технический прием.

Результативность:

За последние три года учащиеся показывают100% успеваемость и качество знаний.

Школьники приобщаются к занятиям в различных спортивных секциях: стрельбе, ориентирования и туризма, атлетической гимнастики, гимнастики, футбола.

Являются победителями и призёрами городских, областных соревнований по спортивному ориентированию и туризму, по лёгкой атлетике, гимнастике.

Воспитанники входят в состав сборной области по ориентированию и туризму. Призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (2014 и 2015 гг.).

2013 г. – 2 место в городской Спартакиаде по военно – спортивным видам спорта (входит 6 видов).

Ученики успешно поступают и продолжают образование на факультетах физического воспитания в учебных заведениях страны и высших военных училищах.

Вместе с учителем разрабатывают планы самостоятельной подготовки, домашние задания. За последние годы вырос показатель здоровья.